Дело № 2-1801/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2018 года г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Мамаевой Е.А.,
при секретаре Стеценко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Республики Хакасия к БНА о взыскании денежных средств,
с участием представителя истца ФИО6,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство здравоохранения Республики Хакасия (далее – Министерство) обратилось в суд с исковым заявлением к БНА о взыскании денежных средств, мотивируя требования тем, что БНА с 15.08.2011 по 21.10.2016 работала медицинским психологом в ГБУЗ РХ «Бейская районная больница» (далее – ГБУЗ РХ «Бейская РБ»). 05.03.2012 между сторонами был заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в порядке ч. 12.1, 12.2, ст. 51 ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ. Предметом договора является предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей БНА. Согласно условиям данного договора БНА обязалась отработать в течение пяти лет в вышеназванном учреждении здравоохранения. ДД.ММ.ГГГГ БНА прекратила трудовые отношения с лечебным учреждением на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника). Согласно п. 2.3 договора в случае прекращения трудового договора с медицинским учреждением до истечения пятилетнего срока медицинский работник обязан в течение пяти банковских дней с момента увольнения возвратить в республиканский бюджет Республики Хакасия часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду. На момент увольнения БНА сумма возврата единовременной компенсационной выплаты составила 73 384,45 рублей. Просят суд взыскать с БНА в доход республиканского бюджета РХ 82 043,61 рубль, в том числе: 73 384,45 рублей – часть единовременной компенсационной выплаты, 8 659,16 рублей – проценты за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении, суду пояснила, что до настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены.
Ответчик БНА в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была уведомлена о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Пунктом 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (редакция, действующая на момент возникновения между сторонами правоотношений) предусмотрено предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи.
Согласно п. 12.1. Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 1.12.2014) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
В соответствии с п. "в" ч. 3 ст. 12.2 указанного Закона установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
В материалы дела представлено свидетельство о заключении брака I-ПВ № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что после регистрации брака ФИО4 присвоена фамилия «ФИО7».
Судом установлено, что с 15.08.2011 по 21.10.2016 БНА (до замужества - ФИО18) состояла в трудовых отношениях с ГБУЗ РХ "Бейская районная больница", в должности медицинского психолога.
05.03.2012 Министерство здравоохранения РХ и ТНА на основании заявления ТНА от ДД.ММ.ГГГГ заключили договор № «О предоставлении единовременной компенсационной выплаты».
Согласно п. 2.1. Договора, медицинский работник обязан отработать в течение пяти лет в МБУ «Бейская ЦРБ» на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с учреждением здравоохранения.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство (УФК по РХ) перечислило на лицевой счет ТНА единовременную компенсационную выплату в размере 1 000000 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ БНА уволена на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по инициативе работника), то есть до истечения пятилетнего срока.
Оценивая по делу собранные доказательства и принимая во внимание показания представителя истца, суд исходит из того, что ответчик, заключая договор на осуществление в 2012 году единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей, добровольно приняла на себя обязанность отработать не менее определенного срока по трудовому договору, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока возвратить Министерству здравоохранения Республики Хакасия часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
Для освобождения от ответственности в рамках указанного договора, является увольнение по основаниям, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 77, п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, п. п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ. Однако истец уволен по иным основаниям - подп. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ. При этом мотивы, по которым работник увольняется, юридического значения для разрешения настоящего спора, не имеют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку материалами дела подтверждается наличие у ответчика, уволившегося до истечения пятилетнего срока из медицинского учреждения, расположенного в сельском населенном пункте, обязанности вернуть часть полученной ранее единовременной выплаты в размере 73 384,45 рублей.
Расчет:
1 000 000 руб. / 1826 (количество дней следовало отработать в течение пяти лет с 05.03.2012 по 04.03.2017) Х 134 (количество неотработанных календарных дней с 22.10.2016 по 04.03.2017).
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГПК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет истца за период с 31.10.2016 по 12.02.2018, судом проверен и признается верным, размер процентов за пользование чужими денежными средствами составил 8 659,16 рублей.
Поскольку сумма единовременной компенсационной выплаты за неотработанный период медицинским работником не была возвращена, в связи с чем, с ответчика в доход республиканского бюджета РХ подлежат взысканию проценты по ст. 395 ГК РФ в размере 8 659,16 рублей (за период с 31.10.2016 по 12.02.2018).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2661,31 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства здравоохранения Республики Хакасия к БНА о взыскании денежных средств,удовлетворить.
Взыскать в пользу Министерства здравоохранения Республики Хакасия в доход республиканского бюджета Республики Хакасия с БНА компенсационную выплату в размере 73 384,45 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 8 659,16 рублей,а всего 82 043 (восемьдесят две тысячи сорок три) рубля 61 копейка.
Взыскать с БНА в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме 2 661,31 рубль.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий Е.А. Мамаева
Мотивированное решение изготовлено и подписано 21.03.2018.
Судья Е.А. Мамаева