Дело № 2-883/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2018 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Сатиной И.П.,
при секретаре Чупровой К.В.,
с участием истца Сенотрусовой М.С.,
третьего лица Сенотрусова С.И.,
представителя ответчика Антипиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сенотрсову М.С. к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района Шилкинский район, Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что с 1995 года она фактически проживает по адресу: <адрес>, в доме своего отца, однако имеет регистрацию по другому адресу.
В результате произошедшего в июле 2018 года наводнения, дом и имущество в нем пострадали, однако, в выплате компенсации ей было отказано, так как она зарегистрирована не по месту фактического проживания.
Просит суд:
- установить факт ее постоянного проживания по адресу: <адрес>, для получения материальной и финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края;
- признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года;
- признать за ней право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края;
- обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» включить ее в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края;
- обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить ей единовременную материальную и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, суду пояснила, что она проживает вместе со своим отцом по указанному адресу, однако, она зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако, дома по этому адресу уже нет, отец хотел ее прописать по месту фактического проживания, но ему не разрешили. В доме отца она проживает с самого рождения.
Третье лицо Сенотрусов С.И. пояснил суду, что он проживает с дочерью по адресу: <адрес>, в браке с матерью истца он не состоит, они проживают по разным адресам, дочь живет с ним. Ему выплатили компенсацию в размере 60000 рублей.
Представитель Администрации городского поселения «Шилкинское» Антипина Н.В., действующая на основании доверенности, вопрос по требованиям оставила на усмотрение суда.
Глава Администрации муниципального района «Шилкинский район» Воробьев С.В. в письменном отзыве на иск указал, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку истцом не соблюдены обязательные условия для получения компенсации – постоянное проживание в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
Представитель Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю Нарышкин Е.Г., действующий на основании доверенности, в письменном отзыве на иск ссылается на то, что порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате ЧС единовременной материальной помощи в случае нарушения условий их жизнедеятельности и оказания финансовой помощи в случае утраты ими имущества первой необходимости, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (далее Правила), для выплаты компенсации необходимо подтверждение факта постоянного проживания и регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, пострадавшим от ЧС и в соответствии с актом органа местного самоуправления о фактическом нарушении условий жизнедеятельности человека. Степень утраты имущества первой необходимости определяется в акте, составляемом комиссией органа местного самоуправления (п. 1.1. Правил).
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости формируются на основании их заявлений и актов комиссионного обследования утраченного имущества.
На основании составленных списков Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края подготавливаются сводные списки о количестве граждан, нуждающихся в выплате компенсаций и подписываются руководителем Министерства финансов Забайкальского края, который осуществляет проверку в списках и сводных списках данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Затем указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам предоставляются для согласования в УМВД России по Забайкальскому краю и в Главное управление МСЧ России по Забайкальскому краю.
Просит рассмотреть дело без участия представителя Управления, позиция по заявленным требованиям в отзыве не отражена.
Представитель УМВД по Забайкальскому краю Корчагина Е.Г., действующая на основании доверенности, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без участия представителя УМВД, в письменном отзыве на иск указала, что УМВД является ненадлежащим ответчиком так как указанные в иске списки не составляет и не согласовывает, выплаты компенсации по утрате имущества вследствие чрезвычайных ситуаций не производит, ссылаясь на нормы Постановления Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" указывает, что истец не имеет регистрации по месту фактического проживания, просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Кафтанчикова Е.С., действующая на основании доверенности в письменном отзыве ссылается на то, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку действующим законодательством определен порядок включения граждан в списки на единовременную выплату, при этом необходимо соблюдение условий – постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону ЧС и в котором он зарегистрирован по месту жительства и нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС. Также ссылается на то, что в полномочия Министерства не входит признание граждан пострадавшими от наводнения, включение в список пострадавших от ЧС на получение единовременной материальной помощи, включение в список пострадавших от ЧС на получение финансовой материальной помощи за частичную или полную утрату имущества первой необходимости.
Представитель Правительства Забайкальского края Кафтанчикова Е.С., действующая на основании доверенности, ссылается на то, что Правительство является ненадлежащим ответчиком, поскольку его полномочия не входит рассмотрение вопросов о признании граждан пострадавшими от наводнения, включение в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи, включении в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой материальной помощи за частичную или полную утрату имущества первой необходимости.
Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Забайкальского края, признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В., действующая на основании доверенности, в письменном отзыве считает, что Министерство не надлежащий ответчик, поскольку бюджетные ассигнования на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне ЧС, выделяются из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.
Просит привлечь в качестве ответчика Министерство финансов РФ.
С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Свидетель ФИО11 пояснила суду, что истец является ее подругой, Сенотрусова постоянно проживает со своим отцом по <адрес>.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом статья 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусматривает, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Факт регистрации гражданина по месту жительства в пределах РФ подтверждается отметкой в паспорте (п. 18 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ").
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец имеет регистрацию по адресу: <адрес>, однако фактически проживает по адресу: <адрес>, в доме своего отца.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018г. № 45, с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» Воробьевым С.В. от 11 июля 2018 года № 299 на территории муниципального района «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Согласно указанного постановления, город Шилка отнесен к Зоне № 4, в том числе, с указанием <адрес>.
Аналогичные сведения содержатся в представленной в материалы дела справкой, о том, что жилой дом по указанному адресу попал в зону затопления.
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» Воробьевым С.В. от 09 июля 2018 года № 293 создана межведомственная комиссия по оценке размера ущерба и последствий чрезвычайной ситуации.
В соответствии с данным Постановлением, главе городского поселения «Шилкинское» указано сформировать в поселении комиссию по оценке размера ущерба и последствий чрезвычайной ситуации, связанной с паводковыми явлениями; организовать работу комиссии по обследованию жилых домов, имущества граждан, муниципального имущества, объектов социальной сферы и дорожной инфраструктуры попавших в зону подтопления.
При этом, межведомственной комиссии муниципального района указано организовать прием, обобщение поступающих актов обследования и направления их для принятия решения по возмещению ущерба в Правительство Забайкальского края.
По смыслу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Правительством Забайкальского края нормативного акта об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, в связи с произошедшим наводнением на территории Забайкальского каря в июле 2018 года, не принято.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 (ред. от 30.05.2018) "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены "Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (далее Правила).
В соответствии с пунктом 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
По смыслу пункта 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе:
- на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (п.п. «г» п. 2);
- оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека) (п.п. «д» п. 2).
В соответствии с пунктом 2 (1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
- нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, при этом, были нарушены условия жизнедеятельности гражданина.
Как установлено судом и не является спорным обстоятельством, истец со своим отцом постоянно проживает в жилом помещении, попавшем в зону затопления, при этом, истец не имеет регистрации по месту жительства.
03.02.1989г. Сенотрусов С.И. купил жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
15 февраля 1989 года Сенотрусову С.И. было выдано разрешение на строительство нового дома на своем участке по <адрес> со сносом старого дома.
На основании справки, выданной за подписью главы муниципального района «Шилкинский район» Воробьева С.В., истцу отказано во включении в список на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110, в связи с отсутствием регистрации по адресу: <адрес>.
Как следует из пункта 1 (1) указанных выше Правил, имущество первой необходимости – минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
- предметы для хранения и приготовления пищи – холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
- предметы мебели для приема пищи – стол и стул (табурет);
- предметы мебели для сна – кровать (диван);
- предметы средств информирования граждан – телевизор (радио);
- предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) – насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Согласно подпункта «а» пункта 2 (2) Правил, критериями частичной утраты имущества первой необходимости являются приведение в результате воздействия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее трех предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Из акта обследования жилищно-бытовых условий, выполненного в присутствии Сенотрусова С.И. по указанному адресу, следует, что имущество утрачено частично.
При этом, истец указана в акте в качестве члена семьи Сенотрусова С.И..
Сенторусов С.И. получил компенсацию в размере 60000 рублей, что не является спорным обстоятельством по делу.
С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу, что меры социальной поддержки, предусмотренные выше приведенными нормативными актами, направлены, прежде всего, на оказание помощи лицам, которые на момент чрезвычайной ситуации постоянно проживали в пострадавших от чрезвычайной ситуации районах, при этом утратили (полностью или частично) свое жилье, урожай или имущество первой необходимости.
Исходя из установленных судом обстоятельств дела видно, что истец на протяжении длительного времени проживает со своим отцом в жилом помещении, попавшем в зону затопления, в результате чего пострадало принадлежащее ей имущество, утрату которого обоснованно можно отнести к категории частичной утраты, что подтверждается исследованными материалами дела.
С учетом всего вышеизложенного, истец подлежит признанию пострадавшей от чрезвычайной ситуации и на основании решения суда подлежит включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи выплачиваемой за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
У суда не имеется оснований для признания ненадлежащими ответчиками по делу Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, поскольку в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 (ред. от 30.05.2018) "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, при этом, выплата денежных средств гражданам производится с участием указанных ответчиков.
Руководствуясь ст.194, 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Сенотрсову М.С. удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Сенотрсову М.С. по адресу: <адрес>, для получения единовременной материальной помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Признать Сенотрсову М.С. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года.
Признать за Сенотрсову М.С. право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края;
Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» включить Сенотрсову М.С. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края;
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Сенотрсову М.С. единовременную материальную и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2018 года
Судья И.П. Сатина
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник документа подшит в материалы гражданского дела № 2-883/2018 Шилкинского районного суда Забайкальского края.