судья Казацкий В.В. Дело №2-846/2021 (первая инстанция)
№ 33-3278/2021
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 октября 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Герасименко Е.В.,
судей - Балацкого Е.В., Ваулиной А.В.,
при секретаре - Белановой О.А.,
с участием
истца - Колесниковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Л. В. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, Управлению труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя о признании отказов незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,
третье лицо: Правительство города Севастополя,
по апелляционной жалобе Колесниковой Л. В. на решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 21 июня 2021 года, заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Колесникова Л.В. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, Управлению труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя о признании отказов незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Колесникова Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность государственной службы – главного специалиста отдела персонала ГУ Министерства доходов города Севастополя, с которой уволена по соглашению сторон. На момент увольнения Колесниковой Л.В. было 55 лет, она имела общий стаж государственной службы 17 лет и страховой стаж более 30 лет. В настоящий момент истец Колесникова Л.В. является пенсионеркой по возрасту. ДД.ММ.ГГГГ Колесникова Л.В. впервые обратилась к ответчикам с заявлением на установление ей ежемесячного материального обеспечения с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года согласно Закона города Севастополя от 25 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ ей в установлении ежемесячного материального обеспечения отказано. В период с 2019 года по 2021 год на обращения Колесниковой Л.В. ответчиками предоставлялись практически идентичные ответы. Колесникова Л.В. полагает, что ответчики неправомерно отказали ей в назначении ежемесячного материального обеспечения.
Решением Балаклавского районного суда г.Севастополя от 21 июня 2021 года исковые требования Колесниковой Л.В., удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя в назначении Колесниковой Л.В. ежемесячного материального обеспечения. Суд обязал Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя установить и выплачивать Колесниковой Л.В. ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении исковых требований в иной части, отказано.
В апелляционной жалобе Колесникова Л.В. просит решение суда в части установления и выплаты материального обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ, изменить, установить и выплачивать материальное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с заявлением об установлении материального обеспечения первоначально Колесникова Л.В. обращалась в 2015 году, при этом в разъяснениях на неоднократные заявления истца, Управление труда и социальной защиты населения г.Севастополя не указывало, что Колесникова Л.В. обращается ненадлежащим образом и с неполным пакетом документов.
В судебное заседание не явились представители ответчиков Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя, представитель третьего лица Правительства г.Севастополя, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку решение суда обжалуется только в части даты установления и выплаты ежемесячного материального обеспечения, решения суда в иной части судебной коллегией на предмет законности не проверяется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Колесникова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой РФ, зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно копии трудовой книжки, ДД.ММ.ГГГГ Колесникова Л.В. была уволена по соглашению сторон с должности главного специалиста отдела персонала ГУ Министерства доходов в городе Севастополе.
Как усматривается из материалов пенсионного дела, ДД.ММ.ГГГГ Колесникова Л.В. обратилась за назначением ей страховой пенсии по старости, при этом у нее имелся стаж государственной службы более 10 лет, общий страховой стаж более 30 лет.
В период 2015 -2021 годы Колесникова Л.В. неоднократно обращалась к ответчикам с просьбой о разъяснении положений Закона города Севастополя от 25 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», на что ответчиками ей давались письменные разъяснения, а также ответы об отсутствии у нее права на ежемесячное материальное обеспечение.
Признавая отказ Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района г. Севастополя в назначении ежемесячного материального обеспечения Колесниковой Л.В. незаконным, а требования о возложении обязанности установить и выплатить ежемесячное материальное обеспечение обоснованными, суд первой инстанции исходил из того, что Колесникова Л.В. в переходный период в 2014 году замещала должность госслужбы - главного специалиста отдела персонала ГУ Министерства доходов в городе Севастополе, с которой уволена ДД.ММ.ГГГГ, имела стаж госслужбы более 10 лет, страхового более 30 лет (часть 1 статьи 37 Закона Украины от 16 декабря 1993 года №3723-XII «О государственной службе»), то есть имела все основания для назначения пенсии госслужащего, кроме одного условия - не достигла возраста, при котором такая пенсия назначается, что и является основанием для назначения ежемесячного материального обеспечения (подпункт «в» пункта 2 Постановления Правительства Севастополя от 22 января 2015 года №19-ПП «Об утверждении Правил установления и выплаты ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан»).
Решение суда в данной части сторонами не обжалуется.
Определяя начало течения срока, с которого подлежит установление и выплата Колесниковой Л.В. ежемесячного материального обеспечения - ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции указал, что согласно материалов дела, заявление Колесниковой Л.В. о назначении ей дополнительного материального обеспечения, поданное в соответствии с приложением №1 Правил установления и выплаты ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 22 января 2015 года №19-ПП, и поступившее ответчику датировано ДД.ММ.ГГГГ, при этом, иные обращения Колесниковой Л.В. к ответчику не могут расцениваться как надлежащие заявления об установлении и выплате ежемесячного материального обеспечения, поскольку были поданы Колесниковой Л.В. ответчикам без соблюдения требований, установленных пунктом 7 вышеуказанных Правил.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в указанной части по следующим основаниям.
Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ Колесникова Л.В. обратилась в Управление труда и социальной защиты населения г.Севастополя с заявлением о разъяснении ч.ч.2 ст.7 Закона г.Севастополя от 23.01.2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории г.Севастополя» и установлении выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ Главное управление социальной защиты населения Севастополя направило в адрес Колесниковой Л.В. ответ, что установление ежемесячного материального обеспечения определяется при условии наличия права на пенсию в соответствии с законодательством о государственной службе, действовавшим на территории г.Севастополя до 21 февраля 2014 года. При этом, в ответе отсутствует указание о наличии или отсутствия у Колесниковой Л.В. права на материальное обеспечение, а также о необходимости предоставить документы, необходимые для установления данного права.
ДД.ММ.ГГГГ Колесникова Л.В. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения г.Севастополя с аналогичным заявлением, уточнив о необходимости ей также разъяснить, какие документы необходимо предоставить для назначения ей пенсии выслуги лет
Ответом Департамент труда и социальной защиты населения г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ Колесниковой Л.В. разъяснено об отсутствии у нее права на пенсию за выслугу лет.
ДД.ММ.ГГГГ Колесникова Л.В. обратилась в Управление труда и социальной защиты населения Балаклавского района с заявлением об установлении ежемесячного материального обеспечения, приложив копию паспорта гражданина Российской Федерации и копию трудовой книжки, аналогичное заявление Колесникова Л.В. подавала ДД.ММ.ГГГГ, однако ей было отказано в его принятии.
Ответами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Управление труда и социальной защиты населения Балаклавского района сообщило Колесниковой Л.В. об отсутствии у нее права на дополнительное материальное обеспечение к страховой пенсии.
Согласно пункту 4 Правил установления и выплаты ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 22 января 2015 года № 19-ПП, ежемесячное материальное обеспечение устанавливается с 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 7 вышеуказанных Правил, ежемесячное материальное обеспечение устанавливается решением органа социальной защиты населения по месту жительства лица на основании заявления, оформленного в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам, с 1-го числа месяца обращения за указанным материальным обеспечением, но не ранее даты возникновения права на это ежемесячное материальное обеспечение. Решение принимается в месячный срок со дня регистрации заявления.
Исходя из названных выше положений, началом течения срока, с которого подлежит установление и выплата ежемесячного материального обеспечения, в данном случае будет являться ДД.ММ.ГГГГ, поскольку первоначально с заявление об установлении и выплате материального обеспечения Колесникова Л.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18). Кроме того, Колесникова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ обращалась с заявлением об установлении ей ежемесячного материального обеспечения, приложив копию паспорта гражданина Российской Федерации, копию трудовой книжки, копию пенсионного удостоверения, а также сведения о среднемесячной заработной плате, однако в принятии заявления ей было отказано.
Кроме того, согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Таким образом, по настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Колесниковой Л.В. и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением ответчиком обязанности по разъяснению Колесниковой Л.В. как лицу, обратившемуся за установлением материального обеспечения, вопроса относительно того, какие документы необходимо ей предоставить с целью установления материального обеспечения (Определению Верховного суда Российской Федерации от 10.08.2020 N 9-КГ20-10-К1).
Вместе с тем, суд первой инстанции, указанные обстоятельства при разрешении дела не устанавливал, в нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 ГПК РФ не определил их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда. При этом, материалами дела подтверждается, что на неоднократные обращения Колесниковой Л.В., ответчик Управление труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя не разъяснил ей о необходимости предоставить необходимые документы для установления материального обеспечения, а лишь указывал на отсутствие у Колесниковой Л.В. права на получение ежемесячного материального обеспечения.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, что иные обращения Колесниковой Л.В. до ДД.ММ.ГГГГ0 года к ответчику не могут расцениваться как надлежащие заявления об установлении и выплате ежемесячного материального обеспечения, поскольку были поданы Колесниковой Л.В. ответчикам без соблюдения требований, установленных пунктом 7 вышеуказанных Правил, являются необоснованными.
В части 3 статьи 196 ГПК РФ отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Вместе с тем, указанная норма права в ряде случаев предоставляет суду право выйти за пределы заявленных требований.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 3 июня 2004 года № 11-П, пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения.
Государственные пенсии, как закреплено в статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом, поэтому определение правовых оснований назначения пенсий, а также их размеров, порядка исчисления и выплаты относится к компетенции федерального законодателя.
Судебная коллегия отмечает, что в данном случае, заявленные Колесниковой Л.В. требования были направлены на защиту ее пенсионных прав, а в силу неоднократных отказов органа социальной защиты населения в установлении и выплате ей ежемесячного материального обеспечения, исковые требования в части установления периода, с которого надлежит выплачивать данное обеспечение, сформулированы Колесниковой Л.В. без учета всех нюансов, определяемых законодательством, регулирующим пенсионные правоотношения.
При этом, судебная коллегия учитывает, что ответчик Управление труда и социальной защиты населения Балаклавского района г.Севастополя, как государственное учреждение, является более сведущим лицом в вопросе определения оснований для назначения соответствующих выплат и порядка их исчисления, нежели Колесникова Л.В., которая как физическое лицо в пенсионных правоотношениях является более слабой стороной.
Также судебная коллегия отмечает, что в соответствии с абз. 3 пункта 13 Правил установления и выплаты ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан, суммы ежемесячного материального обеспечения, своевременно не полученные лицом, имеющим право на ежемесячное материальное обеспечение, по вине органа социальной защиты населения, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
При таком положении, с учетом требований истца о защите нарушенных пенсионных прав, являющихся важнейшим элементом социального обеспечения, а также того обстоятельства, что с 2015 года Колесникова Л.В. лишена возможности получать дополнительное материальное обеспечение по вине государственного органа, отказы которого в назначении данного обеспечения не являются законными и обоснованными, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости выйти за пределы исковых требований и обязать ответчика установить и выплачивать Колесниковой Л.В. данное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с 1-го числа месяца обращения за указанным материальным обеспечением, с которым Колесникова Л.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеизложенного, решение суда в части определения даты установления и выплаты Колесниковой Л.В. ежемесячного материального обеспечения в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», изменить, указав дату установления и выплаты материального обеспечения – 01 апреля 2015 года, то есть с первого числа месяца обращения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 21 июня 2021 года в части даты установления и выплаты Колесниковой Л. В. ежемесячного материального обеспечения в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» изменить, обязав Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя установить и выплачивать Колесниковой Л. В. ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» с ДД.ММ.ГГГГ.
В иной части решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 21 июня 2021 года, оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19 октября 2021 года.
Председательствующий: Е.В.Герасименко
Судьи: А.В.Ваулина
Е.В.Балацкий