УИД: 50RS0008-01-2021-002110-32 Дело №2-124/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2022 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лозовых О.В.,
с участием прокурора Пискаревой В.Ю.
при секретаре Давыдовой Ю.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Дубны Московской области в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Государственному автономному учреждению здравоохранения Московской области «Дубненская городская больница», Министерству здравоохранения Московской области о признании решения врачебной комиссии незаконным и возложении обязанности обеспечить ребенка-инвалида лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дубны Московской области, действующий в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО18., обратился в Дубненский городской суд Московской области с иском, с учетом уточнений, к ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» и Министерству здравоохранения Московской области, о признании незаконным решения врачебной комиссии ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» № от 20.10.2021 г. об отказе в обеспечении ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты> и возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнего ФИО19., ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом <данные изъяты> в объеме, дозировке и способом, рекомендуемым уполномоченной медицинской организацией на постоянной основе до его отмены.
В обоснование исковых требований прокурор ссылался на те обстоятельства, что Прокуратурой города Дубны проведена проверка по обращению ФИО20 о нарушении ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» права ребенка-инвалида на бесплатное лекарственное обеспечение. Указанное проверкой было установлено, что сын ФИО21 – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет <данные изъяты> Согласно справке серии № 01.07.2020 ФИО22 повторно установлена инвалидность <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с выпиской из истории болезни №, № от 31.03.2021 г. ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Н.В. находился на лечении в отделении иммунологии ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стационаре кратковременного лечения. Согласно выписке № от ДД.ММ.ГГГГ из протокола заседания подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств от ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2 учитывая, что первичный иммунодефицит является <данные изъяты>, руководствуясь ч. 15 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям», врачебная комиссия решила, что несовершеннолетний ФИО23 нуждается в регулярной заместительной терапии одним из перечисленных препаратов Иммуноглобулин для внутривенного введения «<данные изъяты> массы тела вне зависимости от претрансфузионной концентрации IgG 1 раз в 4 недели. Лекарственная терапия назначена по жизненным показаниям. Лекарственная терапия назначена по жизненным показаниям, ввиду высокого риска развития жизнеугрожающих инфекционных осложнений, замене и отмене не подлежит. Кроме того, врачебной комиссией ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2 принято решение о назначении по жизненным показаниям ФИО24 лекарственного препарата <данные изъяты>), производитель Швейцария из расчета 500 мг. 3 раза в сутки, путь введения «per os» под контролем клинического и биохимического анализов крови длительно. Отмене и замене на другие воспроизведенные лекарственные средства и биоаналоги, препарат <данные изъяты>) не подлежит. Решение о назначении препарата <данные изъяты>) принято консилиумом врачей с целью сохранения и повышения полученного терапевтического эффекта, а также улучшения качества жизни пациента, после получения информированного согласия. Назначение лекарственного препарата <данные изъяты>) было инициировано в период нахождения ребенка в стационаре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в дозе 500 мг 3 р/с, путь введения «per os» под контролем лечащего врача. Данную терапию пациент перенес хорошо, без побочных реакций и осложнений, индивидуальных противопоказаний выявлено не было. На фоне лечения достигнута выраженная положительная динамика в виде отсутствия маркеров <данные изъяты> НЬ -161 г/л, прямая проба Кумбса – единичные агглютинаты, нормализация уровня прямого и общего билирубина). Лекарственный препарат <данные изъяты> производитель Ф.Хоффман-Ля Рош Лтд (Швейцария) является зарегистрированным лекарственным средством на территории Российской Федерации (регистрационное удостоверение П № от ДД.ММ.ГГГГ). Также в соответствии с рекомендациями, указанными в выписке из истории болезни №, 1860 от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2 Н.В. нуждается в терапии препаратом <данные изъяты>в виде гранул) в дозировке 1000 мг 2 раза в день перорально, длительно до следующей госпитализации. 05.04.2021 законный представитель несовершеннолетнего ФИО25 ФИО26 обратилась в ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» по вопросу бесплатного лекарственного обеспечения ее сына лекарственным препаратом <данные изъяты>), однако в обеспечении данным лекарством ей отказано и предложено принимать ее сыну <данные изъяты> по другому торговому наименованию. Согласно представленному ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссии ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» рассмотрено обращение и принято решение об отказе в проведении закупки необходимого лекарственного препарата <данные изъяты> которое обосновано тем, что в соответствии с п. 2.4.2 Распоряжения Минздрава Московской области № 103-Р от 11.09.2018 года «Об утверждении порядка индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами» для проведения индивидуальной закупки лекарственного препарата по торговому наименованию не предоставлена копия извещения о побочных действиях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с порядком осуществления фармаконадзора, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 15.02.2017 № 1071, в случаях причиной индивидуальной закупки лекарственного препарата по торговому наименованию является проявление побочных действий, серьезных нежелательных реакций при применении аналогичных препаратов, назначенных: пациенту ранее, и ФИО27 рекомендована консультация по данному профилю заболевания главного гематолога Минздрава Московской области ФИО11. По результатам проверки прокуратурой города 16.06.2021 года внесено представление в адрес главного врача ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» ФИО12 об устранении нарушений требований законодательства в сфере здравоохранения. 24.08.2021 получен ответ на представление, из которого следует, что ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» не усматривает нарушение прав несовершеннолетнего ФИО28 поскольку ребенок обеспечивается в полном объеме лекарственным препаратом <данные изъяты>, закупка которого проводится по МНН. Оснований для закупки препарата по торговому наименованию «<данные изъяты> не имеется. В дальнейшем, учитывая, что ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» врачебная комиссия по вопросу целесообразности назначения ФИО29. лекарственного препарата с торговым наименованием <данные изъяты>» и осуществления его индивидуальной закупки фактически не проведена и не оформлена протоколом в соответствии с распоряжением Минздрава Московской области № 103-Р от 11.09.2018 года «Об утверждении порядка индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами», в рамках исполнения поручения прокуратуры ФИО7 <адрес> о проверке доводов обращения ФИО2 А.П. прокуратурой города внесено представление в адрес главного врача ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» ФИО12 с требований рассмотреть вопрос о возможности назначения несовершеннолетнему ФИО2 Н.В. лекарственного препарата по торговому наименованию <данные изъяты> и осуществления индивидуальной закупки данного препарата. 20.10.2021 г. проведена врачебная комиссия ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» №, на которой рассмотрен вопрос о возможности индивидуальной закупки препарата с торговым наименованием <данные изъяты> По результатам врачебной комиссией принято решение об отказе в оформлении медицинских документов для направления в комиссию Министерства здравоохранения Московской области для льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетнего ФИО30 препаратом <данные изъяты> в связи с тем, что не имеется указаний на возникновение нежелательных побочных реакций при применении несовершеннолетним <данные изъяты>, выписанного по МНН. По мнению прокурора? врачебной комиссией ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» при решении вопроса о назначении несовершеннолетнему ФИО31 лекарственного препарата <данные изъяты> проигнорировано решение подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России от 30.03.2021, которое принято по результатам стационарного лечения пациента. Врачебной комиссией ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» неверно истолкованы требования пп. б п. 2.4 (пункта 2.4.2 как указано в решении врачебной комиссии ДГБ) Распоряжения Минздрава Московской области № 103-Р от 11.09.2018 года «Об утверждении порядка индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами». Данный лекарственный препарат назначен врачебной комиссией ФГБУ «ПМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России несовершеннолетнему ФИО32 по жизненным показаниям, в решении врачебной комиссии указано конкретное торговое наименование лекарственного препарата, и его назначение не обусловлено проявлением побочных действий, серьезных нежелательных реакций при применении аналогичных препаратов, назначенных ему ранее, следовательно, в данном случае пп. б п.2.4 указанного Распоряжения не может быть применен и решение врачебной комиссии ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» об отказе в индивидуальной закупке лекарственного препарата по торговому наименованию <данные изъяты> является незаконным. Таким образом, по мнению прокурора, ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» допущены нарушения требований законодательства в сфере здравоохранения, что повлекло нарушение права несовершеннолетнего ФИО33 на обеспечение жизненно необходимым лекарственным препаратом, что нарушает права ребенка-инвалида на охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь и бесплатное лекарственное обеспечение, а также на доступность и качество медицинской помощи и является недопустимым. При этом, Министерство здравоохранения Московской области в целях защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, осуществляя свои полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области, на основании документов, представленных ГАУЗ МО «Дубненская городская больница», обязано произвести процедуру закупки лекарственного препарата <данные изъяты>), производитель Ф.Хоффман-Ля Рош Лтд (Швейцария).
Прокурор Пискарева В.Ю. в судебном заседании исковые требования с учетом заявленных уточнений поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнений к нему. Дополнительно пояснила, что в период рассмотрения данного гражданского дела законному представителю несовершеннолетнего ФИО34 ДД.ММ.ГГГГ года рождения – ФИО5, было частично представлено лекарственный препарат <данные изъяты>» количестве 11 упаковок, и указанного количества препарата хватит ФИО35. на полгода; указанный препарат нужен ФИО36 пожизненно, аналогов у данного препарата нет и они недопустимы.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО37 – ФИО38 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила. Ранее в ходе рассмотрения дела ФИО2 ФИО39 требования прокурора поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» Попов Р.М. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований в части требований к ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление и дополнений к нему, которые сводятся к тому, что индивидуальной непереносимости либо каких-то иных оснований для назначения препарата «<данные изъяты> по торговому наименованию в протоколе врачебной комиссии ФГБУ «Национальный исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Министерства здравоохранения Российской Федерации не отмечено, каких-либо оснований для отмены ранее назначенного препарата не указано. Порядок назначения препаратов по торговому наименованию установлен распоряжением Министерства здравоохранения Московской области от 11.09.2018 года № 103-Р, согласно которому в целях индивидуальной закупки лекарственных препаратов ГАУЗ МО «ДГБ» должно представить в Министерство здравоохранения Московской области, в том числе, протокол врачебной комиссии согласно Приложению № 1 к Распоряжению. Указанный протокол предполагает обоснование причин замены лекарственного препарата и его закупки по индивидуальным показаниям. В числе таких причин необходимо указать основания для замены ранее назначенного медицинского препарата, однако протокол врачебной комиссии ФГБУ «Национальный исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» таких оснований не содержит. Несовершеннолетний ФИО40 с 2016 года по настоящее время принимал и принимает <данные изъяты>, никаких побочных явлений нет. Более того, замена эффективного препарата на новый может повлечь ухудшение состояния здоровья ребенка. При этом, требования прокурора, заявленные к ГАУЗ МО «Дубненская городская больница», в части обеспечения лекарственным препаратом не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствие с положениями Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, в данном случае оказание социальной помощи является расходным обязательством Московской области, и именно Министерство здравоохранения Московской области согласно п. 6 Распоряжения осуществляет закупку лекарственных препаратов. Кроме этого, ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» собрало необходимый пакет документов и обратилось в Министерство здравоохранения Московской области с просьбой о закупке лекарственного препарата по торговому наименованию, то есть совершило все необходимые мероприятия для обеспечения пациента лекарственными препаратами, и дальнейшая возможность их предоставления связана с принятием решения об их закупке со стороны Министерства здравоохранения Московской области.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, в адрес суда представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому Министерство осуществляет закупки лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН) в соответствии с действующим законодательством. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, общий объем которых определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде лекарственного обеспечения, а также норматива финансовых затрат на одного гражданина в месяц. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (далее - Перечень ЖНВПЛ). Лекарственный препарат МНН - <данные изъяты> включен в Перечень ЖНВЛП. Согласно данным Единой региональной информационной системы Московской области (далее - ЕРИС), в которой отражены все выписанные лечащим врачом рецепты, ФИО41 в период с 2020 года по настоящее время обеспечен по всем оформленным в надлежащем порядке лечащим врачом рецептам на лекарственный препарат ТН - <данные изъяты> (МНН - <данные изъяты>). Случаев индивидуальной непереносимости, а также иных оснований для назначения ФИО42. лекарственного препарата по торговому наименованию - <данные изъяты> (МНН - Микофенолата мофетил) в протоколе врачебной комиссии ФГБУ «Национальный исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.03.2021 не указано, как и оснований для отмены ранее назначенного препарата ТН - <данные изъяты>). По результатам обращения законного представителя ФИО43 – ФИО44 в ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» по вопросу бесплатного обеспечения ФИО45 лекарственным препаратом ТН - <данные изъяты> (МНН - <данные изъяты>), ГАУЗ МО «Дубненская ГБ» была проведения врачебная комиссия, и согласно протоколу врачебной комиссии ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» от 26.05.2021 № 68 принято решение об отказе в проведении закупки лекарственного препарата по ТН - <данные изъяты> (МНН - <данные изъяты>), которое обосновано отсутствием извещения о побочных действиях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с порядком, указанным в приказе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 15.02.2017 № 1071 «Об утверждении Порядка осуществления фармаконадзора», в случаях, когда причиной индивидуальной закупки лекарственного препарата по торговому наименованию является проявление побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении аналогов лекарственных препаратов, назначенных пациенту ранее. По результатам рассмотрения представления Прокуратуры <адрес> в адрес главного врача ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» с требованиями рассмотреть вопрос о возможности назначения ФИО46 лекарственного препарата по ТН - <данные изъяты> (МНН – <данные изъяты>) и осуществления индивидуальной закупки данного препарата Согласно протоколу врачебной комиссии ГАУЗ МО «Дубненская ГБ» от 20.10.2021 № 138 принято решение об отказе в оформлении медицинских документов для направления в комиссию Министерства для льготного лекарственного обеспечения ФИО47. лекарственным препаратом ТН - <данные изъяты> (МНН - <данные изъяты>) в связи с тем, что не имеется указаний на возникновение нежелательных побочных реакций при применении ФИО48 ТН - <данные изъяты> (МНН - <данные изъяты>), выписанного по МНН. Лекарственные препараты ТН - <данные изъяты> (МНН - <данные изъяты>) и ТН - <данные изъяты> (МНН - <данные изъяты>) имеют одинаковые химические свойства, являются идентичными друг другу лекарственными препаратами. Показания и противопоказания данных лекарственных препаратов идентичны, они имеют одинаковые побочные явления, обусловленные их иммуносупрессивным действием. Министерством в адрес государственного казенного учреждения Московской области «Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области» (далее - ГКУ МО «ДЕЗ») направлено поручение на осуществление закупки лекарственного препарата <данные изъяты> (ТН - <данные изъяты>) по заявке ГАУЗ МО «Дубненская ГБ» от 18.01.2022 г.. 01.02.2022 г. между ГКУ МО «ДЕЗ» и акционерным обществом «Р-Фарм» (далее - АО «Р-Фарм») заключены контракты № и № на закупку лекарственного препарата <данные изъяты> (ТН - <данные изъяты>), и 04.02.2022 г. осуществлена передача лекарственного препарата <данные изъяты> (ТН - <данные изъяты>) государственному бюджетному учреждению Московской области «Мособлмедсервис».
Представитель третьего лица ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, в материалы дела представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому ФИО49 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>, и с 2020 года ФИО2 Н.В. регулярно проходит обследование и лечение в ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России. Решение о назначении препарата <данные изъяты>» (МНН: <данные изъяты>) принято консилиумом врачей Центра в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 г. №494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» с целью сохранения и повышения полученного терапевтического эффекта, а также улучшения качества жизни пациента, после получения информированного согласия. Назначение лекарственного препарата <данные изъяты> (МНН: <данные изъяты>) было инициировано в период нахождения ребенка в стационаре Центра с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ под контролем лечащего врача, которую ребенок перенес хорошо, без побочных реакций и осложнений, индивидуальных противопоказаний выявлено не было. На фоне лечения достигнута выраженная положительная динамика в виде: <данные изъяты> (<данные изъяты>). Лекарственный препарат <данные изъяты> (МНН: <данные изъяты>), производитель Ф.Хоффман-Ля Рош Лтд. (Швейцария), является зарегистрированным лекарственным средством на территории Российской Федерации (регистрационное удостоверение П N015393/02 от 29.05.2017 г.). Решение о назначении препарата <данные изъяты> (МНН: <данные изъяты>) принято консилиумом врачей в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 г. №494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» с целью сохранения и повышения полученного терапевтического эффекта, а также улучшения качества жизни пациента, после получения информированного согласия. Отмене и замене на другие воспроизведенные лекарственные средства или биоаналоги, препарат <данные изъяты> (МНН: <данные изъяты>) не подлежит.
Представитель третьего лица ГБУ Московской области "Мособлмедсервис" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Суд, с учетом положения ст. 167 ГПК РФ, а также мнения участников судебного заседания, счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Изучив исковое заявление, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что по обращению ФИО50 Прокуратурой г. Дубны Московской области проведена проверка по факту нарушения ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» права ребенка-инвалида на бесплатное лекарственное обеспечение, в ходе которой было установлено, что сын ФИО51 – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет <данные изъяты>
Согласно справке Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по ФИО7 <адрес>» Минтруда России серии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО52 повторно установлена инвалидность по категории «<данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из истории болезни № от ФГБУ «Российская детская клиническая больница» Минздрава России, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Н.В. находился на лечении в отделении дневного стационара гематологического и онкологического профиля ФГБУ «РДКБ» ФИО2.
Из выписки из истории болезни №, № от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отделении иммунологии ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2 с основным диагнозом – <данные изъяты>
В соответствии с выпиской из истории болезни №, № от 31.03.2021 г. ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Н.В. находился на лечении в отделении иммунологии ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стационаре кратковременного лечения.
Согласно выписке № от ДД.ММ.ГГГГ из протокола заседания подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств от 30.03.2021 г. врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России учитывая, что первичный иммунодефицит является генетическим заболеванием с необратимым нарушением функций иммунной системы, с хроническим течением заболевания, руководствуясь ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ № 494 от 09.08.2005 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям», врачебная комиссия решила, что несовершеннолетний ФИО2 ФИО53 нуждается в регулярной заместительной терапии одним из перечисленных препаратов Иммуноглобулин для внутривенного введения <данные изъяты> в дозировке 0,5 гр/кг массы тела вне зависимости от претрансфузионной концентрации IgG 1 раз в 4 недели. Лекарственная терапия назначена по жизненным показаниям. Лекарственная терапия назначена по жизненным показаниям, ввиду высокого риска развития жизнеугрожающих инфекционных осложнений, замене и отмене не подлежит.
При этом, как следует из указанной выписки, решение о назначении препарата <данные изъяты> (МНН: <данные изъяты>) принято консилиумом врачей в соответствии с приказом Менздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 г. №494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» с целью сохранения и повышения полученного терапевтического эффекта, а также улучшения качества жизни пациента, после получения информационного согласия.
Назначение лекарственного препарата <данные изъяты> (МНН: <данные изъяты> было инициировано в период нахождения ребенка в стационаре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в дозе 500 мг 3 р/с, путь введения per os под контролем лечащего врача. Данную терапию пациент перенес хорошо, без побочных реакций и осложнений, индивидуальных противопоказаний выявлено не было. На фоне лечения достигнута выраженная положительная динамика в виде <данные изъяты> (<данные изъяты>
Лекарственный препарат <данные изъяты> (МНН: <данные изъяты>), производитель Ф.Хоффман-Ля Рош Лтд (Швейцария) является зарегистрированным лекарственным средством на территории Российской Федерации (регистрационное удостоверение П № 015393/02 от 29.05.2017 г.)
Согласно представленному ГАУЗ МО «Дубненская городская больница протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссии ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» рассмотрено обращение законного представителя несовершеннолетнего ФИО54 – ФИО55., и принято решение об отказе в проведении закупки необходимого лекарственного препарата <данные изъяты>»
В обоснование отказа указано, что в соответствии с п. 2.4.2 Распоряжения Минздрава Московской области № 103-Р от 11.09.2018 года «Об утверждении порядка индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами» для проведения индивидуальной закупки лекарственного препарата по торговому наименованию не предоставлена копия извещения о побочных действиях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с порядком осуществления фармаконадзора, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 15.02.2017 № 1071, в случаях причиной индивидуальной закупки лекарственного препарата по торговому наименованию является проявление побочных действий, серьезных нежелательных реакций при применении аналогичных препаратов, назначенных: пациенту ранее, и ФИО56. рекомендована консультация по данному профилю заболевания главного гематолога Минздрава Московской области ФИО11.
По результатам проверки прокуратурой города 16.06.2021 года внесено представление в адрес главного врача ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» ФИО12 об устранении нарушений требований законодательства в сфере здравоохранения.
В ответ на указанное представление ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» дан ответ, из которого следует, что ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» не усматривает нарушение прав несовершеннолетнего ФИО57 поскольку ребенок обеспечивается в полном объеме лекарственным препаратом <данные изъяты>, закупка которого проводится по МНН. Оснований для закупки препарата по торговому наименованию <данные изъяты> не имеется, поскольку данных о возникших нежелательных реакциях при применении препарата, выписанного по МНН (<данные изъяты>) в выписке из прокола врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России не имеется и врачами ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России не оформлено экстренное извещение в Росздравнадзор о возникновении нежелательных реакций в нарушение части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, которым, по мнению главного врача Дубненской городской больницы ФИО12, допускается назначение лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии по торговому наименованию только в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости). Кроме того, у ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» отсутствует копия извешения о побочных действиях, серьезных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, выписанных по МНН в соответствии с порядком фармаконадзора, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № 1071 от 15.02.2017 года, которую, по мнению главного врача Дубненской городской больницы, необходимо предоставить в соответствии с распоряжением Минздрава МО № 103-Р от 11.09.2018 года «Об утверждении порядка индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами» для осуществления закупки лекарственного препарата по торговому наименованию.
Отказывая в удовлетворении представления прокуратуры города, главный врач Дубненской городской больницы также указал на то, что препарат <данные изъяты> и «<данные изъяты> по сути имеют одинаковые химические свойства и являются одним и тем же лекарственным препаратом. Показания и противопоказания данных препаратов идентичны, они имеют одинаковые побочные явления, обусловленные их иммуносупрессивным действием.
В соответствии с выпиской из истории болезни № от 12.07.2021 г. ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО58 находился на лечении в отделении иммунологии ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» <адрес>, и при выписке в качестве рекомендации указан <данные изъяты> – длительно в течение трех месяцев
21 сентября 2021 г. прокуратурой города внесено представление в адрес главного врача ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» ФИО12 с требований рассмотреть вопрос о возможности назначения несовершеннолетнему ФИО59 лекарственного препарата по торговому наименованию <данные изъяты> и осуществления индивидуальной закупки данного препарата.
Прокуратурой города Дубны 20 октября 2021 г. получен ответ на указанное представление, согласно которого ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» представление прокуратуры города рассмотрено.
20.10.2021 проведена врачебная комиссия ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» №, на которой рассмотрен вопрос о возможности индивидуальной закупки препарата с торговым наименованием <данные изъяты>».
По результатам указанное врачебной комиссией принято решение об отказе в оформлении медицинских документов для направления в комиссию Министерства здравоохранения Московской области для льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетнего ФИО60 препаратом «<данные изъяты> в связи с тем, что не имеется указаний на возникновение нежелательных побочных реакций при применении несовершеннолетним <данные изъяты>, выписанного по МНН.
Разрешая требования прокурора о признании решения врачебной комиссии незаконным и возложении обязанности обеспечить ребенка-инвалида лекарственным препаратом, суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья, являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч.1-2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частью 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно письму Минздрава РФ от 19 декабря 2019 года № 3275/25-2, под понятие «жизненные показания» подпадают медицинские показания именно к этому препарату, в том числе случаи индивидуальной непереносимости.
В соответствии с ч. 1 и 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
В силу ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Как было установлено судом, врачебной комиссией ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2 принято решение о назначении по жизненным показаниям ФИО61., ДД.ММ.ГГГГ лекарственного препарата <данные изъяты> (МНН: <данные изъяты>), производитель Швейцария, и указанное решение принято консилиумом врачей с целью сохранения и повышения полученного терапевтического эффекта, а также улучшения качества жизни пациента, после получения информированного согласия.
Решение о назначении (продолжении терапии) по жизненным показаниям ФИО62., ДД.ММ.ГГГГ г.р. лекарственного препарата <данные изъяты> (МНН:<данные изъяты>) принято ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2 в соответствии с ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 965 «О внесении изменений в Правила формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и о применении лекарственных препаратов с конкретными торговыми наименованиями» установлено, что если при оказании пациенту медицинской помощи в медицинской организации в стационарных условиях по решению врачебной комиссии осуществляются назначение и применение лекарственного препарата с конкретным торговым наименованием, то при оказании данному пациенту медицинской помощи в иной медицинской организации в стационарных условиях, а также в амбулаторных условиях осуществляется назначение ему лекарственного препарата с тем же торговым наименованием.
Порядок назначения препаратов по торговому наименованию установлен распоряжением Министерства здравоохранения Московской области от 11.09.2018 года № 103-Р (далее - Распоряжение).
Согласно указанному Распоряжению, в целях индивидуальной закупки лекарственных препаратов ГАУЗ МО «ДГБ» должно представить в Министерство здравоохранения Московской области, в том числе, протокол врачебной комиссии согласно Приложению № 1 к Распоряжению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решением врачебной комиссии ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении и выписке ФИО63., ДД.ММ.ГГГГ г.р. лекарственного препарата <данные изъяты> (МНН: <данные изъяты>). В качестве назначения данного лекарственного препарата указаны рекомендации специалистов ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2 (выписка из протокола заседания подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ).
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным решения врачебной комиссии ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в обеспечении ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты> не имеется, поскольку фактически указанное решение врачебной комиссии в настоящее время не действует ввиду принятия врачебной комиссии ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» решения, которым ребенку-инвалиду ФИО64., ДД.ММ.ГГГГ г.р. назначен и выписан лекарственный препарата <данные изъяты> (МНН: <данные изъяты>).
Таким образом, суд считает необходимым отказать Прокурору г. Дубны Московской области в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения врачебной комиссии ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в обеспечении ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «<данные изъяты>
Рассматривая требования прокурора к ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» и Министерству здравоохранения Московской области о возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнего ФИО65 ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом <данные изъяты> в объеме, дозировке и способом, рекомендуемым уполномоченной медицинской организацией на постоянной основе до его отмены, суд руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон № 178-ФЗ) социальную помощь в виде набора социальных услуг вправе получать дети-инвалиды.
Как было установлено судом, несовершеннолетний ФИО66., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является ребенком-инвалидом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
В соответствии с указанными положениями ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ, ФИО67 полагается бесплатное обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оказание социальной помощи согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 178-ФЗ является расходным обязательством Московской области, и именно Министерство здравоохранения Московской области согласно п. 6 осуществляет закупку лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 №790/28, Министерство здравоохранения Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны здоровья населения Московской области, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью (далее - государственные органы Московской области).
Основными задачами Министерства являются обеспечение защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий, а также разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения Московской области, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской и лекарственной помощи населению Московской области (п. 11 Положения).
В целях своевременного и гарантированного обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 №790/28 «О Положении, структуре и штатной численности Министерства здравоохранения области» Распоряжением Министерства Московской области от 11.09.2018 №103-Р утвержден Порядок индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для детей.
В соответствии с п. 6.3 названного Порядка процедуру закупки лекарственных препаратов для индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проводит структурное подразделение Министерства здравоохранения Московской области
ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» 18 января 2022 г. в адрес Министерства здравоохранения Московской области направило письмо с просьбу осуществить индивидуальную закупку препарата <данные изъяты> (МНН: <данные изъяты>) для обеспечения ФИО68., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании решения врачебной комиссии больницы (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что несовершеннолетний ФИО69 ДД.ММ.ГГГГ г.р. до настоящего времени не обеспечен в полном объеме лекарственным препаратом <данные изъяты> (МНН: <данные изъяты>), и принимая во внимание, что Министерство здравоохранения Московской области в целях защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, осуществляя свои полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области, на основании документов, представленных ГАУЗ МО «Дубненская городская больница», суд приходит к выводу о возложении на Министерство здравоохранения Московской области обязанности обеспечить несовершеннолетнего ФИО70., ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом <данные изъяты> в объеме, дозировке и способом, рекомендуемым уполномоченной медицинской организацией на постоянно основе до его отмены
В силу положений ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Анализируя изложенное, руководствуясь вышеприведёнными нормами права, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Прокурора г. Дубны Московской области, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО71. к Министерству здравоохранения Московской области о возложении обязанности обеспечить ребенка-инвалида лекарственным препаратом, и отказать в удовлетворении требований, предъявленных к ГАУЗ МО "Дубненская городская больница" о признании решения врачебной комиссии незаконным и возложении обязанности обеспечить ребенка-инвалида лекарственным препаратом.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г. Дубны Московской области в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Государственному автономному учреждению здравоохранения Московской области «Дубненская городская больница», Министерству здравоохранения Московской области о признании решения врачебной комиссии незаконным и возложении обязанности обеспечить ребенка-инвалида лекарственным препаратом – удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Московской области обеспечивать несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> лекарственным препаратом <данные изъяты> в объеме, дозировке и способом, рекомендуемым уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до его отмены.
В удовлетворении исковых требований Прокурора г. Дубны Московской области в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Государственному автономному учреждению здравоохранения Московской области «Дубненская городская больница» о признании решения врачебной комиссии незаконным и возложении обязанности обеспечить ребенка-инвалида лекарственным препаратом – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья подпись
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2022 года
Судья подпись