30
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
дело № 3а-96/2018
2 октября 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Черепановой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Строители Забайкалья» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
26.06.2018г. ООО «Строители Забайкалья» обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия, в котором просило (с учетом уточнения исковых требований) установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, площадью 8 000 кв.м., по состоянию на 01.01.2015г. равной его рыночной стоимости в размере 18 091 000 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данного земельного участка, его кадастровая стоимость была установлена Постановлением Правительства РБ №2 от 13.01.2016г. и составляет 206 318 240 руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке №386-И1, составленным <...>
В судебном заседании представитель ООО «Строители Забайкалья» Елобогоев К.М., действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости, установленной судебной оценочной экспертизой в размере 23 214 000 руб.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ Пешняева А.С., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований, согласившись с результатами судебной экспертизы.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по РБ, Правительства РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Управления Росреестра по РБ Лубсанова О.Д., действующая на основании доверенности, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав также на отсутствие сомнений в результатах судебной оценочной экспертизы.
Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ООО «Строители Забайкалья» является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для административные и офисные здания, отдельно стоящие многоквартирные, расположенного по адресу: <...>.
Постановлением Правительства Республики Бурятия №2 от 13.01.2016г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.
Как следует из представленной истцом кадастровой справки, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в соответствии с указанным нормативно-правовым актом в размере 206 318 240 руб. по состоянию на 01.01.2015г.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав ООО «Строители Забайкалья» ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.
При этом досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что истец обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по РБ 03.05.2018г., однако решением от 23.05.2018г. заявление было отклонено.
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п.п. 1 п.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка установлена Постановлением Правительства Республики Бурятия № 2 от 13.01.2016г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия» по состоянию на 01.01.2015г., в связи с чем рыночная стоимость земельного участка определяется на указанную дату.
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При подаче иска административный истец представил суду отчет об оценке №386-И1, составленный <...> в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> была определена в размере 18 091 000 руб. В связи с возникшими у суда сомнениями в правильности выбора оценщиком методов оценки, подбора объектов-аналогов была назначена судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы №РС14-08/18, проведенной <...>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01.01.2015г. составляет 23 214 000 руб.
Оценивая заключение экспертизы по правилам ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку экспертиза проведена экспертом, имеющим длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, являющимся членом НП «<...>, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупрежден.
Суд не находит оснований сомневаться в заключении, поскольку при проведении оценки эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки, оно содержит подробное обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы эксперта являются исчерпывающими.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, проведенной экспертом <...>, об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2015г. является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка. Каких-либо возражений от лиц, участвующих в деле, относительно указанного экспертного заключения в суд не поступило, доказательства иной рыночной стоимости не представлены.
Поскольку в отношении земельного участка заключением судебной экспертизы определена их рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2015г., административное исковое заявление ООО «Строители Забайкалья» подлежит удовлетворению.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, суд исходит из стоимости участка, указанной в заключении судебной оценочной экспертизы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ООО «Строители Забайкалья» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 8 000 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года, равной 23 214 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательном виде решение изготовлено 8 октября 2018 года.
Судья: Т.Б. Казанцева