Дело № 2а-409/2019
УИД24RS0055-01-2019-000456-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Уяр 26 июля 2019 года
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Лисейкина А.В.,
при секретаре Ивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ващенко В.Ф., Ващенко А.В. и Ващенко В.В. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации об оспаривании решения и бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Ващенко В.Ф., Ващенко А.В. и Ващенко В.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации об оспаривании решения и бездействия. Просили суд признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН РФ от 20.02. 2019 года (протокол №№) об отложении рассмотрения учетного дела Ващенко В.Ф. до предоставления информации о правовом статусе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в период с 03.05.2006 по настоящее время, а также документов, послуживших основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения с заявителем.
Требования мотивированы тем, что 20.02.2019 года комиссией ФСИН РФ принято решение (протокол №№) об отложении вопроса о предоставлении административному истцу и членам его семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, в связи с отсутствием в его учетном деле информации о правовом статусе жилого помещения, в котором он в настоящее время проживает и документов, послуживших основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения с заявителем. Решение комиссии противоречит фактическим обстоятельствам дела, так как договор найма служебного жилого помещения №№ от ДД.ММ.ГГГГ был трижды представлен административному ответчику. Вопрос о правовом статусе занимаемого истцами жилого помещения не влияет на его право получения единовременной социальной выплаты, что было установлено решением Уярского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ. Данные решения административным ответчиком были получены. Во исполнение данных решений административный истец был восстановлен на учете с ДД.ММ.ГГГГ, а, кроме того, ими было постановлено, что не определение со стороны ФСИН России статуса данной квартиры как служебного жилого помещения не может влиять на право Ващенко В.Ф. получить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Так же, ДД.ММ.ГГГГ вынесено Решение Уярского районного суда Красноярского края по административному делу №2а-100/2019, которым признано незаконным и отменено аналогичное решение комиссии ФСИН РФ от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об отложении рассмотрения учетного дела Ващенко В.Ф. до предоставления информации по статусу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец Ващенко В.Ф., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ващенко А.В. и Ващенко В.В., требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Считает, что оспариваемое решение комиссии ФСИН России нарушает его право на получение единовременной социальной выплаты в порядке очередности постановки на учет для ее получения.
Представитель административного ответчика – ФСИН России, Скрипниченко Э.А., в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, так как отсутствие в учетном деле административного истца информации о правовом статусе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также документов, послуживших основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения с заявителем, препятствует административному ответчику произвести правильный расчет размера единовременной социальной выплаты.
Заслушав административного истца Ващенко В.Ф., представителя административного ответчика Скрипниченко Э.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Отношения, связанные, с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).
Исходя из положений, предусмотренных ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации; (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом, семьи собственника жилого помещения.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 указанного закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
Из положений ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ следует, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях др 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Во исполнение ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, устанавливающие порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5, 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, на основании заявления сотрудника и приложенных к этому заявлению документов, решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона, либо об отказе в постановке на указанный учет принимает комиссия.
Вместе с тем, данными правилами не предусмотрена возможность отложения вопроса о рассмотрении учетного дела в целях предоставления лицом, нуждающимся в единой социальной выплате информации по статусу жилого помещения.
Право административного истца Ващенко В.Ф. и членов его семьи на представление им единовременной социальной выплаты в порядке очередности постановки на учет для ее получения, которое установлено Федеральным законом и подтверждено вступившим в законную силу судебным актом – Решением Уярского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по делу №, при этом административный истец поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ и за ним и членами его семьи признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений в порядке очередности принятия на учет.
В соответствии с положениями, предусмотренными ч.1 и 2 ст. 64 КАС Обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Административный истец Ващенко В.Ф. проходил службу в качестве заместителя начальника объединения - заместителя начальника лечебного исправительного учреждения № 37 для осужденных, больных алкоголизмом и наркоманией, федерального казенного учреждения «Объединение исправительных - колоний № 40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>.
12 октября 2015 года Ващенко В.Ф. уволен из уголовно-исполнительной системы в связи с сокращением штатов. Выслуга лет составила в календарном исчислении 26 лет 11 месяцев 19 дней, в льготном исчислении 36 лет 4 месяца 12 дней.
3 мая 2006 г. УП-288/16 ГУ ФСИН России по <адрес> Ващенко В.Ф. и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения № была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, площадью 90,75 кв.м.
Данная квартира постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения исполнительного комитета Уярского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, включена в список служебных жилых помещений.
Несмотря на то, что право собственности на указанную квартиру за кем-либо не зарегистрировано, оно было отнесено к числу служебных, закреплено за учреждением УП-288/16 и было предоставлено Ващенко В.Ф. и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения.
На основании решения Уярского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ващенко В.Ф. поставлен ФСИН России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии ФСИН РФ Ващенко В.Ф. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с улучшением жилищных условий и в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Данное решение комиссии ФСИН России было признано незаконным и отменено решением Уярского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Одним из доводов административного ответчика ФСИН России в рамках рассмотренного дела ДД.ММ.ГГГГ, было то, что квартира, в которой проживает Ващенко В.Ф. и члены его семьи, расположенная по адресу: <адрес>, не является служебным жилым помещением.
Коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда вопрос статуса жилого помещения был исследован и было определено, что ссылка в апелляционной жалобе административного ответчика на нарушение процедуры перевода жилого помещения в специализированный жилой фонд и отсутствие постановки его на баланс учреждения уголовно-исправительной системы, что, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии у жилья статуса служебного, как основание к отмене решения суда признается несостоятельной, поскольку не определение со стороны ФСИН России статуса данной квартиры как служебного жилого помещения не может повлиять на право Ващенко В.Ф. получить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Уярского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Решением комиссии ФСИН России от 04.12. 2018 года (протокол №) отложено рассмотрение учетного дела Ващенко В.Ф. до предоставления информации по статусу жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. Данное решение комиссии ФСИН России признано незаконным и отменено Решением Уярского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ.
Довод административного ответчика о том, что отсутствие в учетном деле Ващенко В.Ф. информации о правовом статусе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также документов, послуживших основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения с заявителем, создает административному ответчику препятствие, не позволяющее произвести правильный расчет размера единовременной социальной выплаты, суд признает несостоятельным по следующим основаниям.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах российской федерации
утверждены постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369. Пунктом 17 Правил установлено, что расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 - 20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 настоящих Правил. Как следует из протокола №7 от 20.02.2019, Ващенко В.Ф. состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты с 11.10.2013 с составом семьи из трех человек. Подпунктом «в» пункта 18 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты в следующем размере - 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек. Согласно абз.1 пункта 20 Правил, в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи. Как следует из мотивировочной части оспариваемого решения (протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ, административным истцом – Ващенко В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение ФСИН России предоставлены сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности сотруднику (пенсионеру УИС) и членам его семьи. На основании имеющихся сведений комиссией ФСИН России был определен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты, который составляет 54 кв.м. Таким образом, суд приходит к выводу, что никаких препятствий к тому, чтобы произвести правильный расчет размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, полагающейся к выплате Ващенко В.Ф., у административного ответчика не имелось.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что у комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ не имелось оснований для отложения рассмотрения учетного дела Ващенко В.Ф. до предоставления информации о правовом статусе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также документов, послуживших основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения с заявителем, в связи с чем, суд считает необходимым признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России (протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ об отложении рассмотрения учетного дела Ващенко В.Ф. до предоставления информации о правовом статусе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также документов, послуживших основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения с заявителем.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ващенко В.Ф., Ващенко А.В. и Ващенко В.В. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН РФ от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об отложении рассмотрения учетного дела Ващенко В.Ф. до предоставления информации о правовом статусе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Громадск, <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также документов, послуживших основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения с заявителем
На решение сторонами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Лисейкин