Судья Чутчев С.В. Дело № 33-22645/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Рыковой Г.М.,
судей Хрипунова М.И., Кумачевой И.А.,
при секретаре Новиковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 02 ноября 2015 года апелляционную жалобу администрации Каширского муниципального района Московской области на решение Каширского городского суда Московской области от 10 июля 2015 года по делу по иску Яворской Наталии Ивановны к Министерству имущественных отношений Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, администрации Каширского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, об обязании заключить договор аренды земельного участка,
заслушав доклад судьи Рыковой Г.М.,
объяснения представителя Комитета по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области - Мишустиной Н.П., представителя Министерства имущественных отношений Московской области - Лужакова Р.Г., представителя Яворской Н.И. – Скобеева И.Е.,
УСТАНОВИЛА:
Яворская Н.И. обратилась в суд с иском к администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании решения об отказе в согласовании постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в аренду незаконным, об обязании администрации Каширского района в течение двух недель с момента вступления в законную силу решения суда издать постановление о предоставлении в аренду земельного участка, обязании Министерства имущественных отношений МО согласовать проект постановления администрации Каширского района о предоставлении Яворской Н.И. земельного участка в аренду, обязании администрации Каширского района заключить договор аренды земельного участка.
В обосновании иска ссылалась на то, что в 2014 году, желая реализовать предоставленное ей ЗК РФ право на получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, действуя в соответствии со ст. 30-1 ЗК РФ, обратилась с соответствующим письменным заявлением в уполномоченный орган - администрацию Каширского муниципального района, которая, действуя в пределах своей компетенции, приняла решение опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании - газете «Вести Каширского района». 23.06.2014 года в № 6 (23) указанной газеты было опубликовано объявление о намерении предоставить в аренду земельный участок ориентировочной площадью 1350 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Каширский район, д. Тарасково, ул. Школьная, для индивидуального жилищного строительства. 24.07.2014 года в адрес истца председателем комитета по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района было направлено письмо, в котором указывалось, что других заявлений от желающих заключить договор аренды спорного земельного участка, а также предложений и замечаний от жителей Каширского района не поступало. Постановлением главы Каширского муниципального района № 2576-пг от 10.11.2014 года была утверждена схема расположения границ спорного земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Данным постановлением истец была обязана обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и предоставить кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения. Требование указанного постановления истцом было исполнено и 29.12.2014 года спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:37:0010102:1063. В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 года № 107/2014-О3, администрация Каширского муниципального района отправила проект постановления «О предоставлении Яворской Н.И. в аренду земельного участка» на согласование в Межведомственную комиссию по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, по результатам заседания которой от 26.03.2015 года было отказано в согласовании этого постановления и было рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах. Истец считает принятое на заседании указанной комиссии решение незаконным, создающим истцу препятствия к осуществлению ее права на заключение договора аренды спорного земельного участка.
Представитель ответчиков - администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области иск не признал.
Решением Каширского городского суда Московской области от 10 июля 2015 года исковые требования удовлетворены. Суд признал решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, принятое на заседании от 26.03.2015 года об отказе в согласовании постановления Администрации Каширского муниципального района «О предоставлении Яворской Н.И. в аренду земельного участка» - незаконным. Обязал администрацию Каширского муниципального района Московской области в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу издать постановление о предоставлении Яворской Н.И. в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:37: 0010102:1063 площадью 1200 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: Московская область, Каширский район, д. Тарасково, ул. Школьная, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, а Министерство имущественных отношений Московской области - согласовать проект указанного постановления. Обязал Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области заключить с Яворской Н.И. договор аренды земельного участка.
Администрация Каширского муниципального района Московской области в своей апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, в 2014 году Яворская Н.И. обратилась в администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Каширский район, д. Тарасково, ул. Школьная.
23.06.2014 года администрацией Каширского муниципального района Московской области опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации Совета депутатов Каширского муниципального района и администрации Каширского муниципального района - газете «Вести Каширского района» за № 6 (23) объявление о намерении предоставить в аренду земельный участок ориентировочной площадью 1350 кв.м. по адресу: Московская область, Каширский район, д. Тарасково, ул. Школьная, для индивидуального жилищного строительства, установив месячный срок с даты опубликования сообщения для приема заявлений.
Письмом от 24.07.2014 № 739/7 Комитетом по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района сообщено Яворской Н.И., что с момента публикации объявления в газете «Вести Каширского района» № 6 (23) от 23.06.2014 года о намерении предоставить в аренду земельный участок и до настоящего времени других заявлений, а также предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступало (л.д. 13).
Постановлением администрации Каширского муниципального района Московской области от 10.11.2014 № 2576-пг «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории» администрацией Каширского муниципального района утверждена схема расположения оспариваемого земельного участка с указанием Яворской Н.И. обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового земельного учета земельного участка и представить кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения (л.д. 14).
Кадастровый паспорт земельного участка № MO-14/3B-2308108 от 31.12.2014 удостоверяет, что 29.12.2014 года земельный участок площадью 1350+/-26 кв.м. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:37:0010102:1063 (л.д. 15-16).
20.04.2015 г. администрация Каширского муниципального района Московской области сообщила истцу о том, что по результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 26.03.2015 г. администрации Каширского муниципального района отказано в согласовании проекта постановления «О предоставлении Яворской Н.И. в аренду земельного участка» и рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах (л.д. 17).
Протокол Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 26.03.2015 года содержит решение под № 175 в отношении заинтересованного лица – Яворской Н.И. об отказе в согласовании проекта постановления администрации Каширского муниципального района Московской области о предоставлении в аренду на 3 года посредством заблаговременной публикации земельного участка с кадастровым номером 50:37:0010102:1063 площадью 1350 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, местоположение: Московская область, Каширский район, д. Тарасково, ул. Школьная, в связи с нарушением процедуры опубликования, не указаны: место и сроки подачи заявлений и ознакомления со схемой земельного участка. Администрации Каширского муниципального района Московской области предоставить земельный участок путем проведения торгов или организовать процедуру предоставления в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда об удовлетворении исковых требований, так как Администрация не выполнила необходимых действий по предоставлению земельного участка истцу.
В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного слушания представитель Администрации не смог подтвердить факт опубликования на официальном сайте Администрации, информации о намерении предоставить в аренду спорный земельный участок.
В соответствии с абз. 2 и 4 п. 1 ст. 34 ЗК РФ государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 по делу № 1549-О-О, указанные нормы во взаимосвязи с абз. 1 п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемом земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и как следствие, невыявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
Изъятий из общих правил для граждан, непосредственно обратившихся в компетентный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков, когда вопрос предоставления не инициирован уполномоченным органом местного самоуправления, п. 1 ст. 34 ЗК РФ, не предусмотрено, и преимуществ для данных лиц не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что предоставление спорного земельного участка произведено без учета требований закона, устанавливающих осуществление заблаговременной публикации информации для обеспечения реализации прав лиц, желающих приобрести земельные участки.
По мнению судебной коллегии, такая публикация выполнена без соблюдения требований п. 1 ст. 34 ЗК РФ, не информирует население о возможности подачи заявок на предоставление указанного земельного участка, а сообщает о намерении предоставления участка. Указанная публикация создает приоритет предоставления земельного участка, нарушает права граждан на получение информации о предоставляемом земельном участке и на обращение за предоставлением земельного участка, что недопустимо.
В извещении о предоставлении земельного участка не указаны: информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в п. 1 ст. 39.18 целей, о праве граждан в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка (пп.2 п.2 ст.39.18.); адрес и способ подачи заявлений (пп.3 п.2 ст.39.18.); дата окончания приема заявлений (пп.4 п.2 ст.39.18.); реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором помещен утвержденный проект (пп.8 п.2 ст.39.18.); адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе (пп. 9 п.2 ст.39.18.). Также не имеется доказательств опубликования извещения информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что предоставление спорного земельного участка не возможно.
Поскольку судом допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, а также неправильно определены значимые для дела обстоятельства, судебная коллегия находит возможным по имеющимся в деле материалам решение суда отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст. ст. 193, 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каширского городского суда Московской области от 10 июля 2015 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Яворской Наталии Ивановны к Министерству имущественных отношений Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, администрации Каширского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, об обязании заключить договор аренды земельного участка - отказать.
Председательствующий
Судьи