Решение по делу № 33-10466/2023 от 21.11.2023

УИД: 77RS0002-02-2022-023194-21

Республика Коми, г. Сыктывкар № 2-1557/2023 (33-10466/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Костенко Е.Л., Никитенковой Е.В.,

при секретаре Панькиной Е.О.,

рассмотрела в судебном заседании 18 декабря 2023 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 7 июня 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования Воркутинского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в Воркутинской дистанции пути – структурном подразделении Северной дирекции инфраструктуры – структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры – филиале ОАО «РЖД» отходов «Лом и отходы стальные несортированные», в соответствии с пунктами 220, 221 санитарных правил и норм СанПиН <Дата обезличена>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в сумме 300 руб.

Заслушав доклад судьи Никитенковой Е.В., объяснения представителя ОАО «РЖД» ФИО9., объяснения прокурора ФИО8., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Воркутинский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в Воркутинской дистанции пути – структурном подразделении Северной дирекции инфраструктуры – структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры – филиале ОАО «РЖД» отходов «Лом и отходы стальные несортированные», в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН <Дата обезличена>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

В обоснование требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что при накоплении и хранении отходов «Лом и отходы стальные несортированные», расположенных на территории ПЧ-36 на площадке, организованной между автомобильной дорогой общего пользования и железнодорожными путями необщего пользования <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, напротив административного здания Воркутинской дистанции пути, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, железнодорожная станция Воркута в нарушение установленных требований указанные отходы накапливаются в отсутствие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), твердого покрытия (асфальта, бетона, полимербетона, керамической плитки), в месте накопления отходов нет ливневой канализации для предотвращения поступления загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброса в ближайшие водоемы без очистки. Начальнику Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов было внесено представление. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.

ОАО «РЖД» в ходе производства по делу исковые требования не признало, ссылаясь на недоказанность того обстоятельства, что размещение отходов производства «Лом и отходы стальные несортированные» приводит к сбросам в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, что отходы размещены на территориях прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Требования в части оборудования площадки твердым покрытием в виде бетона и укрытие отходов брезентом ответчиком исполнено в добровольном порядке. Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен> на ОАО «РЖД» возложена обязанность по оборудованию открытой площадки для накопления образующихся в Воркутинской дистанции пути отходов производства – «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» в соответствии с правилами и нормами СанПиН <Дата обезличена>-21. Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по материалу <Номер обезличен> в рамках дела <Номер обезличен> предоставлена отсрочка исполнения решения суда до <Дата обезличена>.

Судом принято приведенное выше решение.

ОАО «РЖД» подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить.

Воркутинским транспортным прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» Касиловская К.П. доводы жалобы поддержала.

Прокурор Шевелева М.Г. в судебном заседании поддержала возражения Воркутинского транспортного прокурора.

Исследовав и оценив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Воркутинской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлены нарушения в деятельности Воркутинской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».

В ходе проверки установлено, что при накоплении и хранении отходов «Лом и отходы стальные несортированные», расположенных на территории ПЧ-36 на площадке, организованной между автомобильной дорогой общего пользования и железнодорожными путями необщего пользования <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, напротив административного здания Воркутинской дистанции пути, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, нарушаются требования, предусмотренные пунктами 220, 221 СанПиН <Дата обезличена>-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Отходы накапливаются в отсутствие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), твердого покрытия (асфальта, бетона, полимербетона, керамической плитки), а также в месте накопления отходов нет ливневой канализации для предотвращения поступления загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброса в ближайшие водоемы без очистки.

Согласно ст. 34 Федерального закона от <Дата обезличена> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при ее осуществлении проводятся мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

Статьей 51 Федерального закона от <Дата обезличена> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с ст. 13.4 Федерального закона от <Дата обезличена> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

В соответствии с п. 213 - п. 215 СанПиН <Дата обезличена>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Допускается накопление отходов производства, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть обезврежены, утилизированы на предприятиях, на которых такие отходы образованы.

Основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств:

на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях);

на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;

вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).

В соответствии с п. 220 СанПиН <Дата обезличена>-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Из материалов дела следует, что место расположения отходов «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» и отходов «Лом и отходы стальные несортированные» на территории Воркутинской дистанции пути различно. Отходы в виде «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» расположены на площадке обозначенной номером 1, «Лом и отходы стальные несортированные» – частично на площадке под номером 1 и в большем объеме на площадке под номерами 2 и 3. Площадка для размещения «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» не приведена в соответствие с требованиями п.п. 220, 221 СанПиН <Дата обезличена>-21. Кроме того, при обследовании земельного участка, специалистом установлено, что шпалы навалены на лом и отходы стальные.

В соответствии с п. 218 - п. 219 СанПиН <Дата обезличена>-21 условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Тара для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов должна иметь маркировку, характеризующую находящиеся в ней отходы.

Накопление промышленных отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах; III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

Накопление отходов I - II классов опасности должно осуществляться в закрытых складах раздельно.

Отходы «Лом и отходы стальные несортированные» относятся к V классу опасности, а отходы «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» - к III классу опасности.

Суд первой инстанции, установив приведенные обстоятельства, пришел к выводу о том, что ответчиком в нарушение санитарных норм и правил не обеспечено раздельное хранение отходов, отнесенных к разным классам опасности, а также не соблюдены требования СанПиН <Дата обезличена>-21 к местам накопления отходов производства «Лом и отходы стальные несортированные», в связи с чем признал требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Между тем, судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что ни Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», ни СанПиН <Дата обезличена>-21 не устанавливают требований о раздельном накоплении отходов III и V классов опасности, следовательно, накопление указанных видов отходов на одной площадке допускается.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что отходы «Лом и отходы стальные несортированные» и отходы «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» с учетом их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности не могут храниться на одной площадке.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен> на ОАО «РЖД» возложена обязанность по оборудованию открытой площадки для накопления, образующихся в Воркутинской дистанции пути отходов производства – «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» в соответствии с правилами и нормами СанПиН <Дата обезличена>-21.

Как следует из материалов исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, возбужденного ОСП по <Адрес обезличен> УФССП России по <Адрес обезличен> на основании исполнительного документы, выданного Воркутинским городским судом Республики Коми от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен>, требования исполнительного документа о возложении на ОАО «РЖД» обязанности по оборудованию открытой площадки для накопления, образующихся в Воркутинской дистанции пути отходов производства – «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» в соответствии с правилами и нормами СанПиН <Дата обезличена>-21 выполнены в полном объеме, в связи с чем исполнительное производство окончено <Дата обезличена>.

Из информации, предоставленной Воркутинским городским отделом по охране окружающей среды, следует, что на <Дата обезличена> на территории Воркутинской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» организовано одно место для накопления отработанных шпал и металлического лома на площадке длиной приблизительно 20 метров, шириной 5-6 метров.

При этом на остальной территории Воркутинской дистанции пути зафиксированы скопления отходов - металлического лома, расположенного навалом, покрытого слоем снега. Систематичность и организованность в накоплении металлического лома отсутствуют.

Таким образом материалами дела подтверждается, что на территории Воркутинской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» организовано надлежащим образом оборудованное место для хранения отходов производства – «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной», на которой допустимо также хранение отходов «Лом и отходы стальные несортированные».

Требований об оборудовании отдельного места для хранения отходов «Лом и отходы стальные несортированные» действующее законодательство не содержит.

В виду изложенного оснований для возложения на ОАО «РЖД» обязанности оборудовать отдельную площадку для размещения отходов «Лом и отходы стальные несортированные» на территории Воркутинской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» у суда не имелось.

Судебной коллегией отклоняются доводы о том, что в настоящее время ОАО «РЖД» допускается хранение металлического лома на территории Воркутинской дистанции пути вне территории специально оборудованной площадки, поскольку указанное обстоятельство не относится к существу рассматриваемого искового требования и фактически свидетельствует о несоблюдении ответчиком условий хранения отходов на уже имеющейся площадке.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое судебное решение надлежит отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Воркутинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ОАО «РЖД» обязанности оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в Воркутинской дистанции пути отходов «Лом и отходы стальные несортированные» в соответствии с пунктами 220, 221 санитарных правил и норм СанПиН <Дата обезличена>-21.

Руководствуясь ст.328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменить.

Вынести по делу новое решение:

В удовлетворении исковых требований Воркутинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в Воркутинской дистанции пути – структурном подразделении Северной дирекции инфраструктуры – структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры – филиале ОАО «РЖД» отходов «Лом и отходы стальные несортированные», в соответствии с пунктами 220, 221 санитарных правил и норм СанПиН <Дата обезличена>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> – отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено <Дата обезличена>.

33-10466/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Воркутинский транспортный прокурор
Ответчики
Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога
открытое акционерное общество Российские железные дороги
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Никитенкова Е.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
27.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2023Передано в экспедицию
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее