Решение по делу № 3-51/2015 от 27.01.2015

Дело № 3-51/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2015 года г. Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,

с участием:

представителя Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» – П.м.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – М.М.Н., действующего на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – Т.Е.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Правительства Удмуртской Республики – К.С.В,, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей,

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «<данные изъяты>» (далее – ЗАО «<данные изъяты>») обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.

В обоснование своих требований указало на определение рыночной стоимости данного земельного участка в таком размере ООО «Региональная экспертная компания» (отчет об оценке № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный экспертным заключением Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Полагает, что кадастровая стоимость указанного выше земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель ЗАО «<данные изъяты>» П.м.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно указал на необходимость указания в решении суда на применение кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости с 1 января 2015 года.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») М.М.Н. поддержал доводы письменных возражений, в которых указано, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, который представляет собой единое землепользование, является ранее учтенным и поставлен на государственный кадастровый учет 20 февраля 2008 года, расположен на землях населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания производственной базы, железнодорожных путей, обгонных и выставочных путей». Площадь земельного участка составляет 40 639 кв.м. В состав единого землепользования входят три обособленных участка с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. ФГБУ «ФКП Росреестра» не имеет имущественного интереса в исходе дела, не является оценочной организацией.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Управление Росреестра по УР) Т.Е.В. поддержала письменные пояснения по делу, в которых указано, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорный земельный участок предоставлен ЗАО «<данные изъяты>» в аренду на основании договора от 4 ноября 2003 года. Управление не имеет заинтересованности в исходе данного дела.

Представитель Правительства УР К.С.В, в судебном заседании указал, что требования ЗАО «<данные изъяты>» могут быть удовлетворены после устранения выявленных Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости замечаний к Отчету.

Администрация г.Ижевска о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, пояснений по заявленным требованиям не представила.

Настоящее гражданское дело рассмотрено в отсутствие Администрации г.Ижевска.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив представленные сторонами доказательства, суд находит требования ЗАО «<данные изъяты>» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 4 ноября 2003 года между Администрацией г.Ижевска («Арендодатель») и ЗАО «<данные изъяты>» («Арендатор») заключен договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды. Из пункта 1.1 договора усматривается, что Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в пользование на условиях аренды единое землепользование площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, состоящее из земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, № <данные изъяты>; площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, с адресным ориентиром <адрес>. Настоящий договор заключен сроком по 21 июля 2008 года.

28 марта 2008 года между «Арендодателем» и «Арендатором» заключено соглашение №<данные изъяты>, которым продлен договор аренды от 4 ноября 203 года до ДД.ММ.ГГГГ, а также внесены изменения в договор аренды земли, в частности пункт 1.1 изложен в следующей редакции: «Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок единого землепользования площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе <данные изъяты> кв.м. за красной линией, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером <данные изъяты>, состоящий из участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> с адресом: <адрес>…».

ДД.ММ.ГГГГ между «Арендодателем» и «Арендатором» заключено соглашение №<данные изъяты>, которым внесены изменения в договор аренды земли, в частности пункт 1.1 изложен в следующей редакции: «Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок единого землепользования площадью <данные изъяты>.м., в том числе <данные изъяты> кв.м. за красной линией, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером <данные изъяты>, состоящий из участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> с адресом: <адрес>…».

29 сентября 2013 года между «Арендодателем» и «Арендатором» вновь заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: «Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты>.м., в том числе <данные изъяты> кв.м. – за красной линией, земельный участок частично входит в Зону «Охранная зона ЛЭП-35 кВ от п/с «<данные изъяты>» до п/с «<данные изъяты>» 9,5 км от опоры до опоры и 2 цепи, с адресом: <адрес>...».

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен ЗАО «<данные изъяты>» для эксплуатации и обслуживания производственной базы, железнодорожных путей, обгонных и выставочных путей.

Таким образом, в состав единого землепользования входят три земельных участка с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Кадастровая стоимость земельных участков, входящих в единое землепользование, утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рубля (пункт <данные изъяты> Приложения к постановлению Правительства УР от 27 ноября 2008 года № 275).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей (пункт <данные изъяты> Приложения к постановлению Правительства УР от 27 ноября 2008 года № 275).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена от удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастрового квартала <данные изъяты>, равного <данные изъяты> руб./кв.м., определенного применительно к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» (пункт <данные изъяты> Приложения к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275) и составляет <данные изъяты> рублей.

Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей.

Согласно отчету об оценке ООО «Региональная экспертная компания» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на 1 января 2007 года определена в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с экспертным заключением Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный отчет ООО «Региональная экспертная компания» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Данные обстоятельства, помимо объяснений, участвующих в деле лиц, объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами. В том числе, между участниками процесса нет спора о размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке земельного участка, заявитель обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пунктом 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащему заявителю на праве собственности, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки, как методами массовой оценки, так и индивидуально для конкретного объекта недвижимости (в размере рыночной его стоимости).

В связи с изложенным, суд полагает, что истец вправе требовать определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представленные истцом доказательства исследованы и оценены в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГК РФ, являются относимыми и допустимыми.

Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.

Представленный ЗАО «<данные изъяты>» отчет, согласно которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по состоянию на 1 января 2007 года составила <данные изъяты> рублей, в достаточной степени свидетельствует об обоснованности требований о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью.

Законность и обоснованность данного отчета подтверждена экспертным заключением, лицами участвующими в деле, в ходе рассмотрения дела указанный отчет об оценке не оспаривался.

С учетом изложенного суд находит требования ЗАО «<данные изъяты>» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Данное судебное решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для эксплуатации и обслуживания производственной базы, железнодорожных путей, обгонных и выставочных путей, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2015 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова

3-51/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ЗАО "Центрметалл"
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная служба регистрации кадастра и картографии"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
27.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2015Передача материалов судье
28.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2015Судебное заседание
25.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2015Дело оформлено
20.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее