ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Мотошкина О.В.
дело №33-1636/2018
поступило 05.04.2018 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 16 мая 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Круглова В.Г., Вольной Е.Ю., при секретаре Зарбаевой В.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гармаевой Н.Е. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обязании обеспечить жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Гармаевой О.Б. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 15 февраля 2018 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Гармаевой Н.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в г. Улан-Удэ.
Заслушав доклад судьи Вольной Е.Ю., пояснения явившихся лиц, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Гармаева Н.Е. просила обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в г. Улан-Удэ.
Мотивировав тем, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке, как нуждающаяся в жилом помещении. До настоящего времени истец не обеспечена жилым помещением.
В судебном заседании истец Гармаева Н.Е., ее представитель Бадаева А.Р. требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ не явился, был надлежащим образом извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном суду отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении требований отказать.
Районный суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ Гармаева О.Б. просит решение суда отменить, поскольку выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем, решение является незаконным и необоснованным. Указывает, что обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда повлечет нарушение прав на жилище других детей – сирот, включенных в список ранее Гармаевой Н.Е.
В заседании судебной коллегии представитель Министерства социальной защиты населения РБ Гармаева О.Б. доводы жалобы поддержала.
Истец Гармаева Н.Е. возражала против удовлетворения доводов жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38 часть 1).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п. 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указом Президента Республики Бурятия от 07 августа 2007 г. №486 (в ред. от 07 ноября 2013 г.) «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» функции социальной защиты семьи, женщин и детей Республиканского агентства по делам семьи и детей переданы Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия.
В соответствии с п.п. 3, 4, 5 п. 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 г. №88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Республики Бурятия от 22.12.2012 г. №3102- IV «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия», Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 г. №102 (в ред. от 04.10.2013 г. №518) утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики.
Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обязанным обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию Гармаевой Н.Е. указанного ее права, в настоящее время является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
В соответствии с п. 3.21 (п.п. 4, 5) Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия основными задачами Министерства является организация предоставления на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда либо жилых помещений по договорам безвозмездного пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Право Гармаевой Н.Е. на предоставление ей жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, согласно положений Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», никем не оспаривается.
Учитывая приведенные законоположения, установив, что Гармаева Н.Е. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты с 15.05.2013 г., районный суд обоснованно удовлетворил иск, возложив обязанность по предоставлению жилья на Министерство социальной защиты населения РБ.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Гармаева Н.Е. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и, не имея закрепленного жилого помещения, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия с таким выводом соглашается.
До настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено. Приведенные нормы не содержат императивных положений, предусматривающих обеспечение жильем лиц из числа приведенной категории в порядке очередности внутри соответствующего списка, как следствие Гармаева Н.Е. вправе требовать судебной защиты, обращаясь с таким иском.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также довод о том, что судебные акты исполняются в первоочередном порядке и решение суда фактически перемещает заявлением истца в начало списка, что влечет нарушение прав на жилище других детей - сирот, включенных в список ранее Гармаевой Н.Е., не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 15 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Васильева С.Д.
Судьи коллегии: Круглов В.Г.
Вольная Е.Ю.