РЎСѓРґСЊСЏ Гадыршин Р”.Р. РЈРР” 16RS0050-01-2019-004342-76
№ дела в суде первой инстанции 2а-6533/2019
№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-352/2020
Учет №020а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
28 января 2020 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гафиятуллина Ш.Ш.,
судей Галимова Р›.Рў., Сайдашевой Р.Р .,
РїСЂРё ведении протокола судебного заседания помощником СЃСѓРґСЊРё Хайруллиной Р.Р .,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Сайдашевой Р.Р . административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Рсполнительного комитета муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани РЅР° решение Вахитовского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 8 октября 2019 РіРѕРґР°, которым постановлено:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РњСѓСЂСѓРіРѕРІР° Александра Юрьевича Рє Рсполнительному комитету муниципального образования Рі.Казани Рѕ признании постановления в„–504 РѕС‚ 12 февраля 2019 РіРѕРґР° «О признании многоквартирного жилого РґРѕРјР° .... РЅР° территории <адрес> аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓВ» незаконным РІ части отсутствия сведений Рѕ дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц удовлетворить.
Признать постановление №504 от 12 февраля 2019 года «О признании многоквартирного жилого дома .... на территории <адрес> аварийным и подлежащим сносу» незаконным в части отсутствия сведений о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц.
Обязать Рсполнительный комитет муниципального образования Рі.Казани устранить допущенные нарушения прав административного ответчика.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика Рсполнительного комитета муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани Рё представителя заинтересованного лица Управления жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Сафина Р .Рќ. – поддержавшего изложенные РІ апелляционной жалобе, административного истца РњСѓСЂСѓРіРѕРІР° Рђ.Р®. – полагавшего решение СЃСѓРґР° законным Рё обоснованным, заинтересованных лиц Рльясовой Рљ.РЈ. Рё Булах Р“.Рђ.- полагавших решение СЃСѓРґР° законным Рё обоснованным, судебная коллегия,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› Рђ:
РњСѓСЂСѓРіРѕРІ Рђ.Р®. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Рсполнительному комитету муниципального образования Рі.Казани Рѕ признании постановления в„–504 РѕС‚ 12 февраля 2019 РіРѕРґР° «О признании многоквартирного жилого РґРѕРјР° в„–381 РЅР° территории Военного РіРѕСЂРѕРґРєР°-34 аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓВ» незаконным РІ части отсутствия сведений Рѕ дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что Муругов А.Ю. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, дом ...., квартира 12 с кадастровым номером .....
Постановлением №504 от 12 февраля 2019 года «О признании многоквартирного жилого дома .... на территории <адрес> аварийным и подлежащим сносу» указанный дом признан аварийным и подлежит сносу в течении шестимесячного срока после утверждения данного постановления. Однако данное постановление не содержит информации относительно обязанности отселить собственников жилых помещений и сроков отселения, что, по мнению административного истца, нарушает права собственников жилых помещений данного дома.
РњСѓСЂСѓРіРѕРІ Рђ.Р®. РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным постановление Рсполнительного комитета Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани в„–504 РѕС‚ 12 февраля 2019 РіРѕРґР° «О признании многоквартирного жилого РґРѕРјР° .... РЅР° территории <адрес> аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓВ» незаконным РІ части отсутствия сведений Рѕ дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
Р’ апелляционной жалобе Рсполнительный комитет муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани ставит РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене решения СЃСѓРґР° Рё принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение, который РІ удовлетворении исковых требований отказать. Апеллянт ссылается РЅР° то, что административным истцом РЅРµ представлены доказательства нарушения его прав Рё интересов бездействием административного ответчика. Полагает, что административным истцом пропущен СЃСЂРѕРє обращения РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј.
Р’ судебном заседании СЃСѓРґР° апелляционной инстанции представитель административного ответчика Рсполнительного комитета муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани Рё представителя заинтересованного лица Управления жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Сафин Р .Рќ. поддержал изложенные РІ апелляционной жалобе РґРѕРІРѕРґС‹.
Административный истец Муругов А.Ю. – полагал решение суда законным и обоснованным.
Заинтересованные лица Рльясова Рљ.РЈ. Рё Булах Р“.Рђ. – просили оставить решение СЃСѓРґР° без изменение, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Рсследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела Рё полноту РёС… установления, исследовав правильность применения СЃСѓРґРѕРј первой инстанции РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Муругов А.Ю. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, дом ...., кв..... с кадастровым номером .....
12 декабря 2018 года заключением городской межведомственной комиссии, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
12 февраля 2019 РіРѕРґР° постановлением в„–504 «О признании многоквартирного жилого РґРѕРјР° в„–381 РЅР° территории Военного РіРѕСЂРѕРґРєР°-34 аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓВ» вышеуказанный РґРѕРј признан аварийным Рё подлежит СЃРЅРѕСЃСѓ. Администрации Вахитовского Рё Приволжского районов РРљРњРћ РіРѕСЂРѕРґР° Казани необходимо обеспечить безопасность граждан вблизи указанного РґРѕРјР°, ограничив РёС… доступ РІ опасную Р·РѕРЅСѓ. Собственникам жилых помещений необходимо обеспечить: СЃРЅРѕСЃ аварийного РґРѕРјР° РІ шестимесячный СЃСЂРѕРє после утверждения данного постановления Рё вывезти строительный РјСѓСЃРѕСЂ после СЃРЅРѕСЃР° здания.
РњСѓСЂСѓРіРѕРІ Рђ.Р®. обратился РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ переселения РёР· аварийного жилья Рё ответом РРљРњРћ РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 8 апреля 2019 РіРѕРґР° ему разъяснено, что РґРѕРј .... РїРѕ адресу: <адрес> РІ перечне жилых помещений, находящихся РІ муниципальной собственности Рі.Казани, РЅРµ значится Рё отсутствие РІ постановлении в„–504 РѕС‚ 12 февраля 2019 РіРѕРґР° «О признании многоквартирного жилого РґРѕРјР° .... РЅР° территории <адрес> аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓВ» указаний РЅР° отселение собственников жилых помещений данного РґРѕРјР° РЅРµ лишает РёС… права РЅР° жилище.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что не указание сроков расселения жильцов аварийного дома грубо нарушают права, как самих жильцов, так и иных граждан (прохожих, сотрудников скорой помощи, органов правопорядка и др.), поскольку угроза обрушения здания, угроза жизни и здоровья граждан сохраняется.
При этом аварийный дом представляет угрозу для жизни и безопасности людей, решение о дальнейшем использовании аварийного и непригодного для проживания жилья, сроках отселения физических лиц должно приниматься в короткий разумный срок. В данном случае административным ответчиком срок отселения в постановлении не указан.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
На основании пункта 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением, являющимся объектом жилищных прав, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Частью 3 указанной статьи определено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Пунктом 47 Положения определено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Абзацем 2 пункта 49 Положения определено, что на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Пунктом 1 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на вопрос N 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение, в связи с чем оснований не согласиться с правильностью суждений суда о необходимости удовлетворений требований у судебной коллегии не имеется.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действия (бездействие) органа, решения организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная жалоба не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Вахитовского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 8 октября 2019 РіРѕРґР° РїРѕ данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Рсполнительного комитета муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё