Дело №2-15/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2020 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи М.Н.Лепихиной,
при секретаре Е.А.Бобровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрьева В.И. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) об обязании включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы, выплатить недополученную сумму пенсии, произвести расчет пенсии по Договору о сотрудничестве между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от 14.07.2011,
УСТАНОВИЛ:
Юрьев В.И. обратился в суд с иском, уточненным и дополненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) об обязании включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы, выплатить недополученную сумму пенсии, произвести расчет пенсии по Договору о сотрудничестве между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от 14.07.2011.
В обоснование иска указано, что с **.**..2000 Юрьев В.И. является получателем пенсии по старости. Часть трудового стажа была приобретена на территории Эстонской Республики (далее – ЭР). 16.10.2011 вступил в силу Договор между РФ и ЭР о сотрудничестве в области социального обеспечения от 14.07.2011.
**.**..2016 истец обратился к ответчику с заявлением о расчете пенсии за стаж, выработанный в ЭР. В июле 2017 из Департамента социального страхования ЭР поступил формуляр-уведомление об установлении истцу пенсии. С **.**..2017 Эстонская Республика начала выплачивать истцу пенсию за отработанные на ее территории года (с 20.08.1977 по 31.03.1990), а ответчик безосновательно уменьшил размер получаемой истцом на территории РФ пенсии.
При переходе на Эстонскую пенсию с **.**..2017 ответчик не обоснованно исключил периоды работы на территории РФ, не включив их по поступившим Архивным справкам и Подтверждению №39.
Кроме того, при обращении истца с заявлением о переходе на Эстонскую пенсию ответчиком в Эстонскую Республику был направлен формуляр о пенсионном стаже с ошибкой, поскольку в периоды страхового (трудового) стажа, учтенного РФ, вошел период работы истца на территории Эстонской Республики с 28.11.1961 по 01.12.1962, который подтвержден Архивной справкой Эстонской Республики №7-3/19/3097 от **.**.2019.
В результате ответчиком и Эстонской Республикой с **.**..2017 были неверно исчислены стаж и размеры получаемой истцом пенсии, как на территории РФ, так и на территории ЭР.
По результатам повторного направления ответчиком соответствующего формуляра, размер стажа на территории ЭР был изменен, что повлекло увеличение назначенной ЭР пенсии с **.**..2019 на 28,11 евро (с 118,27 Евро до 156,88 евро).
Таким образом, как указал истец, по вине ответчика, направившего формуляр о пенсионном стаже с ошибкой, повлекло недополучение истцом пенсии, назначенной на территории Эстонии, по 28,11 евро ежемесячно в период с 01.08.2017 по 25.09.2019.
В связи с чем истец в уточненном иске просит суд обязать ответчика включить Юрьеву В.И. в общий трудовой стаж периоды работы: с 01.07.1953 по 01.01.1958 на основании Подтверждения №39 от 28.10.2019, основанное на свидетельских показаниях и заверенное Озернинской сельской Администрацией Викуловского района Тюменской области с **.**..2000; с 01.08.1963 по 20.02.1964, подтвержденный Архивной справкой №Ю-5 от **.**..2019, выданной Архивом Викуловского района Тюменской области, с **.**..2017; с 20.02.1964 по 27.12.1965, подтвержденный Архивной справкой №644 от **.**..2019, выданной Архивом Щербакульского района Омской области, с **.**..2017; с 28.11.1961 по 01.12.1962, подтвержденный Архивной справкой Эстонской Республики №7-3/19/3097 от **.**..2019, с **.**..2017; обязать ответчика выплатить недополученную сумму пенсии за период с 01.08.2017 по 25.09.2019, исходя из разницы в размере 28,11 евро в месяц начисленной пенсии Эстонской Республикой по формулярам, предоставленным Российской Федерацией №08-18/3750 от **.**..2017 с ошибкой (сумма пенсии в ЭР 118,27 евро с **.**..2017) и исправленным формуляром №08-17/7237 от **.**..2019 (сумма пенсии в ЭР 156,88 евро с **.**..2019); обязать ответчика произвести расчет страховой пенсии по п.2 ст.5 Договора между РФ и ЭР о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 с ИПК 127,435 с **.**..2017 с учетом архивных справок и Подтверждения.
В судебном заседании истец Юрьев В.И. и его представитель Мельникова Н.В. уточненные исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в иске и уточнениях и дополнениях к нему.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) Ефимова Т.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. В ходе рассмотрения дела указала, что с **.**..2000 истец является получателем пенсии по старости, размер которой был рассчитан с учетом стажа в Эстонской Республике и составил 38 лет 09 месяцев 05 дней (стажевой коэффициент 68%). С **.**..2002 на основании заявления истца от **.**..2002 был произведен перерасчет по стажу с учетом справки о периоде работы с 20.02.1961 по 27.12.1965 в совхозе «Б», в связи с чем общий стаж с учетом работы в ЭР составил 43 года (стажевой коэффициент 0,73). В 2016 году был произведен предварительный расчет выплачиваемой пенсии с учетом норм Договора между РФ и ЭР о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 (далее – Договор от 14.07.2011), в соответствии с которым размер пенсии истца уменьшится, о чем истец был уведомлен. **.**..2017 Юрьев В.И. обратился к ответчику с заявлением о пересмотре пенсии по нормам Договора от 14.07.2011, в связи с чем с **.**..2017 размер пенсии был пересмотрен (на июль 2017 размер пенсии составлял 15 915 руб., с **.**..2017 – 11 198,85 руб.). Размеры пенсий каждая договаривающаяся сторона определяет исходя из страхового стажа и дохода, приобретенного на ее территории в соответствии со своим законодательством. При назначении истцу пенсии по Договору с **.**..2017 в общий трудовой и страховой стаж не вошли периоды работы с 20.02.1961 по 27.12.1965, т.к. данный период работы отсутствовал в трудовой книжке, а в справке, имеющейся в выплатном деле, отсутствовала полная дата рождения истца, дата выдачи этой справки и данные о реорганизации АОЗТ в ОАО «К», т.к. печать на справке ОАО «К». На запросы ответчика поступил ответ, что в архивных данных фонда ОАО «К » Юрьев В.И. за 1961-1963гг. не значится, а за период работы с 20.02.1964 по 27.12.1965 справка выдана без указания полного ФИО и даты рождения истца. Исключение данного периода с **.**..2017 повлиял на размер стажевого коэффициента, валоризации и страховой пенсии. В случае учета с **.**..2017 периода работы с 20.02.1961 по 27.12.1965 размер пенсии истца увеличится и составит 12 096,31 руб. Общий трудовой стаж на территории ЭР при назначении пенсии составил 12 лет 11 месяцев 19 дней. Размер пенсии истца на май 2019 года составлял 12 432,56 руб. Однако в случае, если бы ЭР не выплачивала истцу 116,73 Евро ежемесячно за стаж, приобретенный на ее территории, размер пенсии истца по состоянию на май 2019 года составил бы 17 668,44 руб. **.**..2019 истец обратился с заявлением о перерасчете пенсии, однако решением от **.**..2020 ему в этом было отказано, не были включены в общий трудовой и страховой стаж периоды работы с 1953 года по 1958 год в колхозе «ЗИ», с августа 1963 года по февраль 1964 года в ВК, с 20.02.1964 по 27.12.1965 в совхозе Б» в связи с неправильным оформлением свидетельских показаний и невозможности установления принадлежности представленных документов истцу. Дополнила, что Архивные справки, на которые ссылается истец в иске, были представлены ответчику только **.**..2019 года. Свидетельские показания не могут быть приняты, поскольку они оформлены ненадлежащим образом. До **.**..2017 года в стаж истца был включен период с 01.01.1958 по 04.08.1977. Представленные истцом архивные справки оформлены ненадлежащим образом, поскольку в них отсутствует дата рождения истца. Справка, выданная Эстонской Республикой, от **.**..2019 №7-3/18/3097 о периоде работы с 28.11.1961 по 01.12.1962 в колхозе «ЗР» поступила в адрес ответчика **.**..2020 вместе с формуляром уведомлением об установлении пенсии, в соответствии с которым данный период был включен в эстонский стаж и размер получаемой истцом пенсии с **.**..2019 увеличился до 146,88 Евро и стаж на территории ЭР составил 13 лет 11 месяцев 11 дней. В этой связи полагала, что требования истца о том, что по вине ответчика истец с **.**..2017 ежемесячно недополучал пенсию в ЭР в размере 28,11 Евро, являются необоснованными, поскольку в материалах пенсионного дела сведения о работе истца в указанный период в ЭР отсутствовали. Таким образом, пенсия истцу назначена и выплачивается в соответствии с требованиями закона и Договора от 14.07.2011 (л.д. 53, 64, 80-82, 164).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно ч.2 ст.2 Закона №400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу положений ч.3 ст.2 Закона №400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 ст.11 Закона №400-ФЗ установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно ч.1 ст.13 Закона №400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
В соответствии с ч.2 ст.13 Закона №400-ФЗ в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Положениями ч.8 ст.13 Закона №400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ч.1 ст.14 Закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.14 Закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно ч.4 ст.14 Закона №400-ФЗ Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные.
Порядок определения размера страховых пенсий установлен в ст.15 Закона №400-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.18 Закона №400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно ч.6 ст.21 Закона №400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч.7 ст.21 Закона №400-ФЗ)
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8 ст.21 Закона №400-ФЗ).
В соответствии с п.10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года №1015 (далее – Правила), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Согласно п.11 приведенных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 59 Правил предусмотрено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.
Из материалов дела судом установлено, что с **.**..2000 истец является получателем пенсии по старости. При обращении к ответчику с заявлением о назначении пенсии истцом была предоставлена трудовая книжка, на основании которой и была назначена истцу пенсия (л.д.4, 18).
Так, согласно записям трудовой книжки с 01.01.1985 по 01.03.1961 истец работал в колхозе «ЗИ», с 01.03.1961 по 14.10.1961 – в СК, с 05.11.1965 по 04.08.1977 в совхозе О, с 20.08.1977 по 31.03.1990 – в В, с 01.04.1990 по 27.07.1990 – в ВК, с 08.08.1990 по 12.01.1993 – Р, с 15.01.1993 по 21.05.2002 в П, с 02.08.2002 по 31.10.2007 – П (л.д.5-10).
В связи с чем в трудовом стаже истца при назначении пенсии с **.**.2000 были учтены следующие периоды: с 01.01.1958 по 01.03.1961, с 01.03.1961 по 14.10.1961, с 05.11.1965 по 04.08.1977, с 20.08.1977 по 31.03.1990, с 01.04.1990 по 27.07.1990, с 08.08.1990 по 12.01.1993, с 15.01.1993 по 22.11.2000, что составило 38 лет 09 месяцев 05 дней (л.д. 19, 82, 84, 88).
**.**..2002 истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив справку, выданную ОАО «К», подтверждающую работу истца с 20.02.1961 по 27.12.1965 в СБ, который был на основании постановления главы администрации от 20.12.1992 №666-п реорганизован в АОЗТ «Б», а последний на основании постановления главы администрации №760п от 19.02.1999 – в ОАО «К» (л.д.184, 185).
В связи с чем данная справка была принята ответчиком для перерасчета назначенной истцу пенсии и на основании распоряжения ответчика от **.**..2002 произведен перерасчет пенсии с **.**..2002, в его стаж дополнительно был включен период работы с 14.10.1961 по 05.11.1965 по указанной справке. Таким образом, в стаже работы истца были учтены следующие периоды с 01.01.1958 по 01.03.1961, с 01.03.1961 по 14.10.1961, с 14.10.1961 по 05.11.1965, с 05.11.1965 по 04.08.1977, с 20.08.1977 по 31.03.1990, с 01.04.1990 по 27.07.1990, с 08.08.1990 по 12.01.1993, с 15.01.1993 по 22.11.2000, что составило 43 года 11 месяцев 04 дня (л.д.85, 86, 90).
**.**..2016 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении предварительного расчета эстонской части пенсии. Согласно предварительному расчету в случае переходе истца на получение пенсии в ЭР за стаж, приобретенный на ее территории, размер получаемой истцом пенсии по старости в РФ уменьшится (л.д.96, 97).
В соответствии с п.1 ст.5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 (далее – Договор от 14.07.2011) при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
Согласно п.2 ст.5 Договора, если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
Вместе с указанным договором заключено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года (далее – Соглашение от 14.07.2011).
Согласно п.1 ст.5 Соглашения от 14.07.2011 назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.
В соответствии с п.2 ст.5 Соглашения от 14.07.2011 для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение.
В соответствии с п.4 ст.5 Соглашения от 14.07.2011 компетентное учреждение Договаривающейся Стороны рассматривает формуляр об обращении за пенсией (приложение 1) в сроки, установленные законодательством Договаривающейся Стороны, которая принимает соответствующее решение. Исчисление срока начинается с момента поступления необходимых документов в компетентное учреждение той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию. Время пересылки документов между компетентными учреждениями Договаривающихся Сторон в сроки принятия решения не входит.
В связи с чем ответчиком в ЭР был направлен формуляр о пенсионном стаже от **.**..2017 №08-18/3750, в котором указаны периоды страхового (трудового) стажа на территории РФ: с 01.01.1985 по 04.08.1977, с 08.08.1990 по 12.01.1993, с 15.01.1993 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 21.05.2002, с 15.07.2002 по 31.07.2002, с 02.08.2002 по 31.10.2007, с 01.03.2008 по 31.03.2008, что составило 36 лет 09 месяцев 05 дней (л.д.33-34).
**.**..2017 в адрес ответчика поступил предварительный формуляр уведомление от **.**..2017об установлении истцу пенсии на территории ЭР в связи с пересмотром по Договору от 14.07.2011, согласно которому подтвержденный пенсионный стаж на территории ЭР по документам составил 12 лет 11 месяцев 08 дней, размер пенсии 116,73 евро, а также формуляр о пенсионном стаже, согласно которому в эстонский стаж были включены периоды работы с 20.08.1977 по 31.03.1990, с 01.04.1990 по 27.07.1990 (л.д.35-36, 37-38).
**.**..2017 истец обратился к ответчику с заявлением о переходе на пенсию по п.2 ст.5 Договора от 14.07.2011 (л.д.21-25).
В связи с чем ответчиком в ЭР был направлен аналогичный формуляр о пенсионной стаже истца от **.**..2017 №08-18/5351, по результатам рассмотрения которого **.**..2017 из ЭР поступил формуляр уведомления об установлении пенсии истцу на территории ЭР с **.**..2017 в размере 116,73 евро при эстонском стаже 12 лет 11 месяцев 08 дней, в который вошли периоды работы истца с 20.08.1977 по 31.03.1990, с 01.04.1990 по 27.07.1990 (л.д.39-40,41-42).
В этой связи решением ответчика от **.**..2017 истцу была назначена страховая пенсия по старости с **.**..2017 согласно ст.8 Закона №400-ФЗ и Соглашения с Эстонией, размер пенсии составил 11 198,85 руб. При переходе истца на эстонскую пенсию страховой стаж истца был ответчиком пересмотрен и составил 32 года 07 месяцев 02 дня. При этом из страхового стажа истца были исключены периоды, которые были учтены на территории ЭР с 20.08.1977 по 31.03.1990, с 01.04.1990 по 27.07.1990, а также период работы на территории РФ с 15.10.1961 по 04.11.1965, который был учтен ответчиком в трудовом стаже истца с **.**..2002 по справке ОАО «К», подтверждающей работу истца с 20.02.1961 по 27.12.1965 в совхозе Б (л.д.98, 99, 100, 101, 102, 185).
Данная справка не была принята ответчиком при пересмотре получаемой истцом пенсии по Соглашению от 14.07.2011 в связи с тем, что данный период работы отсутствовал в трудовой книжке, а в указанной справке отсутствовала полная дата рождения истца, дата выдачи этой справки и данные о реорганизации АОЗТ в ОАО «К». Согласно поступившему на запрос ответчика ответу, в архивных данных фонда ОАО «К» Юрьев В.И. за 1961-1963гг. не значится, а за период работы с 20.02.1964 по 27.12.1965 справка выдана без указания полного ФИО и даты рождения истца.
Исключение с **.**..2017 периода работы истца с 15.10.1961 по 04.11.1965 периода повлиял на размер стажевого коэффициента, валоризации и на размер страховой пенсии в сторону уменьшения, что повлекло обращение истца в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства **.**..2019 истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил запросить документы о работе истца в колхозе «ЗИ с 1953 года по 1958 год, в должности киномеханика с 1962 года по 1964 год, в К с 1964 года по 1965 год (л.д.167).
**.**..2019 истец обратился с заявлением о перерасчете пенсии согласно ст.18 Закона №400-ФЗ с учетом периодов работы с 1953 года по 1958 в колхозе «ЗИ», с августа 1963 по февраль 1964 в ВК, с 20.02.1964 по 27.12.1965 в СБ (л.д.165-166).
Однако решением ответчика от **.**..2020 №04-27/3 ему в этом было отказано.
Как следует из указанного решения, истцом были представлены подтверждение, выданное главой администрации Викуловского района Тюменской области на основании свидетельский показаний, и архивная справка, согласно которой документы колхоза «ЗИ» в архивный отдел на хранение не поступали. Период работы с 1953 года по 1958 год в колхозе «ЗИ» не был учтен ответчиком в общем трудовом и страховом стаже истца для перерасчета пенсии ввиду неправильного оформления свидетельских показаний, которые должны осуществляться пенсионным органом, а также отсутствия номера и даты выдачи представленного подтверждения, а также отсутствия документального подтверждения факта утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и невозможности их восстановления.
При этом в качестве подтверждения периодов работы с августа 1963 по февраль 1964 в ВК, с 20.02.1964 по 27.12.1965 в СБ истцом были представлены архивные справки, которые не содержали данных о полном имени и отчестве, дате рождения истца. В связи с невозможностью установления принадлежности указанных документов истцу, во включении указанных периодов в общий трудовой и страховой стаж и перерасчете пенсии истцу было отказано.
Кроме того в ходе судебного разбирательства истцом была представлена суду справка, выданная ЭР от 25.09.2019 № 7-3/19/3097, о периоде работы истца на территории ЭР с 28.11.1961 по 01.12.1962 в ЗР (л.д.121, 122-123).
В связи с чем взамен ранее высланного формуляра с учетом норм п.2 ст.5 Договора от 14.07.2011, в котором были неверно указаны периоды трудового стажа, ответчиком в ЭР был направлен формуляр об обращении за пенсией от **.**..2019 №08-17/7237, и формуляр о пенсионном стаже с приложением копии трудовой книжки, в котором были указаны периоды страхового (трудового) стажа: с 01.01.1958 по 01.03.1961, с 14.04.1961 по 14.10.1961, с 20.02.1964 по 27.12.1965, с 28.12.1965 по 04.08.1977, с 08.08.1990 по 12.01.1993, с 15.01.1993 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 21.05.2002, с 15.07.2002 по 31.07.2002, с 02.08.2002 по 31.10.2007, с 01.03.2008 по 31.03.2008 (л.д. 124, 125-128, 129-130).
Согласно поступившему **.**..2020 из ЭР в адрес ответчика формуляру уведомлению об установлении пенсии от **.**..2020, Эстонской Республикой был произведен перерасчет пенсии с **.**..2019 с учетом периода работа по справке от **.**..2019 № 7-3/19/3097 с 28.11.1961 по 01.12.1962 в ЗР, при этом подтвержденный стаж на территории Эстонии по документам составил 13 лет 11 месяцев 11 дней, а размер пенсии – 146,88 евро.
Согласно документам, имеющимся в пенсионном деле истца, данная справка, выданная ЭР от **.**..2019 № 7-3/19/3097, о периоде работы истца на территории ЭР с 28.11.1961 по 01.12.1962 в ЗР, в пенсионный орган истцом не предоставлялась. Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, данный документ поступил в адрес ответчика **.**..2020 из ЭР вместе с формуляром уведомлением об установлении пенсии.
Разрешая, заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
Согласно п.2 ст.13 Договора от 14.07.2011 пенсии, назначенные до вступления в силу настоящего Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с положениями настоящего Договора на основании заявления лица с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления. Такой пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии и является окончательным.
Как следует из положений ст.6 Соглашения от 14.07.2011 о заполнении формуляров и осуществление предварительного расчета размеров пенсий, при обращении лица в компетентное учреждение по месту проживания с заявлением о назначении пенсии на основании статей 5 - 7 или пункта 2 статьи 13 Договора, при наличии у него пенсионного стажа на территории другой Договаривающейся Стороны, компетентное учреждение по месту проживания лица заполняет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1) с пометкой "Назначение по Договору" или "Пересмотр по Договору" и направляет его вместе с формуляром о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости с формуляром о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другими документами в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны, в порядке, установленном пунктами 2 - 4 статьи 5 настоящего Соглашения. Компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, получившее формуляр об обращении за пенсией (приложение 1) с пометкой "Назначение по Договору" или "Пересмотр по Договору", после вынесения решения об установлении (отказе в установлении) пенсии направляет компетентному учреждению другой Договаривающейся Стороны формуляр уведомления о назначении пенсии (приложение 4) с соответствующей отметкой и формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), который был учтен при установлении пенсии. В случае отказа в установлении пенсии дополнительно направляется соответствующее решение (п.1 ст.6 Соглашения).
Пунктом 2 ст.6 Соглашения от 14.07.2011 предусмотрено, что заявление о назначении пенсии, поданное лицом, которому пенсия была назначена по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, в связи с приобретением права на пенсию по законодательству другой Договаривающейся Стороны, одновременно считается заявлением о пересмотре пенсии в соответствии с положениями Договора.
Согласно п.3 ст.6 Соглашения от 14.07.2011 при необходимости уточнения пенсионного стажа компетентное учреждение одной Договаривающейся Стороны запрашивает у компетентного учреждения другой Договаривающейся Стороны подтверждение пенсионного стажа, приобретенного в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны. К запросу прилагаются копии документов о трудовой и иной деятельности лица, заверенные компетентным учреждением Договаривающейся Стороны. Ответ на запрос оформляется в виде формуляра о пенсионном стаже лица (приложение 2).
В соответствии с п.6 ст.6 Соглашения от 14.07.2011 при пересмотре пенсий по Договору, перерасчете или переводе с одного вида пенсии на другой ранее назначенная пенсия выплачивается лицу, подавшему соответствующее заявление, в прежнем порядке и размере до принятия нового решения. При выплате пенсии на основании нового решения в учет принимаются ранее выплаченные суммы пенсии.
Из приведенных положений Договора и Соглашения от 14.07.2011 следует, что при обращении пенсионера, проживающего на территории РФ с заявлением о пересмотре пенсии в соответствии с положениями п.2 ст.5 Договора от 14.07.2011 ввиду наличия у него стажа, приобретенного на территории ЭР, в случае назначения ЭР пенсии за стаж на ее территории, пенсионный органом РФ осуществляется пересмотр получаемой заявителем пенсии на территории РФ, в соответствии с которым не включаются в страховой стаж периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства, при этом страховой стаж, имевший место на территории РФ, и уже учтенный ранее пенсионным органом при назначении заявителю пенсии в таком случае не пересматривается. Иной подход к пересмотру пенсии по Договору от 14.07.2011, по мнению суда, влечет нарушении пенсионных прав заявителя.
Таким образом, при обращении истца к ответчику 31.07.2017 с заявлением о пересмотре пенсии по Договору от 14.07.2011, учитывая назначение с **.**..2017 ЭР пенсии за стаж, приобретенный в ЭР, с **.**..2017 ответчиком подлежала пересмотру получаемая истцом пенсия в части исключения из страхового стража истца периодов, учтенных ЭР при назначении ему пенсии. При этом страховой стаж на территории РФ, включенный ранее в стаж, как при назначении истцу пенсии с **.**..2000, а также по результатам рассмотрения заявления о перерасчете с **.**..2002, пересмотру не подлежал. В этой связи суд полагает, что при пересмотре пенсии истца с **.**..2017 в связи с назначением пенсии на территории ЭР, ответчик необоснованно исключил из страхового стажа период работы истца с 15.10.1961 по 04.11.1965 в связи непринятием справки, выданной ОАО «К», подтверждающей работу истца с 20.02.1961 по 27.12.1965 в СБ, поскольку данная справка была уже проверена и принята пенсионным органом при обращении истца за перерасчетом пенсии, с **.**..2002 указанный период был включен в стаж. Повторный пересмотр проверенных пенсионный органом документов, по которым период работы уже был включен в трудовой стаж, законом не предусмотрено.
В связи с чем в общий трудовой и страховой стаж подлежат включению с **.**..2017 периоды работы с 28.11.1961 по 01.12.1962, 01.08.1963 по 27.12.1965.
Кроме того, как указано выше, с **.**..2019 ЭР был произведен перерасчет пенсии с учетом периода работы истца на территории ЭР согласно справке, выданной ЭР от **.**..2019 №7-3/19/3097, с 28.11.1961 по 01.12.1962 в ЗР, в связи с чем период работы с 28.11.1961 по 01.12.1962 подлежит учету в общем трудовом и страховом стаже истца с 01.08.2017 по 24.09.2019.
Доводы истца о том, что по вине ответчика, который первоначально направил в ЭР соответствующие формуляры с ошибкой в указании страхового (трудового) стажа, что повлекло невключение с **.**..2017 периода работы, имевшего место на территории ЭР с 28.11.1961 по 01.12.1962 и недополучение ежемесячно в период с 01.08.2017 по 25.09.2019 суммы пенсии в размере 28,11 евро, суд признает необоснованными, поскольку на момент обращения истца с заявлением о пересмотре пенсии по Договору от 14.07.2011 у ответчика в пенсионном деле истца имелись лишь копия трудовой книжки и справка ОАО «К», документы, подтверждающие работу истца с 28.11.1961 по 01.12.1962 на территории ЭР у ответчика отсутствовали, истцом не предоставлялись.
В связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца об обязани ответчика выплатить недополученную сумму пенсии за период с 01.08.2017 по 25.09.2019, исходя из разницы в размере 28,11 Евро в месяц начисленной пенсии Эстонской Республикой.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в общий трудовой и страховой стаж с **.**..2000 периода работы с 01.07.1953 по 01.01.1958, суд исходит из следующего.
Согласно п.37 Правил периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. К заявлению гражданина об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний прилагаются: а) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия; б) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и невозможность их восстановления; в) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом на основании свидетельских показаний.
В соответствии с п.38 Правил при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний по указанным причинам прилагается документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения. Продолжительность стажа, установленного на основании свидетельских показаний, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии.
Согласно п.40 Правил установление периодов работы на основании свидетельских показаний производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Указанное решение выносится на основании свидетельских показаний, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме. На основании заявления гражданина период его работы на основании свидетельских показаний может устанавливаться также и до наступления условий, дающих право на страховую пенсию.
В случае если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями (п.41 Правил).
В обоснование данного требования истцом предоставлено подтверждение, в котором подписи М. В.Ф., Л. Н.Д., Ю. О.Ф. засвидетельствованы администрацией Викуловского района Тюменской области в реестре №39 от **.**..2019.
Согласно данному подтверждению свидетели М. В.Ф., Л. Н.Д., Ю. О.Ф. сообщают, что Юрьев В.И., **.**. года рождения, работал в колхозе «ЗИ с 1953 по 1958 год.
Однако документы, подтверждающие факт работы указанных свидетелей вместе с истцом в спорный период в колхозе «ЗИ», а также подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения, истцом не представлены. В связи с чем требование истца о включении в общий трудовой и страховой стаж с **.**..2000 периода работы с 01.07.1953 по 01.01.1958 удовлетворению не подлежит.
Поскольку, как установлено судом, при пересмотре истцу пенсии в связи с назначением пенсии в ЭР за стаж, приобретенный на ее территории, ответчиком был исключен стаж на территории ЭР, в связи с чем правомерно пересмотрен размер пенсии без учета данного периода, суд приходит к выводу, что ответчиком был произведен расчет страховой пенсии в соответствии с п.2 ст.5 Договора между РФ и ЭР о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011. В этой связи и учитывая вышеизложенное суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика произвести расчет страховой пенсии с **.**..2017 по п.2 ст.5 Договора между РФ и ЭР о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 с ИПК 127,435 с учетом архивных справок и Подтверждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета.
На основании данной нормы закона с ответчика в доход муниципального образования «Город Псков» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Юрьева В.И. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) об обязании включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы, выплатить недополученную сумму пенсии, произвести расчет пенсии по Договору о сотрудничестве между РФ и ЭР от 14.07.2011, - удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) включить Юрьеву В.И. в общий трудовой и страховой стаж с 01.08.2017 по 24.09.2019 период работы с 28.11.1961 по 01.12.1962, а также включить Юрьеву В.И. с **.**..2017 в общий трудовой и страховой стаж период работы с 01.08.1963 по 27.12.1965.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) в доход муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н.Лепихина
Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2020 года