Подлинник данного постановления приобщен к делу об административном правонарушении № 5-891/2024 Альметьевского городского суда РТ
УИД № 16RS0036-01-2024-005105-64
Дело № 5-891/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 июня 2024 года г. Альметьевск
Судья Альметьевского городского суда Республики Татарстан Исмагилов А.Т.,
рассмотрев дело об административном правонарушении по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении Фатишова В.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и гражданина Республики <данные изъяты> проживающего без регистрации по адресу: г.<адрес>, неработающего,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут в ходе проверки документов по адресу: <адрес>, возле <адрес> установлено, что гражданин Республики Азербайджан Фатишов В.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 2001 года по настоящее время проживает на территории Российской Федерации без регистрации, от выезда на родину уклоняется.
В судебном заседании Фатишов В.Х. факт проживания без регистрации на территории Российской Федерации на протяжении длительного времени и вмененного правонарушения не отрицал. Пояснил, что прибыл в Российскую Федерацию в 2000 году, встал на миграционный учет по адресу: <адрес> на три месяца. С 2001 года находится на территории Российской Федерации без регистрации. Проживает совместно с супругой ФИО3 и дочерью ФИО4, 2017 года рождения, которые являются гражданками Российской Федерации.
Выслушав Фатишова В.Х. исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Факт совершения Фатишовым В.Х. вышеуказанного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26 июня 2024 года, рапортом командира отделения МВ ОР ППСП ОМВД России по Альметьевскому району И.Х. Вахитова., объяснением Фатишова В.Х.
Должностным лицом отдела по вопросам миграции ОМВД России по Альметьевскому району в отношении Фатишова В.Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Однако, действия Фатишова В.Х. следует квалифицировать по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такого.
В тоже время нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Правоотношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания и Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.4 ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст.20 ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договоров Российской Федерации.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 ст.22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.3 настоящей статьи срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания либо со дня получения временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, если иностранный гражданин:
1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;
2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;
3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;
4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
В статье 21 ФЗ указано, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:
1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
При этом учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном ч.2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно ч.1 ст.22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
Объективная сторона правонарушения, совершенного Фатишов В.Х. заключается в нарушении правил миграционного учета и невыполнении обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, то есть в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Решении Верховного Суда Республики Татарстан по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, решении Верховного Суда Республики Татарстан по делу № от ДД.ММ.ГГГГ (указанное решение оставлено в силе Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции).
Санкция части 1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем, чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П и др.).
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, назначение Фатишов В.Х. наказания в виде выдворения не является действительно необходимым для достижения баланса публичных и частных интересов в производстве по делу об административном правонарушении, оно не будет соответствовать целям административного наказания, а также общепризнанным принципам и нормам международного права, согласно которым жизнь и здоровье человека являются высшей ценностью.
Учитывая данные о личности правонарушителя, характер административного правонарушения, суд считает необходимым назначить наказание в виде штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.18.8 ч.1 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Фатишова В.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Республики <данные изъяты> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей в доход государства.
Получателем штрафа является: УФК по РТ (ОМВД России по Альметьевскому району), КПП 164401001, ИНН 1644010183, ОКТМО 92608101, номер счёта получателя платежа 03100643000000011100, отделение-НБ Республика Татарстан//УФК по Республике Татарстан, БИК 019205400, КБК 18811601181019000140, УИН 188804162400140224226.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Альметьевского городского суда РТ А.Т. Исмагилов
Судья подпись
Копия верна:
Судья Альметьевского городского суда РТ А.Т. Исмагилов
Постановление вступило в законную силу «_____ » ___________ 20___ года
Судья
Примечание: В силу ст. 32.2 ч.1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В силу ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Квитанцию об оплате штрафа необходимо предоставить в суд, в кабинет 201 по <адрес>