Дело № 2-1478/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р• РЎ РЈ Р” Рђ
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
03 октября 2019 РіРѕРґР° РіРѕСЂРѕРґ Рлектросталь
Рлектростальский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РІ составе:
председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,
СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Шумилиной Р•.Р.,
при секретаре Морозовой Л.В.,
СЃ участием ответчика индивидуального предпринимателя РђРЅРѕСЃРѕРІР° Р’.Р. Рё его представителя – адвоката РќРёРєРѕРЅРѕРІР° Рђ.Р’. (РїРѕ ордеру), представителя третьего лица Комитета имущественных отношений Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области – Тумановой Рћ.Рђ. (РїРѕ доверенности),
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі.Рлектросталь Рє индивидуальному предпринимателю РђРЅРѕСЃРѕРІСѓ Валерию Рвановичу Рѕ прекращении деятельности РІ нестационарном торговом объекте,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
05.06.2019 Рі. РІ СЃСѓРґ обратился РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Рі. Рлектросталь СЃ РёСЃРєРѕРј Рє индивидуальному предпринимателю РђРЅРѕСЃРѕРІСѓ Р’.Р. Рѕ приостановлении деятельности РІ нестационарном торговом объекте.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой РіРѕСЂРѕРґР° проведена проверка РїРѕ обращению Владимировой Рћ.Рђ. РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ незаконного размещения нестационарных торговых объектов РЅР° территории Рі.Рѕ.Рлектросталь. Установлено, что между Комитетом имущественных отношений администрации Рі.Рѕ.Рлектросталь Рё РРџ Аносовым Р’.Р. заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РѕС‚ 24.05.2016 Рі. в„– 81 РЅР° право размещения нестационарного торгового объекта РїРѕ <адрес> (остановочный павильон). Размещение указанного нестационарного торгового объекта РЅРµ соответствует требованиям стандарта отрасли РћРЎРў 218.1.002-2003 «Автобусные остановки РЅР° автомобильных дорогах. Общие технические требования», утв. распоряжением Минтранса Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 23.05.2003 в„– РРЎ-460-СЂ, согласно которому ширину посадочной площадки принимают РЅРµ менее 3 Рј, Р° длину – РЅРµ менее длины остановочной площадки. Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена РЅРµ ближе 3 Рј РѕС‚ РєСЂРѕРјРєРё остановочной площадки (Рї.3.3.2, 3.10.6), торговые РєРёРѕСЃРєРё допускается размещать Р·Р° пределами посадочных площадок ожидания (Рї.3.16.1). Нарушение законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения создают СѓРіСЂРѕР·Сѓ Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ граждан – посетителей торгового объекта Рё участников РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. РџСЂРё возникновении чрезвычайной ситуации нарушения РјРѕРіСѓС‚ повлечь многочисленные человеческие жертвы. РљСЂРѕРјРµ того, РІ нарушение требований пожарной безопасности указанный нестационарный объект находится РЅР° расстоянии менее 15 метров РѕС‚ жилого РґРѕРјР°.
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Рі.Рлектростали РїСЂРѕСЃРёР» приостановить деятельность РРџ РђРЅРѕСЃРѕРІР° Р’.Р. РІ нестационарном торговом объекте РїРѕ <адрес> (остановочный павильон). Одновременно РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении заявил истец ходатайство Рѕ принятии мер РїРѕ обеспечению РёСЃРє РІ РІРёРґРµ запрета деятельность индивидуального предпринимателя РђРЅРѕСЃРѕРІР° Р’.Р. РІ нестационарном торговом объекте РїРѕ <адрес> (остановочный павильон) (Р».Рґ.2-5).
22.08.2019 Рі. РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј исковые требования уточнены, Рѕ чем Рє производству СЃСѓРґР° принято уточненное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, РІ соответствии СЃ которым РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РїСЂРѕСЃРёС‚ прекратить деятельность индивидуального предпринимателя РђРЅРѕСЃРѕРІР° Р’.Р. РІ нестационарном торговом объекте РїРѕ адресу<адрес> (остановочный павильон); обязать РђРЅРѕСЃРѕРІР° Р’.Р. освободить земельный участок РїРѕ <адрес> (остановочный павильон), - путем удаления нестационарного торгового объекта РЅРµ позднее 7 дней СЃ момента вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу (Р».Рґ.73-76).
Р’ представленных РІ дело возражениях РѕС‚ 02.09.2019 Рі. ответчик указал РЅР° категорическое несогласие СЃ РёСЃРєРѕРј РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, поскольку установленные РёРј павильоны были построены РЅРµ самовольно, Р° после прохождения процедуры согласования Рё получения разрешения РЅР° РёС… возведение, РІ том числе Рё СЃ противопожарной службой, выразившей СЃРІРѕС‘ согласие. РћРЅ, как предприниматель, обратился РІ Администрацию Рі.Рлектросталь СЃ заявлением Рѕ размещении павильонов РїРѕ различным адресам, РІ том числе Рё Сѓ автобусной остановки Сѓ <адрес>, представив межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ вопросам потребительского рынка акт выбора земельного участка для строительства объектов недвижимости, согласования проектных решений, технических условий, РёР· которого следует, что расположение павильонов было согласовано СЃ собственником земли, архитектурно-градостроительной службой, РўРћ РўРЈ Роспотребнадзором, РР¤ ГУ РњРћ «Противопожарная служба РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области, иными службами, чье разрешение для установления павильонов было обязательным. РћРЅ РЅРµ нарушал никаких правил Рё РЅРѕСЂРј РїСЂРё размещении торгового объекта РїРѕ <адрес> (остановочный павильон). Р’РѕРїСЂРѕСЃ законности Рё обоснованности размещения павильонов РїРѕ <адрес> был подтвержден постановление Рлектростальского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 17.11.2011 Рі., вступившем РІ законную силу 28.11.2011 Рі. Ссылки истца РЅР° РЅРѕСЂРјС‹, принятые РїРѕР·Р¶Рµ установки павильонов РІ 2010 Рі., являются незаконными Рё необоснованными, поскольку закон РЅРµ имеет обратной силы. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ отказать РІ удовлетворении исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі.Рлектросталь (Р».Рґ.111-112).
Р’ судебном заседании РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Шумилина Р•.Р. исковые требования, обоснование РёСЃРєР° поддержала, просила РёСЃРє удовлетворить.
Р’ судебном заседании ответчик РРџ РђРЅРѕСЃРѕРІ Р’.Р. Рё его представитель – адвокат РќРёРєРѕРЅРѕРІ Рђ.Р’., действующий РїРѕ ордеру РѕС‚ 21.08.2019 Рі. (Р».Рґ.77) против РёСЃРєР° возражали, просили отказать; подержали РґРѕРІРѕРґС‹ ранее представленных возражений; сослались также РЅР° положения СЃС‚.СЃС‚.4, 422 ГК Р Р¤.
Р’ судебном заседании представитель третьего лица Комитета имущественных отношений Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области – Туманова Рћ.Рђ., действующая РЅР° основании доверенности, просила РІ РёСЃРєРµ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ отказать; пояснила, что Комитет имущественных отношений Администрации Рі.Рѕ.Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области возражает РІ удовлетворении требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, поскольку РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° право размещения нестационарного торгового объекта в„– 81 РѕС‚ 24.05.2016 Рі. СЃ РРџ Аносовым Р’.Р. заключен уполномоченным РЅР° то органом, РІ соответствии Рё РЅР° основании схемы размещения нестационарных торговых объектов РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РЅР° 2015-2019 РіРѕРґС‹, утв. постановлением Администрации Рі.Рѕ.Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 12.12.2014 в„– 1108/12, которое никем РЅРµ оспорено, РґРѕРіРѕРІРѕСЂ считается действующим РґРѕ конца этого РіРѕРґР°. Согласно Постановления РѕС‚ 05.02.2016 в„– 66/2 РћР± утверждении положения Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ размещения нестационарных торговых объектов РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области, Р° именно РїРї.3.3 Положения «Хозяйствующий субъект, имеющий действующий РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды земельного участка РІ месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов, имеет право РЅР° оформление РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° право размещения нестационарного торгового объекта РЅР° данном земельном участке без проведения РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР°. Рзаключается РЅР° СЃСЂРѕРє, РЅРµ превышающий СЃСЂРѕРє действия схемы размещения нестационарных торговых объектов». Права Рё обязанности РїРѕ вышеуказанному РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ РђРЅРѕСЃРѕРІ Р’.Р. выполняет, Рє нему, как хозяйствующему субъекту, Сѓ Комимущества претензий нет.
Дело рассмотрено РІ отсутствие представителя третьего лица Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области, извещенного Рѕ времени Рё месте судебного заседания (Р».Рґ.160), РЅРµ представившего сведений Рѕ причинах неявки (С‡.3 СЃС‚.167 ГПК Р Р¤).
Дело рассмотрено РІ отсутствие представителя третьего лица РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Рѕ.Рлектросталь, извещенного Рѕ времени Рё месте судебного заседания (Р».Рґ.165), РЅРµ представившего сведений Рѕ причинах неявки (С‡.3 СЃС‚.167 ГПК Р Р¤). Р’ представленном РІ дело 25.09.2019 Рі. отзыве третьим лицом указано, что размещение нестационарного торгового объекта РїРѕ <адрес> (остановочный павильон) РЅРµ соответствует требованиям стандарта отрасли РћРЎРў 218.1.002-2003 «Автобусные остановки РЅР° автомобильных дорогах. Общие технические требования», утв. распоряжением Минтранса Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 23.05.2003 в„– РРЎ-460-СЂ; нарушения законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения создают СѓРіСЂРѕР·Сѓ Р¶РёР·РЅРё граждан Рё нарушает РёС… интересы. РџСЂРѕСЃРёС‚ РёСЃРє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рє индивидуальному предпринимателю РђРЅРѕСЃРѕРІСѓ Р’.Р. удовлетворить РІ полном объеме (Р».Рґ.155-156).
Дело рассмотрено РІ отсутствие представителя третьего лица Отдела надзорной деятельности РїРѕ Рі.Рѕ.Рлектросталь РЈРќР” Рё ПРГУ РњРЎР§ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области, извещенного Рѕ времени Рё месте судебного заседания (Р».Рґ.161), РЅРµ представившего сведений Рѕ причинах неявки (С‡.3 СЃС‚.167 ГПК Р Р¤). Р’ представленном 26.09.2019 Рі. отзыве указано РЅР° выявленные РІ С…РѕРґРµ проведения прокуратурой Рі.Рлектростали совместно СЃ сотрудником РћРќР” Рё ПРГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области проверки соблюдения законодательства Рѕ пожарной безопасности РїРѕ <адрес> (нестационарный торговый объект (РєРёРѕСЃРє) расположен РІ противоречие СЃ Рї.74 Правил противопожарного режима, утв. постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 25.04.2012 в„–390 Рё Рї.4.3 С‚.1 РЎРџ 4.13130.2013 «Свод правил РЎРџ 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара РЅР° объектах защиты. Требования Рє объемно-планировочным Рё конструктивным решениям») (Р».Рґ.158-159).
Выслушав явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
РР· ЕГРРРџ РѕС‚ 13.06.2019 Рі. следует, что РђРЅРѕСЃРѕРІ Р’.Р. зарегистрирован РІ качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНРРџ 304503113800102 присвоен 17.05.2004 Рі.; основным РІРёРґРѕРј его деятельности является «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, Рё табачными изделиями РІ неспециализированных магазинах» (РєРѕРґ 74.11), имеет Рё дополнительные РІРёРґС‹ деятельности (РєРѕРґС‹ 46.31, 46.31.11, 46.32, 46.32.3, 46.33, 46.36, 46.38.26, 47.21, 47.22, 47.23, 47.24, 47.25) (Р».Рґ.30-31).
Согласно документам дела, 28.10.2009 Рі. Главой РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь утвержден «Акт выбора земельного участка для (площадки, трассы) для строительства (реконструкции) объекта недвижимости, согласования проектных решений, технических условий РЅР° присоединение Рє источникам электроснабжения, инженерным сетям Рё коммуникациям объекта недвижимости» - РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РЅР° основании ходатайства индивидуального предпринимателя РђРЅРѕСЃРѕРІР° Р’.Р., осмотра места Рё рассмотрения материалов РїРѕ размещению объекта установила, что для размещения остановочного павильона СЃ торговым залом РІ Рі.Рлектросталь был рассмотрен Рё выбран земельный участок, находящийся РїРѕ <адрес> РёР· свободных земель, находящийся РІ государственной собственности (категория земель – «земли населенных пунктов») (участок площадью 45 РєРІ.Рј) (Р».Рґ.126-128).
Согласно Постановлению Администрации Рі.Рѕ.Рлектросталь РѕС‚ 03.06.2010 в„– 316/5, индивидуальному предпринимателю РђРЅРѕСЃРѕРІСѓ Р’.Р. РёР· земель, находящихся РІ государственной собственности, категория – «земли населенных пунктов», РІ аренду СЃСЂРѕРєРѕРј РґРѕ 01.06.2011 Рі. предоставлены земельные участки, среди которых земельный участок СЃ кадастровым номером в„– площадью 45 РєРІ.Рј для размещения павильона РїРѕ продаже овощей Рё фруктов РїРѕ <адрес> (Рї.1.3) (Р».Рґ.134).
17.06.2010 Рі. между Комитетом имущественных отношений РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области (арендодатель) Рё индивидуальным предпринимателем Аносовым Р’.Р. (арендатор) был заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 2201 аренды земельных участков, среди которых арендодателем арендатором переданы, Р° последним приняты РІ краткосрочную аренду отведенные РЅР° основании упомянутого выше постановления земельные участки РёР· земель, находящихся РІ государственной собственности, категория земель – «земли населенных пунктов» для размещения павильонов РїРѕ продаже овощей Рё фруктов, СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования – «для размещения объектов торговли», среди которых земельный участок РїРѕ СѓР»<адрес>, СЃ кадастровым номером в„–, площадью 45 РєРІ.Рј (Рї.1.1, Рї.1.2); СЃСЂРѕРє действия РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды СЃ 17.06.2010 Рі. РїРѕ 31.05.2011 Рі. (Рї.1.4) (Р».Рґ.129-131, 135-137).
Постановлением Администрации Рі.Рѕ.Рлектросталь РѕС‚ 19.05.2011 в„– 17/2, РІ Рї.1 постановления РѕС‚ 03.06.2010 в„– 316/5 слова: «сроком РґРѕ 01 РёСЋРЅСЏ 2011 года» заменены словами «сроком РЅР° 2 года» (Р».Рґ.138).
25.05.2011 Рі. между Комитетом имущественных отношений РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области (арендодатель) Рё индивидуальным предпринимателем Аносовым Р’.Р. (арендатор) был заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 2201 аренды земельных участков, среди которых арендодателем арендатором переданы, Р° последним приняты РІ краткосрочную аренду отведенные РЅР° основании упомянутого выше постановления земельные участки РёР· земель, находящихся РІ государственной собственности, категория земель – «земли населенных пунктов» для размещения павильонов РїРѕ продаже овощей Рё фруктов, СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования – «для размещения объектов торговли», среди которых земельный участок РїРѕ СѓР»<адрес>, СЃ кадастровым номером в„–, площадью 45 РєРІ.Рј (Рї.1.1, Рї.1.2); настоящий РґРѕРіРѕРІРѕСЂ заключается СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° РґРІР° РіРѕРґР° (Рї.1.4) (Р».Рґ.139-148). Р’ соответствии СЃ дополнительным соглашением РѕС‚ 20.05.2013 Рі. Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка РѕС‚ 25.05.2011 Рі. в„– 2201, раздел 2 РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды (платежи РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ) изложен РІ РёРЅРѕР№ редакции (Р».Рґ.149-150).
24.05.2016 Рі. между Комитетом имущественных отношений Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области (Комитет имущественных отношений) Рё индивидуальным предпринимателем Аносовым Р’.Р. (Хозяйствующий субъект) заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 81 РЅР° право размещения нестационарного торгового объекта, РІ соответствии СЃ которым уполномоченный орган – Комитет имущественных отношений предоставляет Хозяйствующему субъекту право РЅР° размещение нестационарного торгового объекта, для осуществления торговой деятельности. Специализация объекта – «Овощи Рё фрукты», РІРёРґ объекта – «остановочный павильон». Объект расположен РїРѕ адресному ориентиру РІ соответствии СЃРѕ схемой размещения нестационарных торговых объектов РЅР° территории муниципального образования. Место расположения объекта: <адрес> 28 (Рї.1.1). Договор заключен РЅР° основании схемы размещения нестационарных торговых объектов РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РЅР° 2015-2019 РіРѕРґС‹, утв. Постановлением Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 12.12.2014 в„– 1108/12 (Рї.1.2). Договор действует РїРѕ 31.12.2019 Рі. (Рї.1.3) (Р».Рґ.151-154).
В соответствии с п.10.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п.6 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Материалами дела подтверждено, что прокуратурой РіРѕСЂРѕРґР° проведена проверка РїРѕ обращению Владимировой Рћ.Рђ. РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ незаконного размещения нестационарных торговых объектов РЅР° территории Рі.Рѕ.Рлектросталь; установлено, что между Комитетом имущественных отношений администрации Рі.Рѕ.Рлектросталь Рё РРџ Аносовым Р’.Р. заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РѕС‚ 24.05.2016 Рі. в„– 81 РЅР° право размещения нестационарного торгового объекта РїРѕ <адрес> (остановочный павильон) (Р».Рґ.15-17, 151-154); согласно акту РїРѕ результатам мероприятий РїРѕ надзору РѕС‚ 23.05.019 Рі. РїСЂРё проверке соблюдения законодательства Рѕ пожарной безопасности РїРѕ <адрес> (РєРёРѕСЃРє) Рё <адрес> (остановочный павильон) установлено, что РїРѕ вышеуказанному адресу расположено 2 нестационарных торговых объекта (РєРёРѕСЃРє Рё остановочный павильон), РІ которых осуществляет деятельность РРџ РђРЅРѕСЃРѕРІ Р’.Р. Р’ нарушение Рї.74 Правил противопожарного режима, утв. постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 25.04.2012 в„– 390 Рё Рї. 4.3 таблицы 1 РЎРџ 4.13130.2013 «Свод правил РЎРџ 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара РЅР° объектах защиты. Требования Рє объемно-планировочным Рё конструктивным решениям», утв. Приказом РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 24.04.2013 в„– 288, нестационарный торговый объект (РєРёРѕСЃРє) Сѓ <адрес> расположен РЅР° расстоянии 3,264 Рј РѕС‚ жилого многоквартирного РґРѕРјР°, нестационарный торговый объект СЃ восточной стороны РѕС‚ <адрес> (остановочный павильон) расположен РЅР° расстоянии 3,326 Рј РѕС‚ жилого многоквартирного РґРѕРјР° (Р».Рґ.6, 7-11).
Возражая против РёСЃРєР°, сторона ответчика ссылается РЅР° постановление Рлектростальского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 17.11.2011 Рі. РїРѕ делу в„– 5-65/2011.
Действительно, 17.11.2011 Рі. состоялось постановление Рлектростальского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РїРѕ делу в„– 5-65/2011 РѕР± административном правонарушении РІ отношении РђРЅРѕСЃРѕРІР° Р’.Р. РїРѕ С‡.1 СЃС‚.20.4 Кодекса Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях (РїРѕ протоколу РѕР± административном правонарушении, составленному 17.06.2011 Рі. государственным инспектором РїРѕ пожарному надзору Рі.Рлектросталь отдела надзорной деятельности ГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области Шляхтенковым Р”.Р’. РІ отношении индивидуального предпринимателя РђРЅРѕСЃРѕРІР° Р’.Р.; РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ нарушением требований пожарной безопасности, выявленных РїСЂРё осмотре торговых павильонов, выразившихся РІ том, что временные строения – торговые павильоны «Овощи-фрукты» Рё «Мороженое» установлены РЅР° расстоянии менее 15 метров РѕС‚ жилого РґРѕРјР° <адрес>). Указанным постановлением СЃСѓРґР° РѕС‚ 17.11.2011 Рі. производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении РІ отношении РђРЅРѕСЃРѕРІР° Р’.Р. прекращено РЅР° основании Рї.2 С‡.1 СЃС‚.24.5 Кодекса Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием РІ его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного С‡.1 СЃС‚.20.4 Кодекса Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях. Постановление вступило РІ законную силу 29.11.2011 Рі. (Р».Рґ.85-86).
Между тем, согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст.ст.2, 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием), в соответствии со с п.36 ст.2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, является нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения (ч.1 ст.69).
Как указано выше, Акт выбора земельного участка для установки торгового павильона утвержден главой города 28.10.2009 г. (л.д.126-128); договор аренды земельного участка по <адрес>, для размещения павильона по продаже фруктов и овощей с ответчиком был заключен 17.06.2010 г. (л.д.129-131); далее с ответчиком 25.05.2011 г. был заключен договор аренды№ 2201 земельных участков, сроком на 2 года (л.д.149-150); далее с ответчиком 24.05.2016 г. был заключен договор № 81 на право размещения нестационарного торгового объекта (л.д.151-154)
В силу требований ч.12 ст.69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) размещение временных построек, ларьков, киосков, навесов и других подобных строений должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в таблице 11 приложения к настоящему Федеральному закону (согласно таблице, минимальное расстояние в зависимости от степени огнестойкости здания и класса конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, составляет 6 м, максимальное – 15 м) (Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" внесены изменения, ст.69 изложена в новой редакции, таблица 11 утратила силу). При этом содержание названной таблицы N 11 аналогично Приложению 1, Таблицы 1 Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", в п.24 которых, как отражено в упомянутом постановлении суда от 17.11.2011 г., противопожарное расстояние между постройками должно составлять не менее 10-15 метром, или строения следует располагать у противопожарных стен (л.д.85-оборот).
В последующем, конкретные противопожарные расстояния были определены и содержатся в настоящее время в утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 года N 299 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", применяемых согласно п.1.1 при проектировании и строительстве как вновь строящихся, так и реконструируемых зданий и сооружений. Согласно п.п.4.3-4.4 противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения (за исключением отдельно оговоренных в разделе 6 настоящего свода правил объектов нефтегазовой индустрии, автостоянок грузовых автомобилей, специализированных складов, расходных складов горючего для энергообъектов и т.п.) в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1 и определяются как расстояния между наружными стенами или другими конструкциями зданий и сооружений.
Несоблюдение сводов правил допускается только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. В противном случае требования технического регламента считаются не соблюденными.
Наименьшее противопожарное расстояние между зданиями, сооружениями и строениями в зависимости от степени их огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности устанавливаемое как ранее действующими, так и вновь принятыми нормативно-правовыми актами составляло и составляет 6 м.
Кроме того, в соответствии с п.74 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 07.03.2019) "О противопожарном режиме" временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
Как указано выше, нестационарный торговый объект с восточной стороны от дома <адрес> (остановочный павильон), в котором осуществляет свою деятельность ответчик, расположен от жилого многоквартирного дома на расстоянии 3,326 м, т.е. существенно меньшем расстоянии, чем установлено как ранее, так и ныне действующими регламентами по пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах ссылки стороны ответчика на постановление суда от 17.11.2011 г. решающего значения не имеют, равно как не имеют решающего значения и ссылки стороны ответчика на ст.ст.4, 422 ГК РФ.
Сторона ответчика также ссылается на наличие всех необходимых согласований в акте выбора земельного участка от 2009 г. (л.д.126-128). Однако указанный акт не содержит никаких сведений о согласовании с органом МВД, в то время спорный торговый объект расположено в остановочном павильоне.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
С 1 июня 2003 г. введен в действие отраслевой стандарт "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003" (утв. распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 N ОС-460-р), в соответствии с требованиями которого: п.3.3.1. Посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров в автобус; п.3.3.2. Ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки; п.3.4.Площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел./кв. м; п.3.10.1. Автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.); п. 3.10.6. Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки; п.3.10.7. Не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков; 3.16.1. Торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.
Таким образом, размещение нестационарного торгового объекта РІ остановочном павильоне противоречит требованиям указанного РћРЎРў 218.1.002-2003, равно как требованиям указанного РћРЎРў 218.1.002-2003 противоречит Рё схема размещения нестационарных торговых объектов РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РЅР° 2015-2019 РіРѕРґС‹, утв. Постановлением Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 12.12.2014 в„– 1108/12, ссылка РЅР° которую имеется РІ Рї.1.2 РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° в„– 81 РЅР° право размещения нестационарного торгового объекта РѕС‚ 24.05.2016 Рі., заключенного между Комитетом имущественных отношений Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рлектросталь РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области Рё индивидуальным предпринимателем Аносовым Р’.Р. (Р».Рґ.151).
Нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают угрозу жизни граждан и нарушают их интересы.
К числу признаваемых в Российской Федерации и защищаемых Конституцией РФ прав и свобод относятся, прежде всего, право на жизнь (статья 20, часть 1), как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, и право на охрану здоровья (статья 41, часть 1), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага. В силу указанных положений Конституции Российской Федерации на государство возложена обязанность уважения данных конституционных прав и их защиты законом (статья 18 Конституции РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 816-О-О).
Конституционному положению ч.3 ст.17 Конституции РФ устанавливающему, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, корреспондирует п.3 ст.1 Гражданского кодекса РФ. Согласно ст.1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никаких отвечающих требованиям об относимости и допустимости (ст.ст.60, 61 ГПК РФ) доказательств тому, что ответчиком на дату рассмотрения дела нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и о пожарной безопасности, по поводу которых прокурором предъявлен иск в защиту неопределенного круга лиц, ответчиком в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, положениями ст.ст.21, 27, ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, т. е., понуждение к совершению действий; опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п.1 ст.1065 ГК РФ), - в связи с чем возникает необходимость в судебном порядке понудить ответчика устранить в полном объеме выявленные нарушения безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.
Принимая РІРѕ внимание приведенные положения материального закона, Р° также положения СЃС‚.206 ГПК Р Р¤, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± удовлетворении РёСЃРєР° РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ прекращении деятельности индивидуального предпринимателя РђРЅРѕСЃРѕРІР° Р’.Р. РІ нестационарном торговом объекте РїРѕ <адрес> (остановочный павильон); обязании РђРЅРѕСЃРѕРІР° Р’.Р. освободить земельный участок РїРѕ <адрес> (остановочный павильон), - путем удаления (демонтажа) нестационарного торгового объекта РЅРµ позднее семи дней СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу.
Согласно ч.2 ст.45, ст.ст.88, 89 ГПК РФ, подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор при подаче в суд заявления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден. В силу ст.103 ГПК РФ, п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб.
Руководствуясь ст. ст. 12, 45, 56, 98, 103, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
РёСЃРє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РіРѕСЂРѕРґР° Рлектростали РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области - удовлетворить.
Прекратить деятельность индивидуального предпринимателя РђРЅРѕСЃРѕРІР° Валерия Рвановича РІ нестационарном торговом объекте РїРѕ <адрес> (остановочный павильон).
Обязать РђРЅРѕСЃРѕРІР° Валерия Рвановича освободить земельный участок РїРѕ <адрес> (остановочный павильон), - путем удаления нестационарного торгового объекта РЅРµ позднее семи дней СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу.
Взыскать СЃ индивидуального предпринимателя РђРЅРѕСЃРѕРІР° Валерия Рвановича РІ РґРѕС…РѕРґ бюджета государственную пошлину РІ размере 600 (шестисот) рублей.
Решение СЃСѓРґР° может быть обжаловано, Р° РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј принесено представление РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ областной СЃСѓРґ через Рлектростальский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ принятия решения РІ окончательной форме.
Судья Рыжова Г. А.
В окончательной форме решение принято 08 октября 2019 года.
Судья Рыжова Г. А.