Дело № 2-757/2024 Председательствующий –Белхароев Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1152/2024
26 сентября 2024 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.А.,
судей Цурова Х.М. и Цечаева С.В.,
при секретаре судебного заседания Анташкиевой Х.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Илиевой Фатимы Борисовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным, возложении обязанности возобновить выплату пенсии в прежнем размере с момента прекращения
по апелляционной жалобе представителя ОСФР по Республике Ингушетия Хашиевой Л.Ш. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 5 февраля 2024 г., которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кориговой М.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Илиева Ф.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к ОСФР по Республике Ингушетия, в котором просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в прекращении выплаты пенсии, возложить на ОСФР по Республике Ингушетия обязанность возобновить выплату пенсии со дня прекращения, то есть с 1 сентября 2023 г.
В обоснование искового заявления указано, что истец являлась получателем страховой пенсии по старости, выплата которой прекращена с 1 сентября 2023 г.
Указывает, что при назначении пенсии ею были представлены документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы.
Считает действия ОСФР по Республике Ингушетия, выразившиеся в прекращении выплаты страховой пенсии, незаконными, нарушающими ее права и законные интересы как пенсионера.
Определением суда от 27 ноября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОСФР по Волгоградской области.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 5 февраля 2024 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Республике Ингушетия Хашиева Л.Ш. ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с его незаконностью и необоснованностью. Указывает, что истец утратила право на пенсию по Списку №1, поскольку нет подтверждения обоснованности выдачи документов, подтверждающих период работы с 1 сентября 1981 г. по 10 ноября 1999 г. в Строительно-монтажном управлении №2 г.Грозного.
Истец Илиева Ф.Б., представитель ОСФР по Волгоградской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОСФР по Республике Ингушетия Оздоеву М.М., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Согласно п. 10 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Согласно ст. 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2002 г., в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Как установлено судом и следует из материалов исследованного судом первой инстанции пенсионного дела, истец Илиева Ф.Б., 3 сентября 1965 года рождения, с ноября 2005 г. являлась получателем пенсии по инвалидности.
Решением от 23 сентября 2022 г. истцу в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлена пенсия по старости, выплата пенсии по инвалидности прекращена.
Распоряжением ОСФР по Республике Ингушетия без номера выплата страховой пенсии по старости приостановлена с 1 сентября 2023 г. на основании ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В апелляционной жалобе указывается, что истец утратила право на пенсию в связи с отсутствием подтверждения обоснованности выдачи документов, подтверждающих период работы истца с 1 сентября 1981 г. по 10 ноября 1999 г. в Строительно-монтажном управлении №2 г.Грозного.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", правовыми позициями Конституционного Суда РФ, содержащимися в постановлениях от 14 января 2016 г. №1-П, 26 февраля 2018 г. №10-П, исходил того, что принимая решение о приостановлении, а в последующем прекращении выплаты истцу досрочной страховой пенсии по старости пенсионный орган неправомерно ограничил ее в пенсионных правах, поскольку решение о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которым закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения и определения ее размера, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством, и будут реализованы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку находит его основанным на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствующим установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Истец Илиева Ф.Б. при назначении пенсии в числе других документов представила справку №130 от 15 ноября 1999 г., подтверждающую факт ее работы в Строительно-монтажном управлении №2 в качестве разнорабочей в период с 1 сентября 1981 г. по 10 ноября 1999 г., а также справку о заработной плате, выданную тем же работодателем 15 ноября 1999 г., в которой указана заработная плата с 1985 г. по 1989 г.
При этом оспаривая обоснованность выдачи указанных справок и достоверность содержащихся в них сведений, пенсионный орган в нарушение ст.56 ГПК РФ не представил соответствующие доказательства.
Приостанавливая выплату пенсии, пенсионный орган также не указал конкретное основание для приостановления, указанное в ч.1 ст.24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Из имеющейся в материалах гражданского дела копии пенсионного дела истца усматривается, что указанные документы были проверены и приняты пенсионным органом для назначения ей пенсии.
Таким образом, пенсионный орган при приеме документов проверял правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений, представленных документов, в связи с чем и было принято решение о назначении Илиевой Ф.Б. страховой пенсии по старости.
Доказательств, подтверждающих обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных истцом в подтверждение права на страховую пенсию на дату принятия решения о ее назначении ответчиками в материалы дела не представлено.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 года N10-П).
Рассматривая довод апелляционной жалобы о том, что в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица (истца) отсутствуют сведения о стаже работы истца, следует отметить, что по общему правилу в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 мая 2019 г. N 16-КГ19-6).
В соответствии со ст. 8 и ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работника обязан предоставлять работодатель – плательщик страховых взносов.
Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст. 1 и 22 ТК РФ, п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включить периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Истцом в обоснование подтверждения спорного периода представлены в пенсионное дело справки работодателя.
Между тем ответчиками не представлены доказательства выполнения ими положений п.8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. №519 п, путем направления запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные им организации, располагающие документами (сведениями), указанными в п.4 данного Порядка.
Между тем добросовестность действий истца презюмируется в силу закона, следовательно, на ответчиках лежит обязанность представить бесспорные доказательства, подтверждающие предоставление Илиевой Ф.Б. недостоверных сведений при назначении пенсии.
Такие доказательства суду не представлены.
В связи с изложенным судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 5 февраля 2024 г., которым удовлетворено исковое заявление Илиевой Фатимы Борисовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным, возложении обязанности возобновить выплату пенсии в прежнем размере с момента прекращения, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОСФР по Республике Ингушетия Хашиевой Л.Ш. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 30 сентября 2024 г.
Председательствующий
Судьи