Дело № 2а-1829/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2017 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,
с участием:
административного истца – Малькова Сергея Юрьевича,
представителя административного истца – Струсь Богдана Федоровича,
заинтересованного лица – Мальковой Ирины Георгиевны,
представителя заинтересованного лица – ФГКУ «Крымское территориальное управление жилищного обеспечения» МО РФ – Алексеенко Антонина Петровна, доверенность № 390 от 21.07.2017,
представителя заинтересованного лица - 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ – Ганиной Натальи Петровны, доверенность № 184/07/6297 от 14.06.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малькова Сергея Юрьевича к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Минобороны России, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России, заинтересованные лица: Малькова Ирина Георгиевна, ФГКУ «Крымское территориальное управление жилищного обеспечения» МО РФ, 1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Мальков Дмитрий Сергеевич, Мальков Максим Сергеевич, о признании незаконным решения и об обязанности совершить определенные действия,
установил:
Мальков Сергей Юрьевич обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, в котором просил: признать отказ Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений в исключении <адрес> по адресу: <адрес> из специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма необоснованным; обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Департамента имущественных отношений принять решение об исключении указанной служебной квартиры из специализированного жилищного фонда; обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Департамента имущественных отношений принять решение о включении <адрес> по адресу: <адрес> площадью 45,8 кв.м. в фонд социального пользования.
Исковые требования мотивированы следующим.
Мальков С.Ю., майор медицинской службы, старший преподаватель – врач учебного полигона, уволен с военной службы в отставку в связи с организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность военной службы в ВС РФ при увольнении – 13 лет 01 месяц.
1997 отделением Морской инженерной службы КЧФ за № 151 от 01.09.2004 истцу и членам его семьи был выдан талон к ордеру на служебное помещение площадью 45,8 кв.м. по адресу: <адрес> без указания конкретного срока.
Согласно выписке из приказа командующего Черноморским флотом по личному составу № 0279 обеспечен жильем по установленным нормам, был уволен в служебную квартиру с оставлением в списках очередников.
С момента получения талона к ордеру на квартиру до настоящего времени истец и его семья зарегистрированы и проживают в указанной квартире. Данная квартира является единственным жильем для Малькова С.Ю. и членов его семьи.
В целях реализации своего права на приобретение в собственность жилого помещения, полученного истцом на основании талона к ордеру, в силу статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» и пункта 6 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», истец 25.12.2013 обратился в адрес командующего Черноморским флотом с обращением о статусе квартиры, которая была выделена на основании талона к ордеру.
02.04.2014 за № 45/132 в адрес Малькова С.Ю. поступил ответ, в котором ему сообщили, что в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 30.09.2010 за № 1280 «О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений» полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями наделено ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ.
08.11.2016 истец обратился с письмом в Министерство обороны Российской Федерации о предоставлении информации об исключении жилья из числа служебных и статусе квартиры на сегодняшний день.
26.12.2016 Мальков С.Ю. получил ответ, в котором ему сообщили, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, граждане, уволенные с военной службы, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации, в исключительных случаях право постоянного проживания, которое может быть реализовано посредством исключения из специализированного жилищного фонда занимаемых ими служебных жилых помещений. Оснований для постоянного проживания не имеется.
29.12.2016 истец снова обратился с заявлением об исключении из числа служебных квартиры, которую ему предоставили на основании талона к ордеру, и заключить с ним договор социального найма.
23.01.2017 в адрес ФИО11 поступил ответ, в котором ему сообщили, что жилые помещения Министерства обороны Российской Федерации предоставляются по договорам социального найма в установленном порядке военнослужащим, состоящим в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, а поскольку после увольнения истцу предоставили служебное жилье, то с учета как нуждающийся он был снят.
С данным ответом ФИО11 не согласен, ссылаясь на положения Конституции РФ, статьи 11, 51, 93, 108 Жилищного кодекса РФ, статью 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», положения Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Определением суда от 22.06.2017 к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика – Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в качестве заинтересованных лиц – Мальков Дмитрий Сергеевич, Мальков Максим Сергеевич.
Определением суда от 24.07.2017 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования, просили административный иск удовлетворить.
Заинтересованное лицо Малькова И.Г. также исковые требования просила удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц 1 отдела (г.Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и ФГКУ «Крымское территориальное управление жилищного обеспечения» МО РФ возражали против удовлетворения иска. Представитель 1 отдела (г.Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ представила письменные возражения.
Ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Министерства обороны Российской Федерации направил в суд возражения на административный иск, в которых просил прекратить производство по делу, судебное разбирательство провести в отсутствие Министерства обороны Российской Федерации.
Заинтересованные лица Мальков М.С. и Мальков Д.С. в судебное заседание так же не явились, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие и о поддержании исковых требований.
С учетом изложенного, мнения участников судебного процесса, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что приказом командующего Черноморским флотом по личному составу № 0279 от 30.12.2009 Мальков С.Ю. досрочно уволен с военной службы в отставку в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона). Выслуга лет в ВС: календарная – 13 лет 01 месяц. Обеспечен служебным жильем по установленным нормам. Изъявил желание уволиться в служебную квартиру с оставлением в списках очередников.
Согласно ордеру 1997 отделения Морской инженерной службы КЧФ № 151 от 01.09.2004 истцу с семьей из трех человек предоставлено право занятия трех комнат площадью 45,8 кв.м. в <адрес> по адресу: <адрес>. Мальков С.Ю., его супруга – Малькова И.Г. и двое сыновей Мальков Д.С. и Мальков М.С. зарегистрированы по указанному адресу.
Согласно ответу Управления Черноморского флота от 02.04.2014 № 45/132 на обращение Малькова С.Ю. от 25.12.2013 в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республик Крым и города федерального значения Севастополя» находящееся на территории Республики Крым государственное имущество и земельные участки Украины перешли в федеральную собственность Российской Федерации. В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 15.10.2009 № 205/2/709 предписано прекращение исключения жилых помещений их специализированного жилищного фонда, а также при выявлении случаев исключения жилых помещений их специализированного жилищного фонда необходимо проводить служебные расследования с привлечением должностных лиц к ответственности.
Согласно ответу ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России от 31.10.2016 № 141/8/4/6927 на обращение ФИО11 от 29.09.2016 по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, сообщается, что указанная квартира является собственностью Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России. Согласно распоряжению Севастопольской городской государственной администрации от 15.12.1997 № 2271-р «О включении в число служебных жилых помещений» указанная квартира относится к специализированому жилищному фонду Министерства обороны РФ. В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса РФ. Дополнительно сообщено, что на основании статьи 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях, а также служебные жилые помещения.
Кроме того, согласно ответу Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 26.12.2016 № 194/11/32665 на обращение Малькова С.Ю. в части, касающейся жилищного вопроса, разъяснено право на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 «О статусе военнослужащих». В связи с отсутствием в Департаменте сведений о нахождении истца на учете нуждающихся, оснований для положительного рассмотрения обращения Малькова С.Ю. и предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для постоянного проживания не имеется.
23.01.2017 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации направил ответ № 194/1/95-69718/562 на обращение Малькова С.Ю. по жилищному вопросу, поступившее из Управления Министерства обороны Российской Федерации по работе с обращениями граждан (общественной приемной Министра обороны Российской Федерации» письмом от 29.12.2016 № УГ-69718, согласно которому жилые помещения Минобороны России предоставляются по договорам социального найма в установленном порядке военнослужащим, состоящим в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениям (далее реестр). По данным реестра истец в Минобороны России на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоит. Разъяснено, что для рассмотрения вопроса о принятии Малькова С.Ю. на учет нуждающихся в жилых помещениях, ему необходимо представить в 1 отдел ФГКУ «Югрегионжилье» документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма по месту прохождения службы или по избранному после увольнения месту жительства согласно порядку, действовавшему в 2000-2010 годах на момент возникновения оснований к увольнению с военной службы (рапорт о постановке на соответствующий учет нуждающихся, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, сведения, подтверждающие включение в базу данных «Учет» по ФГ КЭУ, КЭЧ района).
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, признанных в период прохождения военной службы нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и членов их семей, регулируется статьями 49-59 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 15, 15.1, 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 15 указанного Закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2014 № 1280 служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей на время прохождения военной службы в соответствующем гарнизоне в срочное возмездное владение и пользование, для использования в целях проживания.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из анализа указанных норм следует, что обеспечение жильем военнослужащего и членов его семьи, возможно только при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из вышеуказанных писем Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а также персональной карточки учета военнослужащего, нуждающегося в жилье, следует, что Мальков С.Ю. на таком учете не состоит. В частности, из персональной карточки следует, что истец поставлен на учет военнослужащего, нуждающегося в жилье, 20.11.2003; снят с учета 29.06.2006 в связи с получением служебного жилья.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в переделах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Таким образом, понуждение собственника жилищного фонда к изменению статуса жилых помещений недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
С учетом вышеизложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 28.08.2017.