Дело № 2-42/2019 11 февраля 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Л.А.,
при секретаре Фомичеве К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова В.А. к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Агрофизический научно-исследовательский институт» об обязании не чинить препятствия в пользовании жилым помещением, выдать ключи и составить акт,
УСТАНОВИЛ:
Карпов В.А. обратился в суд с иском к ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт», в котором просит обязать ответчика устранить и не чинить истцу препятствия во владении и пользовании квартирой по адресу: ... составить акт передачи квартиры и выдать ключи, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что названная квартира была предоставлена ему на основании договора социального найма от 01.11.2016, заключенного с ответчиком, по условиям которого наймодатель обязан был предоставить истцу и его сыну в пользование для проживания данную квартиру, являющуюся собственностью Российской Федерации. Однако ответчик создает истцу препятствия в пользовании квартирой, не передает ее в пользование, не выдает комплект ключей. Заключенный договор социального найма никем не оспорен и не признан недействительным в установленном порядке. Квартира распределена Карпову В.А. на основании решения жилищной комиссии ответчика. При этом Карпов В.А., как бывший военнослужащий является лицом, который должен быть обеспечен жилым помещением.
В судебном заседании Карпов В.А. и его представитель Чуйкин А.Г. иск поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт» Старовойтов Н.А. против удовлетворения иска возражал.
Представители третьих лиц Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом в порядке ст. 113 ГПК РФ.
Привлеченное ранее третьим лицом по делу Федеральное агентство научных организаций России, правопреемником которого на основании Указа Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», было признано Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, направляло в суд письменные возражения на иск (л.д. 105-109).
Кроме того, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в ходе рассмотрения дела был заявлен самостоятельный иск о признании недействительными решения жилищной комиссии ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт» от 31.10.2016, договора социального найма от 01.11.2016, применении последствий недействительности сделки, обязании Карпова В.А. и Карпова О.В. освободить жилое помещение, который определением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.02.2019 оставлен без рассмотрения.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что квартира по адресу: ..., является собственностью Российской Федерации, находится в оперативном управлении ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт» (л.д. 10).
Решением Жилищной комиссии ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт», оформленным протоколом № 2 от 31.10.2016, Карпову В.А. на состав семьи из двух человек предоставлено жилое помещение по адресу: ..., и предложено заключить с Карповым В.А. и его сыном Карповым О.В. договор социального найма на передачу в пользование однокомнатной квартиры по указанному адресу (л.д. 11).
01.11.2016 между ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт» и Карповым В.А. заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому ответчик как наймодатель передает нанимателю (Карпову В.А.) и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире общей площадью 30,8 кв.м. по адресу: ..., для проживания в ней. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется его сын Карпов О.В. (л.д. 9).
В соответствии с п. 2.1.1 Договора наймодатель обязуется передать нанимателю жилое помещение по акту приема-передачи.
12.02.2018 Карпов В.А. обратился в ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт» с заявлением об устранении нарушения его прав на пользование указанным жилым помещением путем составления акта передачи квартиры с ключами от нее (л.д. 12).
В ответ на заявление ответчик сообщил, что собственником квартиры является Российская Федерация, представляемая Федеральным агентством научных организаций России (ФАНО), которое дало согласие на распоряжение принадлежащими ответчику на праве оперативного управления квартирами исключительно в порядке предоставления их работникам учреждения на условиях служебного найма с включением всех закрепленных квартир в специализированный жилищный фонд. При этом отсутствует согласие ФАНО на заключение с Карповым В.А. договора социального найма (л.д. 13).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищного кодекса основаниям нуждающимися в жилых помещениях, указанных в статье категорий.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со статьёй 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 учётная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Как пояснил Карпов В.А., в период несения военной службы ему как военнослужащему на основании ордера от 27.08.1979 на состав семьи: жена Карпова Л.И., сын Карпов О.В. была предоставлена квартира по адресу: ..., площадью 28,9 кв.м. (л.д. 133).
Карпов В.А. ссылался на то, что он как бывший военнослужащий имеет право на дополнительное обеспечение жилым помещением, был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях решением жилищной комиссии ГНУ «Северо-Западный научно-методический центр Россельхозакадемии» от 07.07.2003, а также решением жилищной комиссии ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт» от 00.00.0000 (л.д. 204-205).
Оценивая указанные доказательства, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент принятия решения жилищной комиссии ГНУ «Северо-Западный научно-методический центр Россельхозакадемии» от 00.00.0000, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Однако в материалы дела совместного решения администрации и профсоюзного комитета учреждения о принятии Карпова В.А. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истцом не представлено.
Постановка Карпова В.А. на учет в 2014 году была осуществлена вопреки порядку, установленному действующим на тот момент Жилищным кодексом РФ, а также порядку, предусмотренному Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, утвердившим Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации.
В соответствии с уставом ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт», утвержденным Приказом ФАНО от 07 ноября 2014 года ответчик является научной некоммерческой организацией (л.д. 50-71).
Пунктами 51-53 Устава установлено, что Учреждение не вправе без согласия Собственника распоряжаться недвижимым имуществом, находящимся в оперативном управлении Учреждения. Учреждение не вправе совершать сделок, возможными последствиями которых являются отчуждение или обременение имущества.
В соответствии с Приказом ФАНО России от 08.06.2015 № 17н «О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Федеральным агентством научных организаций, территориальными органами Федерального агентства научных организаций и организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда, предоставлении служебных жилых помещений в центральном аппарате и территориальных органах Федерального агентства научных организаций, предоставлении служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях в организациях, подведомственных Федеральному агентству научных организаций» жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Федеральным агентством научных организаций, территориальными органами Федерального агентства научных организаций и организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, должны быть включены в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч.ч. 1-2 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Из указанных положений следует, что при заключении договора социального найма недвижимого имущества, в отношении объекта возникают обременения, связанные с возможностью дальнейшего отчуждения объекта. При таких обстоятельствах, заключение договора социального найма в отношении квартир, находящихся в оперативном управлении ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт», в том числе спорной квартиры по адресу: ..., возможно только с согласия собственника имущества, которым в данном случае выступало Федеральное агентство научных организаций. Однако в материалы дела такого согласия не представлено.
Напротив, из письма ФАНО России № 007-15.5-07/4 от 14.04.2016 в ответ на обращение ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт» о заключении с Карповым В.А. договора жилищного найма сроком до 5 лет следует, что ФАНО считает неправомерным предоставление служебного жилого помещения работнику «ЭКОС» ФГБНУ ВНИИСХМ Карпову В.А. (л.д. 26-28).
Ссылки истца на то, что ранее Российская Академия Сельскохозяйственных наук дала согласие на предоставлении Карпову В.А. однокомнатной квартиры, суд не может принять во внимание, поскольку в письме от 13.12.2012 № 05-06/28 указано, что Академия не возражает о предоставлении Карпову В.А. квартиры в порядке, предусмотренном законодательством, то есть указание на заключение с Карповым В.А. договора социального найма, в том числе на конкретную спорную квартиру, в письме отсутствует (л.д. 32).
В соответствии с разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», содержащимся в п. 71, согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 ГК РФ). При этом не требуется доказывания наступления указанных последствий в случаях оспаривания сделки по основаниям, указанным в статье 173.1, пункте 1 статьи 174 ГК РФ, когда нарушение прав и охраняемых законом интересов лица заключается соответственно в отсутствии согласия, предусмотренного законом, или нарушении ограничения полномочий представителя или лица, действующего от имени юридического лица без доверенности.
Отказ в иске на том основании, что требование истца основано на оспоримой сделке, возможен только при одновременном удовлетворении встречного иска ответчика о признании такой сделки недействительной или наличии вступившего в законную силу решения суда по другому делу, которым такая сделка признана недействительной.
Возражение ответчика о том, что требование истца основано на ничтожной сделке, оценивается судом по существу независимо от истечения срока исковой давности для признания этой сделки недействительной.
Пунктами 74 и 75 названного Постановления Пленума разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Возражая против заявленных исковых требований, представитель ответчика в письменных возражениях указал на то, что договор социального найма, заключенный между сторонами 01.11.2016, является ничтожной сделкой (л.д. 21-23).
Оценив представленные в ходе рассмотрения дела доказательства в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что поскольку Карпов В.А. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, решениями жилищных комиссий в 2003 и 2014 году в нарушение требований жилищного законодательства, квартира по адресу: ... была предоставлена Карпову В.А. и его сыну Карпову О.В., который на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял, в отсутствие согласия Федерального агентства научных организаций России, представляющего интересы собственника спорной квартиры – Российской Федерации, следовательно, спорный договор является ничтожной сделкой, совершенной с нарушением требований закона, нарушающей публичные интересы, поскольку данная сделка нарушает права собственника – Российской Федерации и приводит к выбытию ее имущества в пользу Карпова В.А. вопреки установленным требованиям закона.
При таких обстоятельствах, поскольку исковые требования Карпова О.В. основаны на договоре социального найма являющемся ничтожной сделкой, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска об обязании ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт» устранить и не чинить истцу препятствия во владении и пользовании квартирой по адресу: ...
Поскольку в удовлетворении иска судом отказано в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика не подлежат взысканию понесенные истцом судебные расходы.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Карпова В.А. к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Агрофизический научно-исследовательский институт» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья