Решение по делу № 33-16874/2017 от 12.12.2017

Судья Байсариева С.Е. Дело № 33-16874/2017

А-2.124

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2017 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Быстровой М.Г.,

судей Авходиевой Ф.Г., Шиверской А.К.,

при секретаре Кайдалиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шиверской А.К.

гражданское дело по иску Мелехиной Елены Александровны к Администрации Кировского района в г. Красноярске о признании жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, восстановлении в списках очередников на получение жилья, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя администрации г.Красноярска – Углова А.А.

на решение Кировского районного суда г.Красноярска от 25 сентября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Мелехиной Елены Александровны к Администрации Кировского района в г.Красноярске о признании дома непригодным для проживания, восстановлении в списках очередников на предоставление жилья, компенсации морального вреда и судебных расходов, удовлетворить частично.

Признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению путем реконструкции и ремонта на период с 09.07.2009 года по 17.09.2012 года.

Обязать Администрацию Кировского района в г.Красноярске восстановить Мелехину Елену Александровну в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма на жилье, с момента подачи заявления о постановке на учет с 29.08.1985 года.

В удовлетворении исковых требований Мелехиной Елены Александровны к Администрации Кировского района в г.Красноярске о компенсации морального вреда и судебных расходов, отказать», заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мелехина Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Кировского района в г. Красноярске о признании жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, восстановлении в списках очередников на получение жилья. Требования мотивировала тем, что с 1986 года состояла в очереди на получение жилья, однако на основании распоряжения руководителя Администрации Кировского района в г. Красноярске от 07 апреля 2014 года №253 была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку в 2009 году получила в наследство жилой дом, в связи с чем, перестала относиться к категории нуждающихся. С вышеуказанным решением ответчика не согласна, поскольку на момент получения наследства жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был непригоден для проживания и находился в аварийном состоянии, в связи с чем, в 2012 году данный дом был истцом продан. Истица постоянно была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м, вместе с членами семьи из 6 человек: Мелехиным Р.И., Мелехиным И.Р., Анпилоговой С.И., Анпилоговой А.А. и Анпилоговым В.А.. По состоянию здоровья Мелехина Р.И., который не мог подниматься на 5 этаж в указанную квартиру, в 2017 году данное жилое помещение было продано истцом и взамен приобретено жилое помещение – квартира, расположенная на 1 этаже по адресу: <адрес>, общей площадью 66,1 кв.м, в том числе жилой 47,3 кв.м, где она продолжает проживать совместно с вышеуказанными членами семьи. Однако, при изменении жилищных условий, она также является нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Просила, с учетом уточнения исковых требований, признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению путем реконструкции или ремонта, обязать Администрацию Кировского района в г. Красноярске восстановить ее в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма с момента подачи заявления с 1986 года, взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 12 000 руб., расходы по оплате судебной строительно-технической экспертизы.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Красноярска – Углов А.А. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что в настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47. В случае признании жилого дома непригодным для проживания, орган исполнительной власти принимает решение и издает распоряжение, с указанием дальнейшего использования помещений. Считает, что данные действия не входят в компетенцию судебных органов и не подлежат разрешению в судебном порядке. Указывает на то, что истица вправе была оспорить бездействие межведомственной комиссии по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания, обратившись в суд. Кроме того, материалами дела подтверждается, что дом продан, то есть признан непригодным для проживания дом, принадлежащий третьему лицу.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, и, считая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся и не сообщивших о причинах неявки, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из положений ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со ст.55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 6 Федерального закона N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Как следует из материалов дела, на основании заявления Мелехиной Е.А. от 29 августа 1985 года, решения исполкома Кировского района Совета народных депутатов от 15 января 1986 года, а также решения жилищно-бытовой комиссии Кировского районного исполкома №20 от 09 января 1986 года, Мелехина Е.А. и члены ее семьи поставлены в очередь для предоставления жилья по группе «многодетная семья из пяти человек», как имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного действующим законодательством.

На момент принятия на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, Мелехина Е.А. проживала по <адрес>, в 2-х комнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м, семьей из шести человек, в связи с чем, была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (49,5 кв.м/6=8,25 кв.м).

Впоследствии вышеуказанная квартира была передана в собственность истицы и членов ее семьи, а именно: Мелехина Е.А. являлась собственником ? доли, сын Мелехин И.Р. являлся собственником ? доли, и дочь Анпилогова С.И. являлась собственником ? доли квартиры. В указанной квартире были зарегистрированы Мелехина Е.А. и члены ее семьи: супруг Мелехин И.Р., сын Мелехин Р.И., дочь Анпилогова С.И. с детьми (внуками) ФИО7 и ФИО8.

После смерти матери истицы ФИО13, умершей <дата>, Мелехиной Е.А. было выдано свидетельство от 22 июня 2009 года о праве на наследство по завещанию в отношении жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м и земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>.

31 августа 2012 года по договору купли-продажи, заключенному между Мелехиной Е.А. и ФИО14, вышеуказанный жилой дом Мелехиной Е.А. был продан за 300 000 рублей, земельный участок за 200 000 рублей.

Согласно распоряжению Администрации Кировского района в г. Красноярске от 07 апреля 2014 года №253, Мелехина Е.А. и члены ее семьи сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с обеспечением жильем по норме, что также следует из выписки из протокола №8 заседания жилищной комиссии Администрации Кировского района от 28 марта 2014 года, где указано, что семья Мелехиной Е.А. состоит из 6 человек, общая площадь жилого помещения, принадлежащего на праве собственности членам семьи Мелехиной Е.А. составляет <данные изъяты> кв.м, а общая площадь проданного дома <данные изъяты> кв.м, указанные граждане были обеспечены жилыми помещениями в соответствии с установленной нормой.

Согласно положениям п.1 Постановления администрации г. Красноярска от 14.04.2005 N 192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска», установлена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда города Красноярска по договору социального найма (норма предоставления) - в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Таким образом, на момент снятия с учета с учетом площади полученного истицей по наследству и впоследствии отчужденного жилого помещения на каждого члена семьи приходилось по 20,6 кв.м общей площади жилого помещения (49,5 кв.м + 74,1 кв.м)/ 6 = 20,6 кв.м), что больше нормы предоставления.

В суд с настоящим исковым заявлением истица обратилась 05 октября 2016 года.

Кроме того, квартира по <адрес> в период судебного разбирательства была продана и взамен на основании договора купли-продажи объекта недвижимости (квартиры) от 27 апреля 2017 года, Мелехина Е.А. и ее супруг Мелехин И.Р. приобрели в собственность жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м по ? доли в праве общей долевой собственности за каждым. Согласно п. 2 договора, часть стоимости объекта недвижимости оплачивается за счет собственных денежных средств покупателей. Оставшаяся часть стоимости объекта недвижимости в размере 500 000 рублей оплачивается за счет кредитных средств, предоставляемых Мелехину И.Р., Мелехиной Е.А. ПАО «Сбербанк России» в соответствии с кредитным договором от 27 апреля 2017 года.

Оценивая доводы искового заявления о том, что полученный по наследству Мелехиной Е.А. дом был непригодным для проживания, в связи с чем оснований для снятия истицы с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не имелось, суд принял во внимание справку Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 25 марта 2014 года №94, согласно которой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на 31 августа 2012 года был непригодным для проживания, а также допросил свидетелей и, учитывая, что Мелехина Е.А. в предусмотренном законом порядке не обращалась в муниципальные органы для признания дома аварийным и непригодным для проживания, назначил по делу судебную строительно-техническую экспертизу.

Исследовав представленные доказательства, в том числе заключение судебно-строительной экспертизы, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания и возложении на администрацию Кировского района г.Красноярска обязанности восстановить Мелехину Е.А. в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции и считает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права по п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.

Вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).

В «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года» (утв.Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009) в ответе на вопрос 2 о том, может ли суд на основании заключения строительно-технической экспертизы признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу по жалобе жильцов этого дома дано разъяснение о том, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домом аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о признании жилого дома непригодным для проживания на основании заключения экспертизы и свидетельских показаний, постановлены в нарушение положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, устанавливающих исключительную компетенцию межведомственной комиссии по вопросам признания жилых помещений непригодными для проживания.

Учитывая, что процедура принятия решения о признании жилого помещения непригодным для проживания не была соблюдена, при этом с учетом площади жилого дома по адресу: <адрес> истица и члены ее семьи были обеспечены жилыми помещениями в соответствии с установленной нормой, оснований для вывода о неправомерности снятия Мелехиной Е.А. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма у суда не имелось. Решение суда в данной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании жилого дома непригодным для проживания, возложении обязанности восстановить в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Рассматривая требования истца Мелехиной Е.А. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, причиненного действиями администрации по снятию с учета, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований.

В данной части решение суда не обжалуется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Красноярска от 25 сентября 2017 года в части удовлетворения требований о признании жилого дома непригодным для проживания, возложении обязанности восстановить в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма отменить.

Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мелехиной Елены Александровны к Администрации Кировского района в г.Красноярске о признании жилого дома непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению путем реконструкции и ремонта, восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма отказать.

В остальной части решение Кировского районного суда г.Красноярска от 25 сентября 2017 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

33-16874/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Мелехина Елена Александровна
Ответчики
Администрация Кировского района г. Красноярска
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Шиверская Анна Константиновна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
03.08.2020Судебное заседание
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020Передано в экспедицию
07.08.2020Судебное заседание
07.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2020Передано в экспедицию
20.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее