Решение по делу № 2а-517/2022 от 28.03.2022

№ 2а-517/2022 г.

11RS0020-01-2022-000749-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,

с участием: административного истца Яковлева С.А.,

с уведомлением: представителя административного ответчика ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, представителя административного соответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации, представителя административного соответчика Министерства внутренних дел Республики Коми,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 22 апреля 2022 года административное дело по административному иску Яковлева С. А. к ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Республики Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в изоляторе временного содержания ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми в размере 500000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Яковлев С.А. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Республики Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в изоляторе временного содержания ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми в размере 500000 рублей.

Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 31.03.2022 г. в качестве административных соответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел Республики Коми.

В судебном заседании проведенного путем видеоконференцсвязи, административный истец Яковлев С.А. доводы и основания, изложенные в административном иске поддержал в полном объеме, так же, указал, что в спорные периоды нахождения в ИСВ содержался в ненадлежащих условиях, за что просит присудить денежную компенсацию.

Между тем, считает, что ответчиком нарушены его права в период содержания под стражей в ИВС ОМВД Усть-Вымского района Республики Коми, а именно: 1.) в камерах, где он содержался не соблюдался температурный режим; 2.) из-за холода в камерах болел простудными заболеваниями; 3.) вытяжной вентилятор длительное время не работал; 4.) матрацы, на которых спал влажные; 5.) отсутствовало помещение для сушки белья; 6.) санитарный узел старого образца, имелся устойчивый запах; 7.) туалетный смыв не работал, смывал тазиком; 8.) кровать состояла из сплошной решетки, спать не удобно; 9.) при отправке на этап из ИВС не выдавался суточный рацион питания (сухпаек); 10.) осмотр медика производился только один раз; 11.) индивидуальные средства гигиены выдавались не регулярно; 12.) в душевой кабине мыться было опасно из-за возможности обрушения стены; 13.) в камерах на стенах и окнах рам образовался грибок, антисанитария.

В связи с чем, условия его содержания в камере ИВС не отвечали санитарно-бытовым нормам содержания подозреваемых и обвиняемых, чем унижали его человеческое достоинство.

В судебном заседании представитель административного ответчика ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, представитель административного соответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации, представитель административного соответчика Министерства внутренних дел Республики Коми в судебном заседании участия не принимали.

От представителя административных ответчиков ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми и Министерства внутренних дел Республики Коми Мининой М.Б., действующей на основании доверенностей, поступили письменные возражения, согласно которых просит иск рассмотреть без её участия, в исковых требованиях административному истцу следует отказать. Считает, что права административного истца не нарушались. Кроме этого, просила применить срок исковой давности к заявленным требованиям.

Заслушав административного истца, суд приходит к следующему.

Судом рассмотрено заявленное ходатайство представителя административного ответчика о применении срока исковой давности к заявленным требованиям.

Статьей 227.1 КАС РФ предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

По общему правилу, установленному в части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В то же время, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц. может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

При этом, в Обзоре практики межгосударственных органов по защите пгав и основных свобод человека № 3 (2020), Верховным Судом РФ приведен анализ Европейским Судом по правам человека Федерального закона от 27 декабря 2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где также указано, что новый Закон о компенсации, вступивший в силу 27 января 2020 года, предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд.

Соответственно, заключенный может одновременно требовать установления соответствующего нарушения и финансовой компенсации за данное нарушение. Производство ведется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом, подача иска напрямую доступна заключенному. Имеются два формальных требования: иск должен соответствовать общим процессуальным нормам, сопровождаться судебных сбором; быть поданным во время содержания под стражей или в течение трех месяцев после его прекращения.

Лица, чьи жалобы находились на рассмотрении в настоящем суде в день вступления в силу Закона о компенсации, или чьи жалобы были отклонены по причине неисчерпания средств правовой защиты, имеют 180 дней для подачи своих жалоб после окончания срока заключения.

Анализ приведенных норм в их совокупности свидетельствует о том, что за компенсацией, установленной Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьей 227.1 КАС РФ, вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27 января 2020 г.), либо независимо от указанных обстоятельств в течение 180 дней, начиная с 27 января 2020 года, в случае подачи в Европейский Суд по правам человека жалоб на нарушение условий содержания, по которым не принято решение.

Принимая во внимание вышеизложенное, применительно обстоятельствам настоящего дела, из которых следует, что Яковлев С.А. оспаривает действия (бездействия) административных ответчиков, нарушившие, по его мнению, условия содержания в ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, что в свою очередь свидетельствует о длящемся характере правоотношений.

Соответственно, суд считает, что не имеется оснований для вывода о пропуске административным истцом трехмесячного срока обращения в суд по требованиям за оспариваемые периоды, поскольку, Яковлев С.А. на момент подачи административного искового заявления и его рассмотрения по существу, отбывает меру уголовного наказания и содержится под стражей.

В соответствии с Положением об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Усть-Вымскому району, утвержденного приказом ОМВД России по Усть-Вымскому району от 01.06.2020 г. № 100, ИВС является структурным подразделением ОМВД России по Усть-Вымскому району.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается, в том числе обязанность по содержанию, охране, конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Административный истец Яковлев С.А. содержался под стражей в изоляторе временного содержания ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми за периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>.

Яковлев С.А.обратился в суд с административным исковым заявлением, где просил присудить в порядке части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в размере 500000 рублей.

Ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми полагает: 1.) в камерах, где он содержался не соблюдался температурный режим; 2.) из-за холода в камерах болел простудными заболеваниями; 3.) вытяжной вентилятор длительное время не работал; 4.) матрацы, на которых спал влажные; 5.) отсутствовало помещение для сушки белья; 6.) санитарный узел старого образца, имелся устойчивый запах; 7.) туалетный смыв не работал, смывал тазиком; 8.) кровать состояла из сплошной решетки, спать не удобно; 9.)при отправке на этап из ИВС не выдавался суточный рацион питания (сухпаек); 10.) осмотр медика производился только один раз; 11.) индивидуальные средства гигиены выдавались не регулярно; 12.) в душевой кабине мыться было опасно из-за возможности обрушения стены; 13.) в камерах на стенах и окнах рам образовался грибок, антисанитария.

Перечисленные условия содержания, по мнению Яковлева С.А.не отвечают принципу недопустимости обращения и наказания, унижающего достоинство личности содержащегося под стражей и должны компенсироваться денежным эквивалентом.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного

самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Ст. 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Ч. 3 с. 55 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признаётся, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учётом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. Согласно требованиям, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Положениями статей 1, 3, 10, 12 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовноисполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека; при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством; предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание, при этом не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц; установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.

Проверяя доводы административного истца Яковлева С.А.: 1.) в камерах, где он содержался не соблюдался температурный режим.

Все камеры ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми оснащены системой централизованного отопления. В соответствии с требованиями приложения № 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и таблицы № 22 СП 12-95 «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России» в камерах температура воздуха должна быть не ниже + 18 С., что соответствовало температурному режиму, в камерах, в которых содержался административный истец.

30.09.20221 г. ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми» проведена плановая проверка, по результатам которой составлен акт санитарно-эпидемиологического состояния помещений (территорий) и лицензионного ведомственного контроля медицинской деятельности в ОМВД России по Усть-Вымскому району № 19 от 01.10.2021 г.

Согласно II раздела акта «Санитарно-эпидемиологическое состояние и режим в ИВС» параметры микроклимата в камерах соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21. Измерение параметров микроклимата в камерах влажность и температура соответствуют норме.

В связи с чем, доводы административного истца, суд не может принять во внимание, поскольку, обстоятельств, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечном обращении в отношении Яковлева С.А. нарушении административными ответчиками его прав, судом не установлено.

2.) из-за холода в камерах болел простудными заболеваниями.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Согласно части 1 статьи 26 того же Федерального закона лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, Приказом МВД России № 1115, Минздрава России № 475 от 31 декабря 1999 г., медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов организуют и осуществляют медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел.

При этом согласно пунктам 7.1, 8.2, 8.3 той же Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС; в обязанности медицинского работника входит, в том числе оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи.

Таким образом, законом закреплено право названных лиц на оказание медицинской помощи по месту их содержания и лишь в необходимых случаях в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Согласно пункту 122 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России № 950 от 22 ноября 2005 г., лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Наличие в ИВС медицинского кабинета и медицинского работника предусмотрено положениями вышеприведенной Инструкции, для чего требуется получение лицензии в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а все предусмотренные Инструкцией случаи медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС, не медицинскими работниками ИВС относятся к случаям временного отсутствия такого работника (на момент необходимости первичного осмотра лица при поступления в ИВС или при обращения лица с жалобой на ухудшение здоровья) либо к необходимости оказания специализированной медицинской помощи.

Доводы административного истца опровергаются материалами административного дела, которые не содержат сведений о заболеваниях и обращениях Яковлева С.А. за медицинской помощью.

Из журнала медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми за 2021 год следует, что <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата> от Яковлева С.А. жалоб не поступало, о чем в журнале имеются подписи истца. Соответственно, права административного истца не нарушены, доводы являются голословными, а, содержание в ИВС не повлекло для него наступление каких-либо негативных последствий.

3.) вытяжной вентилятор длительное время не работал; 4.) матрацы, на которых спал влажные; 5.) отсутствовало помещение для сушки белья.

Все камеры ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми оборудованы стационарной при точно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, при этом, так же имеется естественная вентиляция с помощью открытия окон.

Наличие приточно-вытяжной и естественной вентиляцией в камерах ИВС не может свидетельствовать о нарушении прав истца, поскольку, доказательств ненадлежащего микроклимата (повышенной влажности) в помещениях либо ненадлежащей работы естественной вентиляции, не представлено.

Кроме этого, сотрудниками ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району ежедневно проводится обход и осмотр камер ИВС с целью выявления недостатков и неисправностей предметов, находящихся в камерах ИВС. За период содержания административного истца в камерах ИВС принудительная система вентиляции воздуха работала, проверка проводилась путем ее включения и данимического наблюдения.

Измерение параметров микроклимата в камерах проводилось, температура воздуха соответствовала.

Факт содержания административного истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, судом не установлен. Из чего, суд приходит к выводу, что нарушений условий содержания в указанной части не имеется. Помещение для сушки белья действующим законом - Приказом МВД России № 950 от 22 ноября 2005 г. не предусмотрено.

6.) санитарный узел старого образца, имелся устойчивый запах; 7.) туалетный смыв не работал, смывал тазиком.

Пунктом 45 Правил установлено, что камеры ИВС оборудуются, в числе прочего, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, индивидуальными нарами или кроватями, краном с водопроводной водой. Согласно пункту 17.16 Свода правил - СП 12-95, введенных в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года, которым должен соответствовать ИВС ввиду его постройки в 2012 году, унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабинка должна иметь перегородки высотой 1 м. от пола санитарного узла. Камеры ИВС № 4,6,7 в которых содержался административный истец, оборудованы санитарными узлами, размещенными в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу, высота перегородки соответствует установленному стандарту, способствующей ограничением видимости человека находящегося за перегородкой со стороны спального места, умывальника и места приема для пищи, что так же, подтверждается предоставленными административным ответчиком фотоматериалами камер ИВС № 4,6,7.

Установка в камере санузла старого образца не свидетельствует о нарушении прав подозреваемого, а также, о наличии неудобств в его использовании, что не позволяет возложить обязанность на ответчика компенсировать истцу испытываемый дискомфорт. Доказательств того, что истец не мог пользоваться санузлом, суду не представлено.

Факт содержания истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, судом не установлен. Из чего, суд приходит к выводу, что нарушений условий содержания в указанной части не имеется.

Обращения административного истца с какими-либо заявлениями и/или жалобами по данному факту в периоды его содержания в ИВС не зафиксированы. В свою очередь, административный истец, в ходе рассмотрения иска по существу, никаких жалоб и претензий на действия сотрудников ИВС не предоставил.

Место содержания подозреваемых и обвиняемых подразумевает претерпевание определенных неудобств данными лицами в силу специфики самого места нахождения этих лиц. Доставленные истцу неудобства находятся в пределах неизбежного уровня переживаний, характерных для ограничения свободы, пребывания в специальных учреждениях.

8.) кровать состояла из сплошной решетки, спать не удобно.

В соответствии со ст. 23 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Согласно п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 года N 950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями.

Спальным местом и соответствующими постельными принадлежностями административный истец был обеспечен.Из чего, суд приходит к выводу, что нарушений условий содержания в указанной части не имеется.

9.) при отправке на этап из ИВС не выдавался суточный рацион питания (сухпаек).

Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

Статьей 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ установлено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 22. Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.

Деятельность ИВС также регламентирована приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 (ред. от 27.05.2021) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел».

В соответствии с п. 42 вышеуказанных Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком (п. 152 Правил).

Пунктом 6.1 Инструкции МВД СССР от 06.11.1988 «Об организации питания осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, и лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, лечебно-воспитательных и воспитательных трудовых профилакториях МВД СССР» предусмотрено, что прием пищи производится по распорядку дня. Промежутки между приемами пищи не должны превышать 7 часов, не считая времени, отведенного для сна.

Согласно накладных и ведомостей на выдачу продуктов питания лицам (следственным) содержащимся в ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми от 10.05.2021 г., от 24.06.2021 г., от 22.07.2021 г., от 03.08.2021 г., от 06.08.2021 г., от 17.08.2021 г. в дни этапирования из ИВС, питание Яковлеву А.С. выдавалось в полном объеме, о чем в ведомостях на выдачу продуктов питания имеется его личная подпись.

При этом, судом учтено, что с жалобами на не обеспечение сухим пайком на время этапирования в период содержания в ИВС административный истец не обращался, так же не имеется и его письменных возражений, по поводу не надлежащего качества выдаваемых продуктов питания.

10.) осмотр медика производился только один раз.

Основными задачами медицинских работников ИВС являются: организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, осуществление противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС, осуществление контроля за санитарно-гигиеническим содержанием помещений ИВС, осуществление взаимодействия с учреждениями государственной и муниципальной систем; здравоохранения и уголовно-исполнительной системы по вопросам медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС.

Согласно пунктам 123 - 124 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России N 950 от 22 ноября 2005 года, подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц. С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником.

Согласно записям Журнала медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС ОМИВД России в Усть-Вымском районе по Республике Коми за 2021 г., следует, что <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата> от Яковлева С.А. жалоб на состояние здоровья не поступало. Таким образом, доводы административного истца не нашли своего подтверждения и являются голословными.

11.) индивидуальные средства гигиены выдавались не регулярно.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок).

Подозреваемым и обвиняемым в соответствии с п. 44 Правил внутреннего распорядка для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются хозяйственное мыло, бумага для гигиенических целей.

Пунктами 94 и 95 Правил внутреннего распорядка определено, что при ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной и письменной форме, записываются в соответствующий журнал регистрации и докладываются лицу, ответственному за их разрешение.

Согласно записям журнала регистраций заявлений, жалоб и ходатайств подозреваемых и обвиняемых ИВС ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми № 1806 в период содержания Яковлева С.А. поступило два заявления, о чем имеются записи от 07.09.2021 г. за № 254, 255, не относящихся к содержанию представленного административного иска. Таким образом, доводы административного истца не нашли своего подтверждения.

12.) в душевой кабине мыться было опасно из-за возможности обрушения стены; 13.) в камерах на стенах и окнах рам образовался грибок, антисанитария.

Пунктом 47 Приказа МВД России от 22.11.2005 № 950 (ред. от 27.05.2021) предусмотрено, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Доказательств того, что административный истец при помывке в душевой, подвергался бы какой-либо угрозе в материалах административного дела не имеется. Жалоб на указанный довод со стороны Яковлева С.А. в соответствующих журналах не зафиксировано.

В силу п. 44 Правил внутреннего распорядка для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц среди прочего выдаются: мыло хозяйственное, предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере. Во всех камерах, где содержался административный истец, имелся весь уборочный инвентарь.

При этом, материалы административного дела не содержат сведений об обращениях Яковлев С.А. с жалобами на антисанитарию и грибок в камерах. Нарушений, со стороны административного ответчика, суду не предоставлено.

Соответственно, права административного истца не нарушены и не означает констатацию нарушения условий содержания Яковлева С.А., поскольку, не установлено, что истец содержался в ИВС в указанные периоды в антисанитарных условиях.

Из чего, суд приходит к выводу, что нарушений условий содержания Яковлева С.А. в указанной части не имеется.

На основании вышеизложенного, суд, соглашается с доводами представителя административного соответчика, об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Яковлева С.А.

Данных о том, что условия содержания административного истца в периоды содержания в ИВС ОМВД России в Усть-Вымском районе по Республике Коми не отвечали санитарно-эпидемиологическим, иным требованиям действующего законодательства, каким-либо образом унижали его человеческое достоинство и привели к нарушению его личных неимущественных прав, не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу, что никаких нарушенных прав административного истца Яковлева С.А., нуждающихся в судебной защите, в данном случае не усматривается.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, содержащим требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ИВС ОМВД России по Республике Коми.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

На основании вышеизложенного, суд считает, что административный иск Яковлева С.А. к ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Республики Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в изоляторе временного содержания ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми в размере 500000 рублей, надлежит оставить без удовлетворения.

руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Яковлева С. А. к ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Республики Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в изоляторе временного содержания ОМВД России по Усть-Вымскому району Республики Коми в размере 500000 рублей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

: судья - А.Ю. Лисиенко

2а-517/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Яковлев Сергей Анатольевич
Ответчики
ОМВД России по Усть-Вымскому району
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство внутренних дел по Республике Коми
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Лисиенко А.Ю.
Дело на сайте суда
uwsud.komi.sudrf.ru
28.03.2022Регистрация административного искового заявления
28.03.2022Передача материалов судье
31.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее