Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2015 года Озёрский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Масиновой И.С.,
при секретаре Пирязевой Ж.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-206-15 по заявлению ФИО2 об оспаривании решения главы Озерского муниципального района,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 просит признать незаконным решение №- Д/113 от ДД.ММ.ГГГГ главы Озерского муниципального р-на об отказе в предоставлении ему земельного участка, ссылаясь на то, что подал в администрацию района заявление о предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью 190 кв.м в д. Тарбушево, прилегающего к участку с №, на которое получил отказ в связи с отсутствие в деревне такого вида разрешенного использования. Оспариваемое решение ФИО2 считает незаконным, противоречащим ст. 3 Закона РФ «О личном подсобном хозяйстве», нарушающим его права.
В судебном заседании ФИО2 на заявлении настаивал по изложенным в нем основаниям, пояснил, что имеет в собственности в д. Тарбушево, <адрес>, земельный участок площадью 1048 кв.м, с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», хотел оформить прилегающий к нему сзади участок площадью 190 кв.м в аренду, чтобы сажать картошку, так как основного участка ему не хватает, подал заявление в администрацию, но получил отказ. Другие земельные участки в д. Тарбушево, стоящие на кадастровом учете, имеют такой же вид разрешенного использования, сам он зарегистрирован в сельском поселении (д. Тарбушево), поэтому отказ администрации нарушает положения Закона о личном подсобном хозяйстве.
Представитель администрации и главы Озерского муниципального района по доверенности ФИО5 против заявления возражала, пояснила, что в соответствии с <адрес> д. Тарбушево находится в границах городского поселения Озеры, в 2014 году были утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения, в соответствии с которыми испрашиваемый заявителем участок расположен в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в которой вид разрешенного использования земельных участков «для ведения личного подсобного хозяйства» ни в основных, ни в условно-разрешенных, ни во вспомогательных видах использования не предусмотрен, а основным видом использования земельных участков в этой зоне является ИЖС. С видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» земельные участки предоставлялись до принятия Правил землепользования и застройки. По такому основанию было отказано не только заявителю, но и всем гражданам, подавшим аналогичные заявления по д. Тарбушево.
Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Как следует из представленных суду документов, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в администрацию района было подано заявление о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 190 кв.м в д. Тарбушево для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению прилагались копии паспорта заявителя, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заявление было рассмотрено на заседании земельной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, которой решено отказать в предоставлении участка, т.к. в соответствии с утвержденным генпланом городского поселения Озеры в д. Тарбушево отсутствует вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, соответствующий ответ за подписью главы района дан заявителю ДД.ММ.ГГГГ, этот отказ и оспаривается ФИО2.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;…
2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (ч. 5).
Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Озерский муниципальный район утверждено решением Совета № от ДД.ММ.ГГГГ и является действующим.
Решением Совета депутатов городского поселения Озеры № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения Озеры, которые уже действовали и подлежали применению на момент возникновения правоотношений (на дату подачи ФИО2 заявления о предоставлении земельного участка). В соответствии с этими Правилами в д. Тарбушево (находящейся в черте городского поселения, что заявитель и не оспаривал) основным видом разрешенного использования земельных участков является – индивидуальные жилые дома. В соответствии с утвержденным этими Правилами зонированием территорий испрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне Ж-1, что он сам подтвердил в судебном заседании и не оспаривал. Это зона застройки индивидуальными жилыми домами, а вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» в указанной зоне вообще не предусмотрен.
Таким образом, поскольку при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (как просил заявитель), в силу положений ст. 34 ЖК РФ орган местного самоуправления должен учитывать зонирование территорий, а испрашиваемый участок входит в зону жилой застройки (в которой такой вид разрешенного использования отсутствует), оспариваемое решение об отказе в предоставлении ФИО2 земельного участка принято с соблюдением действующего законодательства. Ссылка заявителя на ст. 3 Закона РФ «О личном подсобном хозяйстве» несостоятельна, поскольку она порядок предоставления земельных участков для этих целей не устанавливает, а лишь закрепляет право граждан на ведение личного подсобного хозяйства. Порядок же регламентирован Земельным кодексом РФ, нарушений которого при принятии оспариваемого решения органом местного самоуправления не допущено, компетенция тоже не нарушена. Доводы о том, что большинство (90%, как указано в заявлении) участков в д. Тарбушево имеют такой вид разрешенного использования, не имеют значения для разрешения спора, поскольку все они предоставлены до утверждения Правил, а еще ранее д. Тарбушево вообще не входила в черту городского поселения. Права заявителя тоже не нарушены, поскольку он может обратиться с другим заявлением о предоставлении ему участка для испрашиваемой цели, расположенного в соответствующей территориальной зоне, предусматривающей такой вид разрешенного использования.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 258, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО2 об оспаривании решения главы Озерского муниципального района №-Д/113 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Озёрский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий И.С. Масинова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.