Дело № 33-2102/2024
№ 2-2401/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2024 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.
судей областного суда Булгаковой М.В., Раковского В.В.,
при секретаре Кондрашовой Ю.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Константинова К.А. на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от (дата) по гражданскому делу по иску Константинова К.А. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на перерасчет досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., судебная коллегия
установила:
Константинова К.А. К.А. обратился в суд с исковым заявлением о признании права на перерасчет досрочной страховой пенсии по старости, в обоснование заявленных требований, указав, что он является получателем досрочной страховой пенсии по старости с (дата) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от (дата) «О страховых пенсиях». В связи с низким размером назначенной ему досрочной пенсии по старости, он обратился в ОСФР по Оренбургской области за разъяснением порядка расчета назначенной пенсии, получил ответ, с расчетами, указанными в нем, он не согласен. Указывает, что законом предусмотрены разные варианты расчета пенсии по выбору застрахованного лица. При обращении в пенсионный орган ему не представили информацию для сравнения всех возможных вариантов расчетов пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от (дата) № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на основании которой производится оценка пенсионных прав граждан. Считал, что им выработан стаж на соответствующих видах работ по Списку №, соответственно расчет пенсии должен быть произведен из расчета его стажа работы на соответствующих видах работ.
Просил признать за ним право на перерасчет досрочной страховой пенсии по старости. Обязать ответчика произвести перерасчет досрочной страховой пенсии по старости с даты первоначального назначения пенсии в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от (дата) № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В судебное заседание истец Константинова К.А. К.А. не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представил письменное ходатайство, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель истца Вавилова С.Ю. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, дала пояснения, аналогичные доводам иска. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Шуваева М.С. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поддержала письменные возражения на иск.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от (дата) исковые требования Константинова К.А. к ОСФР по Оренбургской области о признании права на перерасчет досрочной страховой пенсии по старости оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Константинова К.А. К.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и не обоснованность, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Константинова К.А. К.А., представитель ответчика, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
По общему правилу, установленному статьей 8 Федерального закона от (дата) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от (дата) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Согласно пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от (дата) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от (дата) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
С (дата) порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, устанавливает Федеральный закон от (дата) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
До (дата) отношения в сфере пенсионного обеспечения регламентировались Федеральным законом от (дата) № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который применяется и в настоящее время, в частности, статья 30 указанного закона, нормы которой касаются исчисления расчетного пенсионного капитала до (дата).
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от (дата) № 173-ФЗ установлено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с учетом трудового стажа в календарном порядке без включения в стаж периодов учебы, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, с включением в стаж периодов обучения, кратного исчисления отдельных периодов стажа, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) №, исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на (дата) путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на (дата) путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона № 173-ФЗ, имея в виду следующее: расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до (дата), в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до (дата), в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до (дата).
В силу пункта 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Как разъяснено в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии», право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на (дата) у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от (дата) № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии. При этом для определения расчетного размера пенсии учитывается продолжительность общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ до (дата).
Так как оценка пенсионных прав осуществляется на (дата), то стаж указанного вида и указанной продолжительности должен быть выработан на эту дату.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Константинова К.А. К.А. с (дата) является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от (дата) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из сообщения ОПФР по Оренбургской области от (дата) № следует, что определение величины стажевого коэффициента у Константинова К.А. производится на общих основаниях, то есть из требуемых 25 лет общего трудового стажа, расчет размера пенсии осуществлен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» с учетом общего стажа.
Стаж работы Константинова К.А. по Списку № на (дата) составил 11 лет 5 месяцев 9 дней.
Общий трудовой стаж работы Константинова К.А. на (дата) составил менее 20 лет, а именно – 18 лет 9 месяцев 22 дня.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Константинова К.А. суд первой инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, исходил из того, что у Константинова К.А. требуемый страховой стаж 20 лет по состоянию на (дата) отсутствовал, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для суммирования периодов работ и перерасчета размера досрочной страховой пенсии по старости Константинова К.А. по пункту 9 статьи 30 Федерального закона от (дата) № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы о неверном применении судом в оспариваемом решении разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) №, согласно которым для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением трудового стажа на соответствующих видах работ требуется по состоянию на (дата) или необходимый страховой стаж, или необходимый стаж на соответствующих видах работ, поскольку истец имеет стаж на соответствующих видах работ продолжительностью 11 лет 05 месяцев 09 дней при требуемом стаже 10 лет, основан на ошибочном толковании закона и не может быть принят во внимание.
Исходя из положений пункта 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) имеют, в частности, лица, указанные в пункте 1 статьи 27 этого Закона, в том числе и те, которым пенсия назначена с применением ст. 28.1 Закона, то есть в данном случае - мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20.
Так как оценка пенсионных прав осуществляется на (дата), то стаж указанного вида и указанной продолжительности должен быть выработан на эту дату.
У истца отсутствует одно из необходимых условий - наличие на (дата) страхового стажа 20 лет (за работу по Списку 1).
Доводы апелляционной жалобы Константинова К.А. основанием к отмене решения суда не являются, поскольку были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Константинова К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Морозова Л.В.
Судьи Булгакова М.В.
Раковский В.В.