Судья: Никитина А.Ю. |
дело № 33-32964/2024 УИД 50RS0007-01-2024-003358-75 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 13 ноября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Мизюлина Е.В., Волковой Э.О.,
с участием прокурора Ионанидзе Д.О.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Твердовым А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело <данные изъяты> по иску <данные изъяты> ФИО к Министерству социального развития <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки, обязании назначить и произвести единовременную выплату,
по апелляционной жалобе Министерства социального развития <данные изъяты> на решение Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения представителя истца, представителя ответчика, заключение прокурора,
УСТАНОВИЛА:
<данные изъяты>., уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с административным иском к Министерству социального развития <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
В обоснование требований указала, что ее муж <данные изъяты> был призван на военную службу по частичной мобилизации <данные изъяты>, погиб <данные изъяты> при проведении боевых действий. <данные изъяты>. было подано заявление о производстве единовременной выплаты в связи с гибелью мужа. По результатам рассмотрения ее заявления была произведена выплата в размере ? части от суммы, установленной законом с учетом наличия у мужа матери – гражданки Украины <данные изъяты> проживающей на территории Украины. В период после гибели военнослужащего <данные изъяты> и до истечения 6-месячного срока со дня его гибели его мать <данные изъяты> заявлением о получении ? части единовременной выплаты не обращалась, а <данные изъяты> умерла, не выразив своего волеизъявления ни на получение выплаты, ни согласия на выплату в пользу другого родственника. Закон МО не предусматривал и не предусматривает прекращения права близких родственников на получение оставшейся части единовременной выплаты в такой ситуации. В дальнейшем, в «Порядок назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки…» были внесены изменения, согласно которым, если членами семей не подано заявление, то по истечении 6 месяцев, единовременная выплата производится членам семей, получившим ее ранее исходя из причитающейся им доли. С учетом изложенного просила: признать незаконным отказ Министерства социального развития <данные изъяты> в выплате <данные изъяты> части единовременной выплаты, установленной <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ в размере <данные изъяты> рублей и обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО Также просила взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 13 июня 2024 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда определением от 16 сентября 2024 года перешла к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства и передала дело по апелляционной жалобе ответчика в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы судебной коллегией по гражданским делам установлено, что ГКУ МО «Единый выплатной центр Министерства социального развития» Московской области права, свободы и законные интересы которого затрагиваются решением суда, не привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой данной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 названного кодекса. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
При указанных выше обстоятельствах, судебная коллегия определением от 02.10.2024 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции; привлекла к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора ГКУ МО «Единый выплатной центр Министерства социального развития» Московской области, поскольку решение по данному делу затрагивает права и обязанности данного лица.
В заседании судебной коллегии истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований.
Третьи лица в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом.
Разрешая спор по существу, судебная коллегия исходит из следующего.
Ст. 7 Конституции Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Для реализации государственных гарантий в области оказания социальной помощи военнослужащим законодателем сформировано отдельное целевое направление государственной политики, предусматривающее их материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда здоровью при прохождении ими службы, а в случае причинения вреда их жизни - членам семьи военнослужащих и приравненных к ним лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), под защитой которого находятся в том числе военнослужащие и Герои РФ, исполняющие долг по защите Отечества в период специальной военной операции, в целях создания условий, обеспечивающих им и членам их семей достойную жизнь путем предоставления мер социальной поддержки.
В силу статьи 25 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О статусе военнослужащих" военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также на членов семей граждан, пребывавших в добровольческих формированиях и погибших при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.
Согласно статье 3 Закона Московской области от 25.03.2022 N 31/2022-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев" дополнительная мера социальной поддержки устанавливается в виде единовременной выплаты в размере 3 000 000 рублей в равных долях каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца.
В целях реализации Закона Московской области от 25.03.2022 N 31/2022-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев" Правительство Московской области приняло Постановление от 29.03.2022 N 292/12.
Пунктом 5 Постановления Правительства Московской области от 29.03.2022 N 292/12 (ред. от 27.01.2023) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев" установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере 3 000 000 рублей в равных долях каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца.
Согласно пунктам 6, 7 данного Постановления Правительства единовременная выплата назначается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства, Министерство).
Единовременная выплата осуществляется государственным казенным учреждением Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" на основании решения о назначении единовременной выплаты, принятого руководителем территориального подразделения Министерства.
Взаимодействие территориальных подразделений Министерства и государственного казенного учреждения Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" при перечислении единовременной выплаты осуществляется на основании соглашения об организации взаимодействия по осуществлению социальных выплат отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.
Право на единовременную выплату определяется на основании сведений, представляемых Военным комиссариатом Московской области, Главным управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области и войсковыми частями, не входящими в состав структурного подразделения Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области, в Министерство:
о факте гибели (смерти) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца;
о месте жительства погибшего (умершего) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца на территории Московской области или регистрации его по месту дислокации воинских частей, расположенных на территории Московской области;
о родстве с погибшим (умершим) военнослужащим, лицом, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, добровольцем.
Единовременная выплата производится в равных долях каждому получателю (пункт 9 вышеуказанного постановления).
Как следует из материалов дела, <данные изъяты> являлась супругой <данные изъяты>. 8), который был призван на военную службу по частичной мобилизации и погиб <данные изъяты> при проведении боевых действий, награжден орденом Мужества (посмертно) (л.д. 9-10, 33).
Первоначально ФИО было подано заявление в территориальное подразделение Министерства социального развития <данные изъяты> – Окружное управление социального развития <данные изъяты> о производстве выплаты, установленной <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ. Выплата была произведена с учетом сведений о наличии у военнослужащего двух членов семьи, установленных ч. 2 ст. 2 указанного закона – супруги, <данные изъяты> и матери <данные изъяты>).
ФИО умерла <данные изъяты>, о чем представлена копия свидетельства о смерти, выданного в <данные изъяты> Украины (л.д. 12-14). При жизни она не выражала волеизъявления на получение выплат, установленной <данные изъяты> N 31/2022-ОЗ, что не оспаривается сторонами.
<данные изъяты> Киричёк В.М. было отказано в выплате со ссылкой на отсутствие письменного согласия ФИО о выплате ее доли другому члену семьи.
<данные изъяты> истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о производстве выплаты, ссылаясь на приведение Порядка в соответствие с Законом Московской области № 31/2022-ОЗ (л.д. 17).
<данные изъяты> ответчик указал, что изменение Порядка не является основанием для производства выплаты, оснований для выплаты оставшейся части не имеется, а принятое решение может быть обжаловано в судебном порядке (л.д. 42-44).
Оценивая доводы сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Положения Закона не регламентировали основания прекращения (погашения) права на получение выплаты (в какой-либо части) у члена семьи погибшего военнослужащего, обратившегося за производством выплаты, в случае не обращения за выплатой кого-либо из членов семьи из состава лиц, указанных в ч. 2 ст. 2 Закона Московской области N 31/2022-ОЗ.
Однако, в принятом во исполнение Закона Московской области N 31/2022-ОЗ Порядке назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев (утвержденном Постановлением Правительства МО от 29.03.2022 N 292/12) и являющемся подзаконным актом, предусматривалось, что единовременная выплата производится в равных долях каждому члену семьи из числа лиц, указанных в пункте 4 настоящего Порядка. Единовременная выплата может быть произведена одному члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего при условии, что другие члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего дают на это письменное согласие (от имени детей в возрасте до 18 лет письменное согласие дают их законные представители) (п. 9 Порядка).
Порядок не предусматривал случаев, когда указанные в законе члены семьи погибших военнослужащих, имеющие право на получение выплаты, не выражают в какой-либо разумный срок волеизъявления на ее получение, а также не связывал уменьшение размера выплаты членам семьи, выразившим волеизъявление на получение выплаты.
Постановлением Правительства МО от 16.02.2024 N 130-ПП "О внесении изменений в Порядок назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев" пункт 9 Порядка был дополнен ч. 3 следующего содержания: в случае если членами семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу ввойсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев не подано заявление о предоставлении единовременной выплаты в течение 6 месяцев со дня получения сведений, указанных в пункте 7, а также в абзацах втором, третьем пункта 7.2 настоящего Порядка, единовременная выплата производится членам семей, получившим ее ранее исходя из причитающейся им доли.
Довод ответчика о том, что указанные положения неприменимы к спорному правоотношению, судебная коллегия признает несостоятельным по следующим основаниям.
Основным принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем, законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.
Как следует из системного анализа норм, регулирующих спорные правоотношения, нормы Закона Московской области N 31/2022-ОЗ не изменялись с момента принятия. Закон не предусматривал оснований для прекращения права членов семьи погибших умерших военнослужащих на получение выплаты в установленном размере.
Порядок реализации положений закона (подзаконный акт) не может изменять объем прав лиц, для которых законом установлены дополнительные социальные гарантии. Оценивая положения Закона Московской области во взаимосвязи с Порядком его реализации, суд приходит к выводу о том, что изменения в Порядок приняты в целях его приведения с требованиями закона и направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов членов семей погибших (умерших) военнослужащих независимо от даты смерти или даты обращения за выплатой. Подзаконные акты не могут изменять содержание закона, являются средством реализации законодательных норм.
<данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ, и принятый в его исполнение Порядок предусматривают обращение членов семьи погибших (умерших) военнослужащих с заявлениями о производстве выплаты, связывая с указанными заявлениями значение юридического факта. Именно такие заявления подавались <данные изъяты> <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д. 35, 37).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложить на Министерство социального развития <данные изъяты> назначить и выплатить Киричёк В.М. дополнительную меру социальной поддержки членам семей погибшего военнослужащего, предусмотренную Законом Московской области N 31/2022-03 от <данные изъяты> «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев» в размере <данные изъяты>.
Между тем, принятые по обращению <данные изъяты>. решения носят уведомительный характер об отсутствии у ответчика согласия <данные изъяты> о выплате ее доли другому члену семьи погибшего военнослужащего, а не являются решениями об отказе Киричёк В.М. в предоставлении услуг, в связи с чем указанные документы не могут быть признаны незаконными.
Из изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что Министерством социального развития <данные изъяты> установлены необоснованные ограничения для реализации прав истца, в связи с чем заявленные истицей требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Домодедовского городского суда Московской области от 13 июня 2024 года отменить.
Обязать Министерство социального развития <данные изъяты> назначить и выплатить <данные изъяты> ФИО дополнительную меру социальной поддержки членам семей погибшего военнослужащего, предусмотренную <данные изъяты> N 31/2022-03 от <данные изъяты> «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев» в размере 1 <данные изъяты>.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 ноября 2024 года