Дело № 2-287/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Новоселово 20 августа 2015 года
Новоселовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Дубовик Т.Г.,
при секретаре Калугиной Н.С.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Новоселовского района Полянской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новоселовского района Красноярского края в интересах Гусевой Т.Б. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Светлолобовская средняя общеобразовательная школа № 6 о взыскании невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоселовского района Красноярского края обратился в суд в интересах Гусевой Т.Б. с вышеуказанным заявлением.
В обоснование своих требований указал, что по заявлению Гусевой Т.Б. прокуратурой Новоселовского района была проведена проверка исполнения МБОУ Светлолобовская СОШ № 6 законодательства об оплате труда. В ходе проверки установлено, что при исчислении размера причитающейся работнику заработной платы не соблюдены правила начисления районного коэффициента и северной надбавки, что привело к нарушению права Гусевой Т.Б. на оплату труда в полном размере.
В заявлении указано, что Гусева Т.Б. является работником МБОУ Светлолобовская СОШ № 6, занимает должность младшего обслуживающего персонала. В соответствии с действующими на территории Новоселовского района муниципальными нормативно-правовыми актами, оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений, в том числе, МБОУ Светлолобовская СОШ, производится с учетом следующих норм.
Согласно п.п. 1 п. 1 Положения о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, оплата труда работников учреждений включает в себя оклады, выплаты компенсационного и выплаты стимулирующего характера. В силу п.п. 4 п. 3 Положения, в случаях, определенных законодательством Российской Федерации и Красноярского края, к заработной плате работников учреждений устанавливаются районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Согласно п.п. 2 п. 4 Положения работникам, месячная зарплата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленной п. 2.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений», предоставляется региональная выплата. Региональная выплата для работников рассчитывается как разница между размером заработной платы, установленным обозначенным пунктом, и месячной заработной платой конкретного работника при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей).
Постановлением администрации Новоселовского района от 24.10.2014 года № 695, положения которого применяются к правоотношениям, возникшим с 01.10.2014 года, оклад, ставка заработной платы работников, относящихся к профессиональной группе «общеотраслевые профессии рабочих 1 уровня», 1 квалификационный уровень, установлены в размере 2231 рубль.
В заявлении прокурор указал, что при начислении заработной платы Гусевой Т.Б. за период с марта 2015 года работодателем неверно осуществлялось применение районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ввиду неправильного толкования законодательных норм.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 года составлял 5554 рубля в месяц, с 01.01.2015 года – 5965 рублей.
При начислении работнику Светлолобовской СОШ заработной платы в спорный период видно, что размер начисленной заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Прокурор в заявлении указал, что нормами трудового законодательства допускается установление окладов, как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
С учетом приведенных норм, прокурор Новоселовского района полагает, что заработная плата Гусевой Т.Б., которая выполнила норму рабочего времени, должна исчисляться в следующем порядке:
- с 01.01.2015 года: оплата по окладу + установленные учреждением доплаты + доплата до МРОТ = 5965 рубля + 30% (районный коэффициент) + 30% (северная надбавка) = 9 544 рублей в месяц.
Таким образом, заработная плата Гусевой Т.Б. за март - май 2015 года должна составлять <данные изъяты> рубля ежемесячно. Однако фактически заработная плата работнику начислена в меньшем размере, разница составляет <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес и.о. руководителя управления образования администрации Новоселовского района внесено представление об устранении нарушений законодательства об оплате труда. Однако до настоящего времени требования прокурора не исполнены.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просит взыскать с МБОУ Светлолобовская СОШ № 6 в пользу Гусевой Т.Б. задолженность по заработной плате за период с марта 2015 года по май 2015 года в общей сумме <данные изъяты> рублей.
В ходе рассмотрения дела помощник прокурора Новоселовского района Полянская Е.В. заявленные в интересах Гусевой Т.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении.
Гражданский истец Гусева Т.Б., представитель ответчика директор МБОУ «Светлолобовская СОШ № 6» Лисовина Е.А., и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, руководитель МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Новоселовского района» Горбунова А.В., извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились. В представленных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом данных обстоятельств и положений ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие гражданского истца, представителей ответчика и третьего лица.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно ст. 2 ТК РФ, обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
В ходе судебного заседания установлено, что Гусева Т.Б. работает в МБОУ «Светлолобовская средняя общеобразовательная школа № 6 имени героя России Мудрова М.И.» сторожем. В соответствии с представленными работодателем расчетными листками, заработная плата Гусевой Т.Б. состоит из оклада, стимулирующих выплат, районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, доплаты.
Как следует из указанных расчетных листков, общее начисление за фактически отработанные 25 рабочих дней в марте 2015 года составило <данные изъяты> рубль, куда включаются: <данные изъяты>.
Заработная плата за апрель 2015 года выплачена в размере <данные изъяты> рубль, за май 2015 года в размере <данные изъяты> рублей с учетом праздничных дней, куда также включены оклад, стимулирующие выплаты, доплата, районный коэффициент и северная надбавка, а также доплата за ночные часы.
При начислении заработной платы Гусевой Т.Б. ответчик руководствовался Положением о системах оплаты труда работникам муниципальных учреждений, утвержденным Решением Новоселовского районного Совета депутатов от 30.09.2014 года № 49-281р.
Согласно п.п. 1 п. 1 Положения о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, оплата труда работников учреждений включает в себя оклады, выплаты компенсационного и выплаты стимулирующего характера. В силу п.п. 4 п. 3 Положения, в случаях, определенных законодательством Российской Федерации и Красноярского края, к заработной плате работников учреждений устанавливаются районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно п.п. 2 п. 4 Положения работникам, месячная зарплата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленной п. 2.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений», предоставляется региональная выплата. Региональная выплата для работников рассчитывается как разница между размером заработной платы, установленным обозначенным пунктом, и месячной заработной платой конкретного работника при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей).
Постановлением администрации Новоселовского района от 24.10.2014 года № 695, положения которого применяются к правоотношениям, возникшим с 01.10.2014 года, оклад, ставка заработной платы работников, относящихся к профессиональной группе «общеотраслевые профессии рабочих 1 уровня», 1 квалификационный уровень, установлены в размере 2231 рубль.
Федеральным законом от 20.04.2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст. 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01.09.2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).
Однако действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае в период с 01.01.2014 года – 5 554 рубля, с 01.01.2015 года – 5965 рублей). При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Из материалов дела видно, что размер начисленной и выплаченной Гусевой Т.Б. заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности с особыми климатическими условиями был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.
С учетом данных обстоятельств, учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о начисленной заработной плате за спорные периоды времени Гусевой Т.Б. и количестве отработанных ею дней, суд, в соответствии с расчетом, который сторонами не оспорен, согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922, считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора в интересах Гусевой Т.Б. и взыскать с МБОУ Светлолобовская СОШ № 6 недоначисленную заработную плату в пользу Гусевой Т.Б. в размере <данные изъяты> рублей, исходя из следующих расчетов:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор Новоселовского района на основании ч. 2 ст. 45 ГПК РФ при подаче иска в интересах Гусевой Т.Б. был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая положения п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика МБОУ Светлолобовская СОШ № 6 подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные прокурором Новоселовского района требования удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Светлолобовская средняя общеобразовательная школа № 6 имени героя России Мудрова М.И. в пользу Гусевой Т.Б. задолженность по заработной плате за период с марта 2015 года по май 2015 года в общей сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Светлолобовская средняя общеобразовательная школа № 6 имени героя России Мудрова М.И. в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Новоселовский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.Г. Дубовик