ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Владимирова А.А.. УИД 18RS0002-01-2023-002473-93
Апел.производство: № 33-3471/2024
1-я инстанция: № 2-760/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 сентября 2024 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Нургалиева Э.В.,
судей Пашкиной О.А., Стех Н.Э.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трефиловой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики гражданское дело по апелляционной жалобе Пермякова Э.А. на решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 06 марта 2024 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Пермякова Э. А. к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению ФССП по Удмуртской Республике о включении в выслугу лет периода военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации – отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Пермяков Э.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению ФССП по Удмуртской Республике о включении в выслугу лет периода военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что 28.04.2023 года с ним расторгнут контракт - старшим лейтенантом внутренней службы, начальником отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов Управления Федеральной службы судебных приставов по УР, он уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 02.05.2023 года по выслуге лет, дающей право на получении пенсии.
В соответствии с приказом от 28.04.2023 года №3213-лс выслуга лет по состоянию на 02.05.2023 года составила: в календарном исчислении - 21 год 04 месяца 03 дня, в льготном исчислении - 21 год 04 месяца 03 дня.
Между тем, в стаж службы (выслуга лет) для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим пенсионное обеспечение сотрудников органов принудительного исполнения не вошли:
1) льготный период военной службы в отдаленных местностях в Вооруженных Силах Российской Федерации - с 27.11.2000 года по 27.11.2002 года,
2) льготный период службы в органах пограничной службы Российской Федерации - с 27.11.2000 года по 27.11.2002 года.
Так, военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
К военнослужащим относятся, в том числе, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву.
Пенсионное обеспечение отдельных категорий лиц, к числу которых относятся лица, проходившие военную службу, сотрудники органом принудительного исполнения регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
05.12.2000 года он зачислен в списки личного состава войсковой части <адрес>, назначен на должность курсанта, присвоено воинское звание «матрос» - приказ командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ №.
15.05.2001 года он исключен из списков личного состава №, убыл в № для дальнейшего прохождения службы - приказ командира № от ДД.ММ.ГГГГ №.
18.05.2001 года зачислен в списки личного состава войсковой части №, <адрес> - приказ командира № от ДД.ММ.ГГГГ №.
27.11.2002 года старший матрос Пермяков Э.А., дублер старшего радиометриста ПСКР - 303, исключен их списков личного состава войсковой части 2537 с учетом предоставления основного отпуска, уволен в запас. Для постановки на воинский учет направлен в Октябрьский РВК <адрес> - приказ командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ №.
Войсковые части, в которых он проходит службу, входят в состав Федеральной пограничной службы Российской Федерации, в настоящее время ее функции переданы Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Соответственно, с 27.11.2000 года по 27.11.2002 года имела место служба в Вооруженных Силах Российской Федерации в отдаленных местностях - <адрес>. Кроме того, в указанный период имела место служба на кораблях и катерах, несущих службу по охране государственной границы. В указанный Перечень, утверждаемый Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации входят присвоенные мне в ходе службы должности.
Просит возложить на ответчиков обязанность включить в выслугу лет в льготном исчислении следующие периоды:
-период военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в отдаленных местностях (<адрес>) - с 27.11.2000 года по 27.11.2002 года;
-период военной службы на заставах, постах, в комендатурах, маневренных группах со сменными заставами, на кораблях и катерах, несущих службу по охране государственной границы, и в других подразделениях Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации - с 27.11.2000 года по 27.11.2002 года.
В судебном заседании истец Пермяков Э.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Указал, что позиция ответчика относительно пропуска им срока исковой давности основана на ошибочном толковании норм права, поскольку спор в данном случае не связан с увольнением, увольнение с органов принудительного исполнения им не оспаривается. Срок исковой давности пропущенным не является. Трехмесячный срок обращения в суд установленный ст. 392 ТК РФ он не пропустил.
Представитель ответчиков ФССП России, УФССП России по УР Петровский Н.А., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал ранее представленные письменные возражения, в которых указал, что действующим законодательством, предусмотрен зачет военной службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии в календарном, а не в льготном исчислении. При таких обстоятельствах, период военной службы истца по призыву не может быть зачтен в выслугу лет в льготном исчислении.? Полагает что истцом пропущен срок обращения в суд установленный ст. 392 ТК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в требованиях.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме. При этом приводит доводы аналогичные основаниям иска, ссылается на то, что суд первой инстанции неправильно применил и истолковал нормы материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Пермяков Э.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчиков ФССП России, УФССП России по УР Петровский Н.А., действующий на основании доверенностей, в суде апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считал решение суда не подлежащим отмене.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее. Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Пермяков Э.А. с 01.06.2020г. замещал должность начальника отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов УФССП России по Удмуртской Республике, что следует из выписки из приказа №-лс от 20.05.2020г., контракта от 01.06.2020г.
Приказом ФССП России по Удмуртской Республике №-к от ДД.ММ.ГГГГ с Пермяковым Э.А. расторгнут служебный контракт с 02.05.2023 по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 01.10.2019 № 328 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Этим же приказом Пермякову Э.А. установлена выслуга лет по состоянию на 02.05.2023 в календарном исчислении - 21 год 04 месяца 03 дня, в льготном - 21 год 04 месяца 03 дня.
В расчет выслуги лет вошли следующие периоды:
- служба в Вооруженных силах Российской Федерации с 27.11.2000 по 27.11.2002 - 02 года 00 месяцев 00 день;
- стаж федеральной государственной гражданской службы в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике с 29.12.2003 по 31.05.2020 - 16 лет 05 месяцев 02 дня;
- служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике с 01.06.2020 по 02.05.2023 - 2 года 10 месяцев 00 дней.
Истец указывает, что в стаж службы (выслуга лет) для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим пенсионное обеспечение сотрудников органов принудительного исполнения не вошли:1) льготный период военной службы в отдаленных местностях в Вооруженных Силах Российской Федерации - с 27.11.2000 года по 27.11.2002 года,
2) льготный период службы в органах пограничной службы Российской Федерации - с 27.11.2000 года по 27.11.2002 года.
Из архивной справки ФГКУ ЦПА ФСБ России от 30.03.2021г. - 05.12.2000 года Пермяков Э.А. зачислен в списки личного состава войсковой части №, <адрес>, назначен на должность курсанта, присвоено воинское звание «матрос» - приказ командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ матрос Пермяков Э.А. исключен из списков личного состава в/ч №, убыл в в/ч № для дальнейшего прохождения службы - приказ командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ матрос Пермяков Э.А. зачислен в списки личного состава войсковой части №, <адрес> - приказ командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ №.
27.11.2002 года старший матрос Пермяков Э.А., дублер старшего радиометриста ПСКР - 303, исключен их списков личного состава войсковой части № с учетом предоставления основного отпуска, уволен в запас. Для постановки на воинский учет направлен в Октябрьский РВК г. Ижевска - приказ командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ №.
Разрешая спор, суд руководствовался ч.5 ст.36 Федерального закона от 01.10.2019г. №328 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1, ст.2, ст.8 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", абзацем 1 пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", ч.1 ст.392 ТК РФ
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что приведенными положениями действующего законодательства, предусмотрен зачет военной службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии в календарном, а не в льготном исчислении. Поскольку судом установлено, что в спорный период с 27 ноября 2000 года по 27 ноября 2002 года Пермяков Э.А. проходил военную службу по призыву (ранее - срочная военная служба), то исходя из пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, спорный период засчитан ответчиком в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении, верно, поэтому суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного периода в выслугу лет истцу в льготном исчислении.
Суд сделал вывод, что срок обращения в суд истцом не пропущен
Судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч.5 ст.36 Федерального закона от 01.10.2019г. №328 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения для назначения пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет, выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах принудительного исполнения периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" регламентированы вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов принудительного исполнения РФ.
Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В силу статьи 2 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно части третьей статьи 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем 1 пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Спорная служба истца не относится к той, которая подлежит зачету в выслугу лет на льготных условиях приведенная в абзаце 1 пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941.
Исходя из приведенных положений действующего законодательства, предусмотрен зачет военной службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии в календарном, а не в льготном исчислении.
Поскольку в спорный период с 27 ноября 2000 года по 27 ноября 2002 года Пермяков Э.А. проходил военную службу по призыву (ранее - срочная военная служба), то исходя из пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, суд сделал правильный вывод, что ответчиком правильно засчитан спорный период в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении. Отсутствуют правовые основания для включения данного периода в выслугу лет истцу в льготном исчислении.
Суд правильно применил и истолковал нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 06 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 октября 2024 года
Председательствующий Э.В. Нургалиев
Судьи О.А. Пашкина
Н.Э. Стех