Дело № 2а -98/2018
Решение
Именем Российской Федерации
г. Чудово Новгородской области 18 января 2018 года
Чудовский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Уткиной Т.А.,
при секретаре Юнусовой С.Г.,
с участием представителя административного ответчика – Администрации Чудовского муниципального района – Шашковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексеева Николая Александровича, Климова Владимира Николаевича и Михайловой Софьи Андреевны к администрации Чудовского муниципального района о признании незаконным решения Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области об отказе согласования публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и обязании согласовать проведение заявленных публичных мероприятий,
установил:
Административные истцы Алексеев Н.А., Климов В.Н. и Михайлова С.А. обратились в Чудовский районный суд с данным административным иском, указав в обоснование, что <дата скрыта> года административными истцами Главе Чудовского муниципального района Новгородской области Паюк Л.В. были поданы уведомления о проведении публичных мероприятий в форме пикетирования группой лиц <дата скрыта> года в период времени с 17 часов до 18 часов и <дата скрыта> года в период времени с 11 часов до 12 часов на территории площадки, прилегающей к муниципальному бюджетному учреждению «Межпоселенческое социальное объединение «Светоч» по адресу: <адрес скрыт>, в поддержку законодательного ужесточения наказания за преступления ненависти в отношении геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России с целью призыва к внесению в Уголовный кодекс РФ понятий «сексуальной ориентации» и «гендерной идентичности» жертв в качестве отягчающих обстоятельств при совершении уголовных преступлений; пикетирования с целью призыва к исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека от <дата скрыта> года по делу «Баев и Другие против России» о неправомерности российских законов о запрете пропаганды гомосексуализма и нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, а также призыва к отмене федерального закона о запрете гей-пропаганды; а также в форме шествия Чудовского гей-парада <дата скрыта> года в г. <адрес скрыт> в период времени с 11 часов до 13 часов, в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии.
<дата скрыта> года Глава Чудовского муниципального района Новгородской области Паюк Л.В. уведомила административных истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий. <дата скрыта> года данные решения признаны Чудовским районным судом Новгородской области незаконными в связи с нарушением порядка согласования публичных мероприятий. Указанным решением суд обязал администрацию Чудовского муниципального района повторно рассмотреть поданные уведомления о проведении публичных мероприятий.
<дата скрыта> года Глава Чудовского муниципального района Паюк Л.В. уведомила административных истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий. Административные истцы считают, что данный отказ является нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного ст. 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Административные истцы считают, что должностным лицом Администрации Чудовского муниципального района был нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с непредоставлением административным истцам предложения об изменении места или времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места или времени проведения шествия и пикетирований. Вывод Администрации о том, что заявленные шествие и пикетирования направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, не соответствует действительности, поскольку, как указывают истцы, согласно поданным уведомлениям, организаторы планировали выступить в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, что, по их мнению, не может подпадать под действие установленных запретов на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Административные истцы указывают на то, что у администрации не имелось оснований для отказа в согласовании проведения шествия и пикетирований по мотивам несоответствия их целей и формы требованиям закона, поскольку таких нарушений организаторами пикетирования и шествия допущено не было. В поданных в Администрацию уведомлениях, они указывали на готовность изменить место и время проведения шествия и пикетирований по мотивированному предложению Администрации, а также указывали, что организаторы и участники публичных мероприятий не будут нарушать нормы нравственности, в том числе демонстрировать наготу и иные формы непристойности. По их мнению, основной причиной отказа явилось неприятие должностными лицами Администрации публичных мероприятий, связанных с выступлениями в поддержку прав и против дискриминации представителей сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России. В связи с чем административные истцы просят признать отказы Администрации Чудовского муниципального района в согласовании заявленных ими публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований незаконными и обязать Администрацию согласовать проведение заявленных ими публичных мероприятий.
Административные истцы, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика Шашкова О.В. заявленные требования не признала, пояснив, что отказ администрации в проведении заявленных пикетирований и шествия является обоснованным, поскольку, исходя из заявленной цели, публичные мероприятия направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, что нарушает законодательство РФ о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, приведет к подрыву нравственности несовершеннолетних, ущемит их права. Проведение пикетирований заявлено в месте, которое находится в непосредственной близости от детских учреждений. Иное место проведения мероприятий не может быть предоставлено, исходя из заявленной цели мероприятий, поскольку они направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Указанное место является единым специально отведенным Постановлением правительства Новгородской области от 24.10.2013 № 309. Информация о мероприятиях будет распространяться, что приведет к нарушению прав несовершеннолетних. Сама цель заявленных мероприятий ущемляет права несовершеннолетних и нарушает действующее законодательство, в том числе ст. 6.21 КоАП РФ, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ, п. 4 ч.2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ.
Выслушав объяснение представителя административного ответчика, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что <дата скрыта> года в Администрацию Чудовского муниципального района Новгородской области административными истцами были поданы уведомления о проведении публичных мероприятий, а именно: 1) пикетирования в поддержку законодательного ужесточения наказания за преступления ненависти в отношении геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России с целью призыва к внесению в Уголовный кодекс РФ понятий «сексуальной ориентации» и «гендерной идентичности» жертв в качестве отягчающих обстоятельств при совершении уголовных преступлений. Пикетирование должно состояться 13 ноября 2017 года с 17 до 18 часов на территории площадки, прилегающей к муниципальному бюджетному учреждению «Межпоселенческое социальное объединение «Светоч» по адресу: <адрес скрыт>, с количеством участников до 200 человек; 2) пикетирования с целью призыва к исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека от 20 <дата скрыта> года по делу «Баев и Другие против России» о неправомерности российских законов о запрете пропаганды гомосексуализма и нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, а также призыва к отмене федерального закона о запрете гей-пропаганды. Пикетирование, согласно поданному уведомлению, должно состояться <дата скрыта> года с 11 до 12 часов на территории площадки, прилегающей к муниципальному бюджетному учреждению «Межпоселенческое социальное объединение «Светоч» по адресу: ул. <адрес скрыт>, с количеством участников до 200 человек; 3) шествия Чудовского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться <дата скрыта> года с 11 до 13 часов по улице <адрес скрыт> с количеством участников до 200 человек.
<дата скрыта> года Администрация Чудовского муниципального района направила в адрес организатора публичных мероприятий Алексеева Н.А. письменные предупреждения, в которых указала, что в заявленных публичных мероприятиях усматриваются признаки состава административного правонарушения. Данные предупреждения были обжалованы административными истцами в суд.
Решением Чудовского районного суда Новгородской области от <дата скрыта> года суд признал незаконными и нарушающими права и законные интересы административных истцов бездействия Администрации Чудовского муниципального района, выразившиеся в нерассмотрении по существу уведомлений от <дата скрыта> года о проведении публичных мероприятий в форме пикетирования и в форме шествия, и обязал Администрацию Чудовского муниципального района повторно рассмотреть в установленном законом порядке уведомления о проведении публичных мероприятий в форме пикетирования и в форме шествия и принять по указанным уведомлениям решение в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Во исполнение решения суда Администрация Чудовского муниципального района, рассмотрев уведомления, <дата скрыта> года за номером <номер скрыт>, <номер скрыт>, <номер скрыт> со ссылкой на действующее законодательство отказала в согласовании указанных в уведомлении публичных мероприятий (пикетирований и шествия), мотивируя отказ тем, что исходя из заявленной цели, публичные мероприятия направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, что нарушает законодательство РФ о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, приведет к подрыву нравственности несовершеннолетних, ущемит их права.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд считает, что решения администрации Чудовского муниципального района об отказе в согласовании заявленных публичных мероприятий являются законными и обоснованными, поскольку направлены на защиту прав детей от негативного влияния пропаганды среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений.
Суд также считает, что информация, изложенная в уведомлениях, цель заявленных мероприятий причиняет вред здоровью и (или) развитию детей, направлена на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и на отрицание семейных ценностей, и нарушает законодательство РФ о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Оснований для признания указанных отказов незаконными не имеется.
В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что цели заявленных публичных мероприятий и информация, содержащаяся в уведомлениях о проведении публичных мероприятий, свидетельствует о возможном распространении информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, и их пропаганды, что не соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Так, согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об основных гарантиях прав ребенка) целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями Российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона об основных гарантиях прав ребенка, органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио - и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее по тексту- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию) к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в частности, информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Частью 3 ст. 16 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, установлено, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон об информации) запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 6.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, которая выражается в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 года № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан А.Н., Е. и И.» часть 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Административные истцы подали уведомления о проведении публичных мероприятий – пикетирований на территории площадки, прилегающей к муниципальному бюджетному учреждению «Межпоселенческое социальное объединение «Светоч» по адресу: ул. <адрес скрыт>, а также проведения шествия по улице <адрес скрыт>. Вместе с тем в непосредственной близости от указанного места проведения пикетирования и проведения шествия расположены детские учреждения, а именно: МАУДО «Детская школа искусств им. В.С. Серовой» (ул. <адрес скрыт>), МАУДО «Дом детского творчества» (ул. <адрес скрыт>), МАУДО «Детско-юношеская спортивная школа» (ул. <адрес скрыт> МАОУ «Гимназия «Логос» (ул. <адрес скрыт>), ГОБОУ «Адаптированная школа-интернат № 10» ( ул<адрес скрыт>
Таким образом публичные мероприятия были запланированы в общественных местах, доступных для посещения детей, что не исключает пропаганду гомосексуализма и нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.
Из уведомлений о проведении публичных мероприятий следует, что их целями являются призыв к отмене федерального закона о запрете гей-пропаганды (пикетирование), поддержка законодательного ужесточения наказания за преступления ненависти в отношении геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России (пикетирование), поддержка толерантного отношения к лицам гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России (шествие гей-парада).
Указанные цели свидетельствует о том, что проведением заявленных публичных мероприятий административные истцы намеревались сформировать мнение об ином, отличном от сложившемся в Российской Федерации, традиционном понимании семьи, традиционной ориентации, направлены на пропаганду гомосексуализма и нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, что нарушает указанное законодательство РФ о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.
Довод административных истцов о том, что администрация не предложила иное место для проведения заявленных публичных мероприятий, суд считает необоснованным, поскольку администрация обоснованно отказала в согласовании указанных мероприятий исходя из заявленных целей пикетирований и шествия, для исключения возможного причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию, возможному распространению пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, поскольку заявленные цели противоречат действующему законодательству. Информация о публичных мероприятиях направлена на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, что приведет к подрыву нравственности несовершеннолетних, ущемит их права.
Заявленный административными истцами довод противоречит п. 2 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также смыслу законодательного запрета на пропаганду гомосексуализма среди детей, отрицание сложившихся семейных ценностей в обществе.
Суд считает, что принятые административным ответчиком решения также не противоречат нормам международного права и практике Европейского Суда по правам человека, и не являются дискриминационными.
Согласно ст. 6 Закона об основных гарантиях прав ребенка ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей.
Указанные нормы права согласуются с Конвенцией о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года). Согласно ст. 34 Конвенции государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
Заявленные административными истцами цели публичных мероприятий, направленные на пропаганду гомосексуализма среди детей, ущемляют права ребенка как с точки зрения общепризнанных ценностей, сложившихся в Российской Федерации, так и с точки зрения общепризнанных европейских ценностей, охраняемых нормами международного права.
Суд считает, что с учетом цели заявленных публичных мероприятий, с учетом соблюдения требований указанного действующего законодательства администрация Чудовского муниципального района приняла меры по защите прав детей от информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и другим членам семьи, распространение которой запрещено п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. При этом права административных истцов на свободу мысли и слова, на свободу собраний не были нарушены, и принятые административным ответчиком решения не свидетельствуют о дискриминационном отношении к административным истцам, и в том числе не нарушают положения ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При таких обстоятельствах, требования административных истцов о признании незаконным решения Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области об отказе согласования публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и обязании согласовать проведение заявленных публичных мероприятий не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Алексеева Н.А., Климова В.Н. и Михайловой С.А. к администрации Чудовского муниципального района о признании незаконным решения Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области об отказе согласования публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и обязании согласовать проведение заявленных публичных мероприятий - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Чудовский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, начиная с 19 января 2018 года.
Председательствующий Т.А.Уткина