Решение по делу № 33-9822/2024 от 25.09.2024

Судья Панина Е.Ю.            

Дело № 33-9822/2024 (№ 2-2943/2024)

                        22RS0068-01-2024-003049-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 октября 2024 года                             г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего        Секериной О.И.,

судей                    Масликовой И.Б., Попова С.В.,

при секретаре            Сафронове Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 14 мая 2024 года

по делу по иску прокурора г. Барнаула в интересах несовершеннолетних Лазарец Н. Р., Лазарец С. Р. в лице законного представителя Солянниковой Н. С. к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о признании отказа незаконным, возложении обязанности,

Заслушав доклад судьи Масликовой И.Б., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

прокуратурой проведена проверка по обращению Солянниковой Н.С. на отказ КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» в назначении ежегодной денежной выплаты многодетным семьям для подготовки детей к школе, единовременной денежной выплаты для подготовки к школе первоклассника из многодетной семьи, в ходе проведения которой установлено, что ДД.ММ.ГГ Солянникова Н.С. обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе - ежегодной денежной выплаты для подготовки к школе 2-11 классы) на Лазарец С.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., единовременной денежной выплаты для подготовки к школе 1 класс на Лазарец Н.Р., ДД.ММ.ГГ г.р.

ДД.ММ.ГГ ответчиком приняты решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, в связи с несоответствием заявителя категориям лиц, указанным в п.п. 1.2, 2.1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе, утв. постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, а именно наличием регистрации за пределами Алтайского края: <адрес>.

Прокурор полагает данный отказ является законным, указывая, что семья Солянниковой Н.С. длительное время постоянно проживает на территории Алтайского края, временная регистрация по месту пребывания по адресу: <адрес> оформлена с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, по этому же адресу зарегистрированы несовершеннолетние Лазарец С.Р., Лазарец Н.Р.

Учитывая изложенное, прокурор, обратившись в суд просит признать незаконным распоряжения ответчика об отказе в назначении мер социальной поддержки от ДД.ММ.ГГ на Лазарец С.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., Лазарец Н. Р., ДД.ММ.ГГ г.р., возложении обязанности на ответчика назначить и выплатить Солянниковой Н.С. ежегодную денежную выплату многодетным семьям для подготовки детей к школе на Лазарец С.Р., единовременную денежную выплату для подготовки к школе на Лазарец Н.Р., на основании заявлений от ДД.ММ.ГГ.

Решением Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены, судом постановлено признать незаконным распоряжения КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» от ДД.ММ.ГГ об отказе в назначении мер социальной поддержки на Лазарец С. Р., ДД.ММ.ГГ г.р., Лазарец Н. Р., ДД.ММ.ГГ г.р.

Возложить обязанность на КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» назначить и выплатить Солянниковой Н. С. денежную выплату многодетным семьям для подготовки детей к школе на Лазарец С. Р., ДД.ММ.ГГ г.р., Лазарец Н. Р., ДД.ММ.ГГ г.р. на основании заявлений от ДД.ММ.ГГ.

С решением суда не согласился ответчик и в апелляционной жалобе просит оспариваемое решение отменить, отказав прокурору в удовлетворении иска, ссылаясь на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Положение Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, а также определение Верховного суда по делу ***\АПГ-8 от ДД.ММ.ГГ, указывают на отсутствие оснований для назначения материальному истцу меры социальной поддержки в виде выплаты многодетным семьям для подготовки детей к школе, поскольку истец с детьми постоянно зарегистрированы в другом регионе, а в <адрес> зарегистрированы по месту пребывания. Судом не дана правовая оценка доводу о том, что назначение указанной меры социальной поддержки возможно только при наличии регистрации на территории Алтайского края по месту пребывания для лиц, не имеющих документально подтвержденного места жительства в других субъектах Российской Федерации по состоянию на начало учебного года, на подготовку к которому предполагается получение мер социальной поддержки.

Указывает, что данная выплата предоставляется в Алтайском крае с 2011 г. за счет средств краевого бюджета и направлена, в том числе, на увеличение количества многодетных семей, сохранение численности жителей Алтайского края и улучшение демографической ситуации в регионе. Поскольку материальный истец не имеет регистрации на территории Алтайского края, ей обоснованно отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки.

В суде апелляционной инстанции представитель процессуального истца прокурор полагала, что решение суда постановлено законно и обоснованно, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя процессуального истца, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, Солянникова Н.С. является матерью несовершеннолетних Лазарец С.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., Лазарец Н.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., Солянниковой М.Е., ДД.ММ.ГГ г.р., что подтверждено свидетельствами о рождении детей, свидетельством о заключении брака между Солянниковым Е.С. и Лазарец Н.С., в связи с которым фамилия истца изменена на «Солянникова»

Согласно справке КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» от ДД.ММ.ГГ семье Солянниковой Н.С. установлен статус многодетной семьи.

Из содержания искового заявления, материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ Солянникова Н.С. обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми в Алтайском крае на ежегодную денежную выплату, единовременную денежную выплату многодетным семьям для подготовки детей к школе.

Распоряжениями КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» от 26.07.2023 в предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми в Алтайском крае на Лазарец С.Р., Лазарец Н.Р. отказано на основании п. 3.15 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***. В качестве основания указано несоответствие заявителя, категории лиц, указанных в пунктах 1.2, 2.1 Положения (Положение распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации). В ходе проверки представленных сведений установлено наличие регистрации за пределами Алтайского края.

ДД.ММ.ГГ в адрес Солянниковой Н.С. направлено уведомление о том, что ранее выданная ей справка, определяющая статус многодетной семьи, нуждающейся в дополнительных мерах социальной поддержки, является недействительной. При этом указано, что выдача справки осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача справки, определяющей статус многодетной семьи, нуждающейся в дополнительных мерах социальной поддержки», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***. В соответствии с п. 1.2 Административного регламента государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, беженцам, проживающим на территории Алтайского края по месту жительства (пребывания) (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации). Выявление факта регистрации Солянниковой Н.С. по адресу: <адрес> является основанием для прекращения действия выданной ранее справки.

В соответствии с информацией в паспорте истца Солянниковой Н.С. она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельствам о регистрации, информации МВД о регистрации по месту пребывания Солянникова Н.С. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>22 в <адрес>.

По сведениям КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Норильску Красноярского края» от ДД.ММ.ГГ Солянникова Н.С. состоит на учете в Управлении, но не является получателем каких-либо мер социальной поддержки, в том числе социальной выплаты для подготовки детей к школе с 2023 года на детей Лазарец С.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., Лазарец Н.Р., ДД.ММ.ГГ г.р. (данная мера в рамках законодательства Красноярского края не предусмотрена).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что регистрация по месту пребывания с учетом установленных обстоятельств фактического проживания и обучения в образовательном учреждении на территории Алтайского края не может ограничивать право гражданина на получение мер социальной поддержки, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

С указанными выводами суда о необходимости удовлетворения требований судебная коллегия соглашается и не находит оснований для отказа истцу в иске по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержки многодетных семей» постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально- экономическом и демографическом развитии региона.

Согласно части 3 статьи 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (вступившим в данной части в силу с 1 января 2023 года) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, федеральным законодателем субъектам предоставлены полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение многодетными семьями дополнительных мер социальной поддержки.

Во исполнение реализации приведенных норм федерального законодательства Постановлением Правительства Алтайского края от 19 апреля 2017 г. № 125 «О предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми в Алтайском крае» утверждено Положение «О порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе», в соответствии с которым предусмотрена единовременная денежная выплата для подготовки к школе первоклассника из многодетной семьи (на приобретение школьной формы либо заменяющего ее комплекта детской одежды, спортивной формы, а также иных товаров, необходимых для посещения школьных занятий) (далее - "единовременная денежная выплата");

Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что оно распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации) по состоянию на начало учебного года, на подготовку к которому предполагается получение мер социальной поддержки, установленных настоящим Положением (далее – «начало учебного года»).

Проживание на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания или решением суда.

Согласно пункту 1.3 Положения, для определения права на предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим Положением, многодетной семьей определена семья, имеющая и воспитывающая троих и более детей в возрасте до 18 лет по состоянию на начало учебного года, что подтверждается оформленной заявителю и действующей на начало соответствующего учебного года либо на дату принятия решения о назначении единовременной денежной выплаты и (или) ежегодной денежной выплаты справкой, определяющей статус многодетной семьи, нуждающейся в дополнительных мерах социальной поддержки.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения, единовременная денежная выплата и ежегодная денежная выплата предоставляются одному из родителей либо опекуну (попечителю) из числа лиц, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения (далее – «заявитель»), на каждого совместно проживающего с ним ребенка из многодетной семьи, приступившего с начала учебного года к обучению в общеобразовательной организации Алтайского края.

Предоставление единовременной денежной выплаты и ежегодной денежной выплаты осуществляется краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) по месту жительства или по месту пребывания заявителя (далее – «управление социальной защиты населения») (пункт 3.1 Положения).

Согласно пункту 3.4 Положения, решение о предоставлении ежегодной денежной выплаты принимается на основании следующих документов (сведений): заявления, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, сведений о рождении детей, не достигших возраста 18 лет, документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) совместное проживание ребенка (детей) с заявителем на территории Алтайского края (по состоянию на начало соответствующего учебного года), сведений об обучении в общеобразовательной организации на каждого ребенка.

В силу пункта 3.4.1 Положения заявитель одновременно с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты представляет следующие документы (сведения): паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя; документ (документы) о рождении ребенка (детей), выданный (выданные) компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык - при регистрации акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации; документ (документы), подтверждающий (подтверждающие) совместное проживание ребенка (детей) с заявителем на территории Алтайского края (по состоянию на начало соответствующего учебного года) (за исключением документов, указанных в пункте 3.7 настоящего Положения), сведения об обучении в общеобразовательной организации на каждого ребенка (за исключением документов, указанных в пункте 3.7.1 настоящего Положения).

Соответственно, заявителем должен быть представлен документ, подтверждающий совместное проживание ребенка с заявителем на территории Алтайского края по состоянию на начало соответствующего учебного года.

Вместе с тем, в качестве основания к отказу материальному истцу в предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе, КГКУ указывало наличие регистрации истца с детьми в ином регионе, несмотря на то, что материальным истцом предоставлены документы, подтверждающие временную регистрацию с 2022 по 2025 годы на территории Алтайского края – по месту фактического проживания семьи.

Кроме того, ответчик не оспаривал в ходе рассмотрения дела, что все предусмотренные п.п.3.1 и 3.3.1 Положения документы были предоставлены материальным истцом при обращении с заявлением.

Региональный законодатель в пункте 1.2 Положения определил категорию лиц, получателей данного единовременного пособия, т.е. это жители Алтайского края, имеющие статус многодетной семьи и при направлении ребенка в школу.

При этом, вопреки толкованию указанной нормы ответчиком, высказанной в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, устанавливая требования к заявителям на право получения региональной меры социальной поддержки, она не предполагает возможность получения ими данной меры в случае постоянного проживания, а не регистрации, за пределами Алтайского края. В то время как основанием к отказу в удовлетворении заявления материального истца явилось наличие постоянной регистрации в Красноярском крае.

Между тем, коллегия отмечает, что место регистрации и место жительства не являются идентичными понятиями.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на основании статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В силу абзаца 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 г. № 14-П, от 4 апреля 1996 г. № 9-П, от 2 февраля 1998 г. № 4-П, Определения от 13 июля 2000 г. № 185-О, от 6 октября 2008 г. № 619-О-П, от 13 октября 2009 г. № 1309-О-О).

Таким образом, факт места жительства (пребывания) гражданина на определенной территории может быть подтвержден не только соответствующей регистрацией в уполномоченном органе, но и на основе различных юридических фактов.

В связи с чем, вопреки доводам жалобы коллегия отмечает, что сам по себе институт регистрации по месту жительства и месту пребывания предполагает, что гражданин вправе иметь постоянную регистрацию по одному адресу и регистрацию по месту пребывания по другому адресу, как и проживать не по месту регистрации. Однако это не является основанием для ограничения права гражданина на получение мер социальной поддержки в виде спорной выплаты, предоставление которой в силу прямого указания в пункте 1.2 Положения гарантируется в равной мере как гражданам, проживающим на территории Алтайского края по месту жительства, так и гражданам, проживающим на территории Алтайского края по месту пребывания.

Как прокурор, обращаясь с иском, так и суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, обоснованно исходили из общего принципа признания Российской Федерацией прав детей особо охраняемыми и подлежащими неукоснительному соблюдению на всей территории Российской Федерации, а также из того обстоятельства, что сам по себе факт регистрации заявителя и ее детей в другом регионе не может являться условием для реализации ее прав, а отсутствие постоянной регистрации на территории Алтайского края при условии проживания здесь - препятствием в их реализации, поскольку как по смыслу федерального законодателя, так и прямо следует из пункта 1.2 Положения, определяющее значение для предоставления меры социальной поддержки имеет именно факт проживания матери с ребенком на территории Алтайского края, вне зависимости от регистрации в ином регионе, а осуществляемый соответствующими органами регистрационный учет не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Судом первой инстанции при отклонении доводов ответчика об обоснованности оспариваемого отказа, правильно установлено, что местом жительства материального истца и ее детей является <адрес>.

По этому же адресу по месту жительства с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован супруг истца Солянников Е.С., несовершеннолетняя Лазарец С.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован несовершеннолетний Лазарец Н.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., с ДД.ММ.ГГ - несовершеннолетняя Солянникова М.Е., ДД.ММ.ГГ г.р.

Согласно справке МБОУ «Лицей № 101» (г. Барнаул) от ДД.ММ.ГГ Лазарец С.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., обучается в указанном учреждении в 8Д классе, период обучения с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Согласно справке МБОУ «СОШ № 125 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Барнаул) от ДД.ММ.ГГ Лазарец Н.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., обучается в указанном учреждении в 2023 – 2024 учебном году

Учитывая изложенное, суд счел доказанным факт проживания материального истца с детьми на территории г.Барнаула и ответчиком указанное обстоятельство не опровергнуто, в силу чего являются несостоятельными доводы апелляционных жалоб о наличии у истца регистрации в Красноярском крае, как основание для отказа в предоставлении меры социальной поддержки, поскольку Солянникова Н.С. относится к категории граждан, проживающих на территории Алтайского края по месту пребывания, при этом наличие у истца регистрации в Кемеровской области не исключает факта ее проживания на территории Алтайского края.

В свете изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о несоответствии в данном случае меры социальной поддержки её цели, поскольку такие доводы носят формальный характер, учитывая, что наличие временной или постоянной регистрации само по себе не влияет как показатель на демографическую ситуацию в регионе, таким показателем является не формальный акт регистрации, а конкретное место проживания, подтвержденное свидетельством о регистрации по месту пребывания или по месту жительства. При этом отказ в предоставлении меры социальной поддержки не может осуществляться произвольно, либо носить усмотрительный характер исходя из ошибочного толкования нормы Положения ответчиком, поскольку понятие категории граждан, отнесение к ней тех или иных групп лиц определяется по наличию сущностных признаков этой категории граждан, а не произвольно выбранных и истолкованных критериев, как полагает ответчик.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной им в своих решениях, принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории.

Поскольку семья Солянникова Н.С. признана многодетной, постоянно проживает на территории Алтайского края, что подтверждено документально, она не может быть ограничена в предоставлении меры социальной поддержки, более того, ограничение гарантированных прав несовершеннолетнего ребенка материального истца лишь в связи с регистрацией в Кемеровской области, но постоянно проживающей в Алтайском крае, ставит несовершеннолетних в неравное положение с другими детьми, проживающими и зарегистрированными по месту жительства на территории Алтайского края, родители которых получают указанную единовременную выплату, что является недопустимым, нарушающим право материального истца и её несовершеннолетнего ребенка на социальное обеспечение, гарантированное им статьей 39 (часть 1) Конституции РФ, в нарушение принципа равенства, закрепленного ее статьей 19 (части 1 и 2), и вопреки предписаниям ее статьи 55 (часть 3), допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина лишь в конституционно значимых целях.

По этим же мотивам не может повлиять на законность и обоснованность постановленного решения и доводы жалоб о том, что указанное пособие не является государственной выплатой, а носит характер дополнительной меры поддержки.

Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Судом первой инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, апелляционную жалобу ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГ.

33-9822/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Солянникова Н.С., действующая в интересах н/л Лазарец Н.Р., Лазарец С.Р.
Прокуратура Центрального района г.Барнаула
Прокуратура г.Барнаула
Ответчики
КГКУ УСЗН по г. Барнаулу
Другие
Министерство социальной защиты Алтайского края
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Масликова Ирина Борисовна
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
26.09.2024Передача дела судье
22.10.2024Судебное заседание
24.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2024Передано в экспедицию
22.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее