Дело № 2-552/2019
РЕШЕНИЕ
(окончательной формулировке)
Именем Российской Федерации
04 июня 2019 г. г. Каспийск
Каспийский городской суд РД в составе:
председательствующего судьи М. М.Г.
при секретаре судебного заседания Загировой А.С.
с участием представителя истца М. А.З.
ответчика Селимовой З.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда России по Республике Дагестан в городе Каспийске к Селимовой З. Р. о взыскании в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 358800 рублей излишне выплаченной компенсационной выплаты за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2017 г., взыскании уплаченной государственной пошлины в размере 6788 рублей,
установил:
Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда России по Республике Дагестан в городе Каспийске (далее ГУ - ОПФР по РД в городе Каспийске) обратилось в суд с иском Селимовой З. Р. (далее Селимовой З.Р.) о взыскании в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 358800 рублей излишне выплаченной компенсационной выплаты за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2017 г., взыскании уплаченной государственной пошлины в размере 6788 рублей.
Требования истца мотивированы тем, что Селимовой З.Р. была назначена компенсационная выплата по уходу ребенком-инвалидом Селимовой А. Р. (далее Селимова А.Р.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
30.12.2010 г. Селимова З.Р. обратилась к истцу с заявлением о назначении ей компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет Селимовой А.Р., указав в заявлении, что нигде не работает и фактически осуществляет уход за ребенком-инвалидом.
Однако, как следует из уведомления о регистрации физического лица в территориальном органе ПФР по месту жительства и выписки из лицевого счета застрахованного лица, Селимова З.Р. 15.11.2009 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, то есть фактически не имела права на получение компенсационной выплаты.
Согласно п. п. «д» пункта 12 Правил от 02.05.2013 г. № 397 осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
Пункт 13 Правил говорит о том, что лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В связи с несообщением о трудоустройстве ухаживающей Селимовой З.Р., был допущен перерасход денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход, в размере 358800 рублей в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2017 г.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
В судебном заседании представитель истца на основании доверенности Магомедов А.З. поддержал иск по изложенным в нем основаниям и просил об удовлетворении требований в полном объеме.
Ответчик - Селимова З.Р. исковые требования признала в полном объеме, при этом пояснила, что с заявлением об оформлении компенсационной выплаты от ее имени обращалась ее мать, она (Селимова З.Р.) не знала о том, что была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Компенсационные выплаты она действительно получала по декабрь месяц 2017 года. Она не знала о необходимости известить пенсионный фонд о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1455 (в редакции Указа Президента РФ от 13.05.2008 г. № 774) действовавшему на момент подачи ответчиком заявления о назначении выплаты, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан, неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет были установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 руб.
С 01.01.2013 г. Указом Президента РФ от 26.02.2013 г. № 175 размер ежемесячной компенсационной выплаты увеличился до 5500 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 г. № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил, ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
Из материалов дела усматривается, что 30 декабря 2010 года от имени Селимовой З.Р. в ГУ - ОПФР по РД в городе Каспийске поступило заявление о назначении компенсационной выплаты по уходу за инвалидом-ребенком Селимовой А.Р., в котором также содержится обязательство в течение пяти дней сообщить в Управление пенсионного фонда при поступлении на работу, оформлении пенсии, постановке на учет в Центр занятости или прекращении ухода (л. д. 5).
Селимова З.Р. с 01.01.2011 г. являлась получателем компенсационной выплаты, как неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
09.06.2018 ГУ УОПФР по РД в городе Каспийске (протокол № 186) был выявлен факт излишней выплаты ежемесячной компенсационной выплаты в отношении Селимовой А.Р. за период 01.01.2011 г. по 31.12.2017 г. в сумме 358800 рублей, в связи с трудоустройством ухаживающей (л. д. 6, 7).
24.01.2019 г. в адрес ответчика направлялось письмо о размере переплаты с предложением возместить излишне уплаченные денежные средства, которое получено ответчиком и оставлено без удовлетворения (л. д. 8).
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт «д» пункта 12 Правил).
В соответствии с пунктом 13 Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.
Правовое регулирование, предусматривающее ежемесячную выплату исключительно для неработающих трудоспособных граждан, направлено на обеспечение полноценного ухода за инвалидами, а также создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма.
Согласно выписке из ЕГРИП от 04.06.2019 № ИЭ9965-19-9605449 Селимова З.Р. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 09.09.2009 г. ОГРНИП 309054525200017, деятельность была прекращена 19.11.2012 г.
Доводы Селимовой З.Р. о том, что она не знала о регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя, суд находит несостоятельными, поскольку доказательств оспаривания действий по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не представлено.
Таким образом, ответчик обратилась за установлением компенсационной выплаты, будучи лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Кроме того, и в последующем ответчик не поставил в известность истца в установленном законом порядке (подачей соответствующего заявления) о наличии обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, и, имея статус трудоустроенного лица, продолжала получать компенсационные выплаты, что также противоречит требованиям указанных выше Правил.
В соответствии с нормами действующего законодательства, обязанность об извещении органа, осуществляющего выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, возложена непосредственно на лицо, осуществляющее уход, при этом извещение должно быть в форме соответствующего заявления.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Суд приходит к выводу о нарушении ответчиком принятых на себя обязательств о необходимости сообщения в орган пенсионного обеспечения сведений о своем трудоустройстве. В этой связи, действия ответчика могут расцениваться как недобросовестные.
Доводы ответчика о том, что она не знала о необходимости известить пенсионный фонд о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, суд находит несостоятельными, поскольку факт получения компенсационной выплаты ответчик признала, в заявлении о назначении компенсационных выплат четко и полно, без каких-либо условий, допускающих двойное толкование, указаны все основания, при которых осуществление выплат прекращается.
В случае если ответчику были не понятны какие-либо положения осуществления и прекращения компенсационной выплаты, она не была лишена права получить всю необходимую информацию путем обращения в пенсионный фонд. Доказательств наличия таких обращений со стороны ответчика суду предоставлено не было.
С учетом изложенного, суд находит иск подлежащим удовлетворению, взыскав с ответчика в пользу истца сумму излишней компенсационной выплаты за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2017 г. в размере 358800 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 6788 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда России по Республике Дагестан в городе Каспийске к Селимовой З. Р. о взыскании в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 358800 рублей излишне выплаченной компенсационной выплаты за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2017 г., взыскании уплаченной государственной пошлины в размере 6788 рублей - удовлетворить.
Взыскать сСелимовой З. Р. в пользу Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда России по Республике Дагестан излишнюю компенсационную выплату за период с 01.01.2011 года по 31.12.2017 года в размере 358800 (триста пятьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей.
Взыскать с Селимовой З. Р. в пользу Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда России по Республике Дагестан судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6788 (шесть тысяч семьсот восемьдесят восемь) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке.
Председательствующий М.Г. Магомедов
Решение в окончательной формулировке изготовлено 10 июня 2019 года