Дело № 2а-4039/2019
39RS0002-01-2019-003464-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Калининград 05 декабря 2019 г.
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кисель М.П.,
при секретаре Королевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стругар Тамары Авксентьевны к ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области, УФССП России по Калининградской области, заместителю руководителя УФССП России по Калининградской области Гетьманенко И.Г., старшему судебному приставу ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области, ФССП России, заинтересованное лицо ОСП Московского района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области, Администрация ГО «город Калининград» о признании незаконным постановления, действий,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась с названными требованиями, на основании совокупности норм материального права, в порядке определенном процессуальным законом, просила признать незаконными постановление заместителя руководителя Управления ФССП России по Калининградской области Гетьманенко И.Г. от 08.05.2019г. № и действия по рассмотрению ее жалобы от 12.04.2019г., действия ОСП Центрального района г. Калининграда по рассмотрению заявления Стругар Т.А. от 25.03.2019 г. и исполнению постановления заместителя руководителя УФССП по Калининградской области Гетьманенко И.Г. от 31.01.2019 г. №; обязать устранить нарушения прав, свобод и законных интересов взыскателя, препятствий к их осуществлению, а именно - обеспечить надлежащее и своевременное исполнение требований исполнительного документа; исполнительный лист, направленный письмом исх. № от 29.04.2019 г., из ОСП Московского района г. Калининграда отозвать, постановление об окончании исполнительного производства отменить, исполнительное производство возобновить, в случае необходимости совершить исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения по отношению к должнику.
В судебном заседании административный истец Стругар Т.А. и ее представитель по доверенности Косинов Д.А. требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель УФССП России по Калининградской области, ФССП России Русинова Т.Н. с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать, поддержала ранее представленный отзыв, из содержания которого следует, что определением Московского районного суда гор. Калининграда от 01.03.2019 г. удовлетворено заявление старшего судебного пристава ОСП Центрального района гор. Калининграда о выдаче дубликата исполнительного листа по гражданскому делу № 2-886/2012. 11.04.2019 г. выдан дубликат исполнительного листа. При названных обстоятельствах должностным лицом ОСП Центрального района гор. Калининграда правомерно и в срок отказано в удовлетворении обращения от 25.03.2019 г. Кроме того, ответом заместителя управления ФССП России по Калининградской области от 08.05.2019 г., оформленного по результатам рассмотрения жалобы Стругар Т.А. от 17.04.2019 г. на уклонение от дачи ответа на обращение от 25.03.2019 г. указанно на правомерность действий должностных лиц ОСП Центрального района гор. Калининграда по даче ответа от 25.03.2019 г. При названных условиях заместителем руководителя УФССП России по Калининградской области Гетьманенко И.Г. не нарушены законные права и интересы Стругар Т.А., вследствие чего правовые основания для признания его бездействия отсутствуют.
Представитель ОСП Центрального района гор. Калининграда Львов М.О. поддержал позицию изложенную представителем УФССП РФ по Калининградской области Русиновой Т.Н., указал, на правомерность действий должностных лиц ОСП Центрального района гор. Калининграда и также в удовлетворении административного иска просил отказать.
Выслушав явившихся лиц, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Указанные положения корреспондируют с содержанием ст.122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту решения «Закон»).
В соответствии с ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При оценке доводов административного истца и ответчика, судом учитывается, что согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Указанные требования корреспондируют с содержанием ст. 4 названного закона, а также с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" определяющих, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Судом достоверно установлено, не оспаривается сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что решением Московского районного суда гор. Калининграда от 24.12.2012 г. на администрацию ГО «город Калининград» возложена обязанность организовать и профинансировать проведение, перечисленных в решении видов работ, по капитальному ремонту в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: < адрес >; возложена обязанность на < ИЗЪЯТО > провести, перечисленные в решении суда, ремонтные работы текущего характера в указанном многоквартирном жилом доме; с Администрации ГО «город Калининград» в пользу УСД по Калининградской области взысканы судебные расходы в сумме 70000 руб.; с < ИЗЪЯТО > в пользу МНП, Стругар Т.А., ЛКА, ДЛА взыскана компенсация морального вреда.
Во исполнение указанного решения, в части обязанности администрации ГО «город Калининград» (далее по тексту АГО) организовать и профинансировать проведение работ, по капитальному ремонту в вышеназванном МКД 03.10.2013 г. Московским районным судом гор. Калининграда выдан исполнительный лист №, на основании которого 22.10.2013 г. возбуждено исполнительное производство № № (в настоящее время №).
Определением Московского районного суда гор. Калининграда от 14.02.2014 г. администрации ГО «город Калининград» отказано в приостановлении исполнительных производств о понуждении организовать и профинансировать проведение капитального ремонта < адрес >, возбужденных на основании исполнительных листов, выданных в рамках дела № 2-886/2012 г.
Вместе с тем, постановлением старшего судебного пристава ОСП Центрального района гор. Калининграда от 09.06.2016 г. исполнительное производство № окончено фактическим исполнением, на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В последствие названное производство утрачено.
31.05.2019 г. заместителем руководителя УФССП России по Калининградской области Гетьманенко И.Г. признана обоснованной жалоба Стругар Т.А., на начальника отдела старшего судебного пристава ОСП Центрального района гор. Калининграда и на последнего возложена обязанность в порядке определенном ст. 430 ГПК РФ обратиться в Московский районный суд гор. Калининграда, выдавший исполнительный лист №, с заявлением о выдаче дубликата. После получения дубликата постановление об окончании исполнительного производства отменить, исполнительное производство возобновить, в случае необходимости повторно совершить исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения к должнику администрации ГО «город Калининград» с целью исполнения судебного решения в полно объеме.
Во исполнение названных требований от 31.01.2019 ОСП Центрального района гор. Калининграда 12.02.2019 г. в Московский районный суд гор. Калининграда поступило заявление о выдаче дубликата исполнительного документа №, которое в свою очередь, было удовлетворено определением указанного суда от 01.03.2019 г.
05.03.2019 г. копия вышеназванного определения от 01.03.2019 г. направлена в адрес сторон, а после его вступления в законную силу 18.03.2019 г., а именно 11.04.2019 г. в адрес ОСП Центрального района гор. Калининграда направлен дубликат исполнительного листа №
Согласно отметки в бланке исходящей документации исполнительный лист № получен сотрудником УФССП РФ по Калининградской области 12.04.2019 г.
При этом, 25.03.2019 г. от представителя Стругар Т.А. – Косинова Д.А. в ОСП Центрального района гор. Калининграда поступило заявление из содержания, которого следует, что вопреки содержанию определения от 01.03.2019 г., должником – АГО не исполняется решение суда по делу № 2-886/2012 г.
Кроме того, 12.04.2019 г. от Косинова Д.А. на имя руководителя УФССП России по Калининградской области также поступила жалоба на незаконное бездействие начальника ОСП Центрального района гор. Калининграда, выразившееся, в не рассмотрении обращения от 25.03.2019 г.
Суд не может согласится с доводами административного истца о незаконном бездействии, в указанной части в силу следующего обоснования.
Обращение от 25.03.2019 г. рассмотрено уполномоченным должностным лицом ОСП Центрального района гор. Калининграда в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» в сроки установленные ч. 1 ст. 12 названного закона и за исходящим № от 08.05.2019 г., в порядке п. 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в ФФСП РФ (утверждена приказом ФССП РФ № 682 от 10.12.2010 г.), заявителю простым почтовым отправлением направлен ответ.
Кроме того, в ответе от 08.05.2019 г. № на жалобу от 17.04.2019 г., за подписью заместителя руководителя УФССП России по Калининградской области заявителю даны исчерпывающие разъяснения, из содержания которых следует, что по аналогичным доводам ОСП Центрального района гор. Калининграда давался ответ на обращение от 25.03.2019 г.
Также судом принимается во внимание, что по состоянию на дату обращения от 25.03.2019 г. дубликат исполнительного листа выдан не был (выдан только 11.04.2019 г.). О данном факте стороне административного истца было доподлинно известно. При этом отсутствие исполнительного документа предопределяет не возможность возобновления исполнительного производства и совершения исполнительных действий.
Судом принимается во внимание, что ответом заместителя руководителя УФССП России по Калининградской области № от 08.05.2019 г. заявителю обстоятельства принятия судебного акта о выдаче дубликата исполнительного листа были доведены. Стороной административного истца указанные обстоятельства не опровергнуты.
Поскольку данных о дате фактического получения ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области дубликата исполнительного листа, выданного Московский районным судом гор. Калининграда административными ответчиками не представлено, суд находит обоснованным считать указанную дату исчислять как 12.04.2019 г.
Согласно ч. 9 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Приказом ФССП России от 28 сентября 2015 г. № 455 утверждено Положение об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств" (далее Положение).
В случае утраты материалов исполнительных производств, оконченных на основании пп. 1, 2, 8, 9 ч. 1 ст. 47 Закона, и прекращенных исполнительных производств, по которым не истек срок хранения, судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по получению дубликата исполнительного документа. При утрате исполнительных производств, оконченных по иным основаниям, судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по получению копии исполнительного документа. (абз. 2 п. 2.3.4 названного выше положения).
Из системного толкования названных положений следует, что судебный пристав-исполнитель получивший дубликат исполнительного листа, по утраченному, оконченному производству, после соответствующей отмены постановления о его окончании должен безотлагательно возобновить исполнительное производство и приступить к осуществлению исполнительных действий в разумный срок.
Вместе с тем, вопреки названному выводу суда, по исполнительному листу полученному 12.04.2019 г. исполнительное производство было возобновлено начальником - старшим судебным приставом ОСП Центрального района гор. Калининграда только 03.06.2019 г.
Помимо этого, постановлением заместителя начальника ОСП Центрального района гор. Калининграда 03.06.2019 г. исполнительное производство передано в ОСП Московского района гор. Калининграда, по месту исполнительных действий.
Суд находит не разумным срок для выполнения приведенных выше действий, имевший место с 12.04.2019 г. по 03.06.2019 г., как не отвечающий критерию своевременности осуществления исполнительных и иных действий в рамках исполнительного производства.
Названное бездействие объективно повлекло за собой несвоевременность вынесения постановления о передаче № в ОСП Московского района гор. Калининграда для осуществления действий направленных на фактическое исполнение решения суда от 12.02.2013 г., чем нарушило законные права и интересы взыскателя на своевременное исполнение решения суда.
Учитывая фактически установленные обстоятельства, основываясь на совокупности приведенных норм и положений, суд находит заявленные административным истцом требования о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица ОСП Центрального района гор. Калининграда, выразившиеся в уклонении от исполнения постановления заместителя руководителя УФССП России по Калининградской области Гетьманенко И.Г. от 31.01.2019 г. № законными и обоснованными и как следствие подлежащими удовлетворению требований в следующей формулировке: признать незаконными бездействие должностных лиц ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, выразившееся в несвоевременном вынесении постановления о передаче № в ОСП Московского района гор. Калининграда.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в настоящее время исполнительное производство возобновлено и направлено для исполнения в территориальный орган УФССП РФ по Калининградской области, суд не усматривает оснований для применения положений ч. 9 ст. 227 КАС РФ о возложении соответствующей обязанности устранить нарушение прав взыскателя.
Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Стругар Тамары Авксентьевны удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействие должностных лиц ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, выразившееся в несвоевременном вынесении постановления о передаче № в ОСП Московского района гор. Калининграда.
В остальной части требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2019 г.
Судья: