Дело № 2-1012/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Губаха 14 августа 2018 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре Смирновой О.А., с участием ст.помощника прокурора г. Губаха Москаленко Е.В., представителя ответчика Андреева П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Губахи в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию городской округ «город Губаха» в лице администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о возложении обязанности организовать снос аварийных жилых домов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию городской округ «город Губаха» в лице администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о возложении обязанности организовать снос аварийных жилых домов, мотивируя тем, что на территории городского округа «Город Губаха» находятся многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, расселенные в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда: ул. Серова, 16, ул. Углеуральская, 18, 22, ул. 2-ая Коммунистическая, 104 «б». В указанных домах граждане не проживают, дома находятся в аварийном состоянии, полуразрушены. Согласно срокам, установленным программой, дома должны были быть снесены в четвертом квартале 2017 года.
В судебном заседании ст.помощник прокурора города Губахи Москаленко Е.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Андреев П.А. в судебном заседании с иском не согласен по доводам письменных возражений.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит исковые требованиям, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу ч. 1 ст. 50 этого же закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учет муниципального жилищного фонда.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в т.ч. используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в т.ч. путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в т.ч. меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 ст. 8 Устава Муниципального образования «Губахинский городской округ» установлено, что к вопросам местного значения Губахинского городского округа относится, в т.ч. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 22, ст.ст. 31, 32 Устава Муниципального образования «Губахинский городской округ» администрация городского округа «Город Губаха» входит в структуру органов местного самоуправления Губахинского городского округа, является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края к полномочиям которой, в т.ч. относится и управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании муниципальной
адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013-2017 годы» многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Серова, 16, ул. Углеуральская, 18, 22, ул. 2-ая Коммунистическая, 104 «б», расселены. Жилые помещения, находившиеся в собственности граждан и расположенные в указанных аварийных домах, выкуплены администрацией города. Ответчиком 01 мая 2017 был заключен договор с ФКУ ИК- 12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на выполнение работ по сносу вышеназванных многоквартирных домов и вывозу мусора, в том числе и по сносу многоквартирных домов по адресам: п. Углеуральский, ул. Серова, № 16, ул. Углеуральская, № 18, № 22, ул. 2-ая Коммунистическая, № 104 «б», со сроком исполнения - 31.12.2017 года. Однако в установленные сроки подрядчиком не выполнены обязательства по сносу аварийных расселенных домов и вывозу мусора. Новый договор на снос домов на дату проверки администрацией городского округа «Город Губаха» не заключен. Дома, расположенные по вышеуказанным адресам до настоящего времени не снесены.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Поскольку согласно ч. 1 ст. 22, ст.ст. 31, 32 Устава Муниципального образования «Губахинский городской округ» полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления исполняет администрация городского округа «Город Губаха», то организация работ по сносу (демонтажу) расселенных аварийных домов в соответствии с региональной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013-2017 г.г.» лежит на администрации городского округа «Город Губаха».
Из представленной суду представителем ответчика Андреевым П.А. выписки из реестра муниципальной собственности Губахинского городского округа следует, что жилые помещения, расположенные в аварийных домах по адресам: п. Углеуральский, ул. Серова, № 16, ул. Углеуральская, № 18, № 22, ул. 2-ая Коммунистическая, № 104 «б», со сроком исполнения - 31.12.2017 года находятся в муниципальной собственности Губахинского городского округа.
Анализируя указанные доказательства, суд приходит к выводу, что администрация городского округа «Город Губаха», являясь в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственником спорных домов несет бремя содержания принадлежащего ей имущества и, в силу ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязана участвовать в издержках по его содержанию, сохранению и ликвидации.
Как следует из Постановления главы администрации городского округа «Город Губаха» от 09.02.2017 года № 135 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края № 1362 от 03.12.2015 года «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013-2017 года», многоквартирные дома, являющиеся предметом иска, вошли в перечень аварийных домов, подлежащих сносу (приложение № 1), таким образом, собственник самостоятельно принял решение о ликвидации его имущества.
Согласно ч. 2 ст. 52 Устава Муниципального образования «Губахинский городской округ» исполнение расходных обязательств Губахинского городского округа осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, к ведению администрации городского округа «Город Губаха» относится организация работ по сносу расселенных аварийных домов за счет средств бюджета Губахинского городского округа.
Наличие у спорных домов статуса аварийных ответчик не оспаривал, что в соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации освобождает истца от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Судом установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что переселение жителей из указанных многоквартирных домов окончено, однако до настоящего времени данные дома не снесены.
Из ответа Управления строительства и ЖКХ администрации городского округа «город Губаха» от 11.07.2018 года № 1021 в адрес прокурора г. Губаха следует, что 01.05.2017 года от имени администрации городского округа «город Губаха» с ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю заключен договор от 01.05.2017 года на выполнение работ по безвозмездному сносу и вывозу мусора ветхих многоквартирных домов, в том числе и в отношении домов по предмету настоящего иска, срок выполнения работ – 31.12.2017 года. Срок сноса по программе переселения истек, ввиду того, что подрядчиком не в полном объеме выполнены обязательства. В настоящее время договор на выполнение работ по сносу ветхих домов находится на стадии подписания, срок до 01.08.2018 года.
Анализируя указанный документ, суд отмечает, что предпринятые ответчиком меры не могут являться основанием для отказа в удовлетворении настоящего иска, поскольку администрации городского округа «Город Губаха» самостоятельно устанавливала срок для сноса спорных домов (4 квартал 2017 года), что обязывает, в свою очередь, принимать исчерпывающие и своевременные меры по надлежащему контролю за исполнением ответственными лицами возложенных на них обязанностей, а в случае их неисполнения, принятия мер для привлечения к гражданско-правовой ответственности виновных лиц. Однако, доказательств об этом в материалах дела нет.
Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что новый контракт с подрядчиком по сносу спорных домов на текущую дату не заключен.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права, суд приходит к выводу, что ответчик должен был снести аварийные дома, указанные в иске, но до настоящего времени снос данных домов не произведен, что приводит к созданию небезопасной обстановки в связи с разрушением данных домов, возможности возникновения пожара, несчастных случаев, в том числе с несовершеннолетними, которые могут находиться на территории аварийных строений. Кроме того, непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории. Наличие свободного доступа в неликвидированные аварийные жилые дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в т.ч. лицами, вынашивающими террористические намерения, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.
Ссылки представителя ответчика на отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования, не являются основаниями для отказа в удовлетворении иска, поскольку дефицит бюджета городского округа не освобождает ответчика от обязанности по ликвидации существующего аварийного жилищного фонда, предусмотренной как федеральным, так и местным вышеперечисленным законодательством.
Более того, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий по соблюдению требований законодательства с наличием финансовой возможности.
Кроме того, из письменных возражений представителя ответчика следует, что весь перечень мероприятий по предмету иску, администрация городского округа «город Губаха» планирует провести самостоятельно до конца 2018 года, что свидетельствует о наличии соответствующей финансовой возможности.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен указать в решении срок, в течение которого эти действия должны быть совершены.
Установленный прокурором срок для исполнения ответчиком обязанности по сносу спорных многоквартирных домов, суд считает разумным и достаточным. Более того, разумность и исполнимость данного срока ответчиком не оспаривалась.
При указанных обстоятельствах суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Возложить на Администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать снос аварийных жилых домов, расположенных по адресам: г. Губаха, п. Углеуральский, ул. Серова, 16, ул. Углеуральская, 18, 22, ул. 2-ая Коммунистическая, 104 «б».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Губахинский городской суд Пермского края.
Мотивированное решение суда изготовлено 17 августа 2018 года.
Председательствующий И.А. Мухтарова