К делу № 2-2307/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2018г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Иванчиковой И.И., с участием заместителя прокурора г. Шахты Ениной Л.Я., при секретаре Гармаш Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Шахты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, третье лицо: ГУ МВД России по Ростовской области об обязании выделить за счет средств местного бюджета денежные средства для ремонта и приведении участка автомобильной дороги по пер. Минский в г. Шахты в соответствие с требованиями ГОСТа,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Шахты обратился в Шахтинский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц по следующим основаниям: 28.04.2018г. прокуратурой г. Шахты совместно с представителями ОГИБДД УМВД России по г. Шахты проведена проверка исполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания автомобильных дорог в г. Шахты, по результатам которой на участке дороги по пер. Минский в г. Шахты выявлены существенные недостатки в содержании дорожного покрытия, непосредственно влияющие на безопасность дорожного движения, в виде отдельных просадок и выбоин размерами: в районе дома №5: по длине – 160 см, по ширине – 90 см, по глубине – 5 см; в районе дома № 4: по длине – 80 см, по ширине – 87 см, по глубине – 4 см; в районе дома № 23 «Б»: по длине – 100 см, по ширине – 50 см, по глубине - 9 см; в районе дома №50 «А»: по длине – 92 см, по ширине – 95 см, по глубине – 8 см. Указанные повреждения превышают предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 50597-93 и могут привести к аварийной ситуации, в результате которой может пострадать неограниченный круг жителей г. Шахты. Уточнив исковые требования прокурор просит суд обязать Администрацию г. Шахты выделить за счет средств местного бюджета денежные средства для ремонта участка автомобильной дороги по пер. Минский в г. Шахты; обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты привести в соответствии с требованиями п.п. 3.1.2,3.1.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» участок автомобильной дороги по пер. Минский в г. Шахты за счет выделенных бюджетных средств в пятимесячный срок после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора г.Шахты Енина Л.Я. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель Администрации города Шахты – Щербаков А.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, пояснив, что денежные средства на ремонт автомобильных дорог г. Шахты были выделены, распределяет и определяет их достаточность МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.
Представитель МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты - Гончарова Р.Ф., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, пояснив, что денежные средства на ремонт автомобильных дорог г. Шахты выделяются, но в настоящее время их недостаточно для ремонта всех участков дорог в г. Шахты и требуется выделение дополнительных бюджетных средств.
Представитель ГУ МВД России по Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора города Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Указанное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в результате не исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории города и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 указанного Федерального закона).
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Областного закона от 16.08.2000г. №97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» (с дальнейшими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.п.5 ч.1 ст.6 Устава Муниципального образования «Город Шахты», утвержденного решением Шахтинской городской Думы от 08.11.2005г. № 106, к вопросам местного значения города относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу действующего законодательства, на органы местного самоуправления возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов об организации и обеспечению безопасности дорожного движения.На основании распоряжения Администрации г. Шахты от 19.12.2014г. № 8204 муниципальные дороги города Шахты были переданы в оперативное управление МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.
Согласно Уставу МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, утвержденному приложением к постановлению Администрации города Шахты от 02.08.2012г. № 3630, одним из видов деятельности Департамента является организация управления муниципальными дорогами, их содержание, ремонт, реконструкция, строительство и эксплуатация (п. 5.1.29 Устава).
Требования к состоянию дорог нормативно закреплены Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221, которым утвержден и введён в действие государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Согласно п.3.1.1 указанного ГОСТа, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (п.3.1.2 указанного ГОСТа). Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, указанным в п.3.1.3 указанного ГОСТа.
Судом установлено, что прокуратурой г. Шахты совместно с представителями ОГИБДД УМВД России по г.Шахты 28.04.2018г. была проведена проверка исполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания автомобильных дорог в г.Шахты, в ходе которой установлено, что на участке дороги по пер. Минский в г. Шахты имеются существенные недостатки в содержании дорожного покрытия, непосредственно влияющие на безопасность дорожного движения, в виде отдельных просадок и выбоин размерами: в районе дома №5: по длине – 160 см, по ширине – 90 см, по глубине – 5 см; в районе дома № 4: по длине – 80 см, по ширине – 87 см, по глубине – 4 см; в районе дома № 23 «Б»: по длине – 100 см, по ширине – 50 см, по глубине - 9 см; в районе дома №50 «А»: по длине – 92 см, по ширине – 95 см, по глубине – 8 см., что подтверждается актом и.о. старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД УМВД России по г. Шахты ФИО5 от 28.04.2018г. о выявленных недостатках на указанном участке дороги.
Указанные повреждения превышают предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и могут привести к аварийной ситуации, в результате которой может пострадать неограниченный круг жителей города Шахты. Наличие вышеуказанных недостатков снижает уровень безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах, требования прокурора г.Шахты об обязании МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты привести участок автомобильной дороги по пер. Минский в г. Шахты в соответствие с требованиями ГОСТа являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание мнение сторон, учитывая, что все действия, касающиеся реализации бюджетных денежных средств, должны осуществляться на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и для заключения и исполнения муниципального контракта требуется значительное время, а также то обстоятельство, что работы по ремонту дорог носят сезонный характер, суд считает, что срок в количестве пяти месяцев, с момента вступления решения в законную силу, достаточен для исполнения ответчиками возложенных на них законом обязанностей.
Также подлежат удовлетворению и требования истца об обязании Администрации г. Шахты выделить за счёт средств местного бюджета денежные средства на ремонт указанного участка дороги, поскольку согласно подп.1 п.1 ст.39 Устава «Город Шахты» Администрация г.Шахты обеспечивает формирование и исполнение местного бюджета, осуществляет контроль за исполнением данного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Согласно п.3 ст.37 Устава «Город Шахты» Администрация обладает правами юридического лица, действует на основании общих положений об исполнительно-распорядительном органе, установленных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления» в соответствии с Гражданским кодексом РФ применительно к казённым учреждениям, является главным распорядителем средств местного бюджета, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет собственные печати, штампы, бланки, расчётные, валютные и иные счета в банковских учреждениях и печати с изображением Герба Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Таким образом, Администрация г.Шахты является главным распорядителем средств местного бюджета и в её компетенцию входит выделение средств на ремонт дорог. Доказательств выделения денежных средств на ремонт спорного участка дороги на момент рассмотрения дела Администрацией г. Шахты не предоставлено, как и не предоставлено МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты доказательств, подтверждающих ремонт вышеуказанной автомобильной дороги.
Установленные в судебном заседании обстоятельства дела свидетельствует о том, что ответчики ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности по содержанию автомобильных дорог, в связи с чем, требования прокурора г.Шахты подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Принимая во внимание, что МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты не является государственным органом, либо органом местного самоуправления, а является муниципальным учреждением, то с него подлежит взысканию государственная пошлина на общих основаниях в размере и порядке, установленном ст. 333.19 НК РФ.
Таким образом, с МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6 000 руб.
При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. 3.1.2,3.1.3 ░░░░ ░ 50597-93 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░. ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 07 ░░░░░░░ 2018░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.