УИД: 77RS0002-02-2022-023194-21
Республика Коми, г. Сыктывкар № 2-1557/2023 (33-10466/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Костенко Е.Л., Никитенковой Е.В.,
при секретаре Панькиной Е.О.,
рассмотрела в судебном заседании 18 декабря 2023 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 7 июня 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Воркутинского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в Воркутинской дистанции пути – структурном подразделении Северной дирекции инфраструктуры – структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры – филиале ОАО «РЖД» отходов «Лом и отходы стальные несортированные», в соответствии с пунктами 220, 221 санитарных правил и норм СанПиН <Дата обезличена>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в сумме 300 руб.
Заслушав доклад судьи Никитенковой Е.В., объяснения представителя ОАО «РЖД» ФИО9., объяснения прокурора ФИО8., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воркутинский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в Воркутинской дистанции пути – структурном подразделении Северной дирекции инфраструктуры – структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры – филиале ОАО «РЖД» отходов «Лом и отходы стальные несортированные», в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН <Дата обезличена>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что при накоплении и хранении отходов «Лом и отходы стальные несортированные», расположенных на территории ПЧ-36 на площадке, организованной между автомобильной дорогой общего пользования и железнодорожными путями необщего пользования <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, напротив административного здания Воркутинской дистанции пути, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, железнодорожная станция Воркута в нарушение установленных требований указанные отходы накапливаются в отсутствие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), твердого покрытия (асфальта, бетона, полимербетона, керамической плитки), в месте накопления отходов нет ливневой канализации для предотвращения поступления загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброса в ближайшие водоемы без очистки. Начальнику Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов было внесено представление. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
ОАО «РЖД» в ходе производства по делу исковые требования не признало, ссылаясь на недоказанность того обстоятельства, что размещение отходов производства «Лом и отходы стальные несортированные» приводит к сбросам в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, что отходы размещены на территориях прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Требования в части оборудования площадки твердым покрытием в виде бетона и укрытие отходов брезентом ответчиком исполнено в добровольном порядке. Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен> на ОАО «РЖД» возложена обязанность по оборудованию открытой площадки для накопления образующихся в Воркутинской дистанции пути отходов производства – «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» в соответствии с правилами и нормами СанПиН <Дата обезличена>-21. Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по материалу <Номер обезличен> в рамках дела <Номер обезличен> предоставлена отсрочка исполнения решения суда до <Дата обезличена>.
Судом принято приведенное выше решение.
ОАО «РЖД» подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить.
Воркутинским транспортным прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» Касиловская К.П. доводы жалобы поддержала.
Прокурор Шевелева М.Г. в судебном заседании поддержала возражения Воркутинского транспортного прокурора.
Исследовав и оценив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Воркутинской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлены нарушения в деятельности Воркутинской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».
В ходе проверки установлено, что при накоплении и хранении отходов «Лом и отходы стальные несортированные», расположенных на территории ПЧ-36 на площадке, организованной между автомобильной дорогой общего пользования и железнодорожными путями необщего пользования <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, напротив административного здания Воркутинской дистанции пути, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, нарушаются требования, предусмотренные пунктами 220, 221 СанПиН <Дата обезличена>-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Отходы накапливаются в отсутствие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), твердого покрытия (асфальта, бетона, полимербетона, керамической плитки), а также в месте накопления отходов нет ливневой канализации для предотвращения поступления загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброса в ближайшие водоемы без очистки.
Согласно ст. 34 Федерального закона от <Дата обезличена> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при ее осуществлении проводятся мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Статьей 51 Федерального закона от <Дата обезличена> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с ст. 13.4 Федерального закона от <Дата обезличена> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
В соответствии с п. 213 - п. 215 СанПиН <Дата обезличена>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Допускается накопление отходов производства, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть обезврежены, утилизированы на предприятиях, на которых такие отходы образованы.
Основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств:
на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях);
на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).
В соответствии с п. 220 СанПиН <Дата обезличена>-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Из материалов дела следует, что место расположения отходов «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» и отходов «Лом и отходы стальные несортированные» на территории Воркутинской дистанции пути различно. Отходы в виде «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» расположены на площадке обозначенной номером 1, «Лом и отходы стальные несортированные» – частично на площадке под номером 1 и в большем объеме на площадке под номерами 2 и 3. Площадка для размещения «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» не приведена в соответствие с требованиями п.п. 220, 221 СанПиН <Дата обезличена>-21. Кроме того, при обследовании земельного участка, специалистом установлено, что шпалы навалены на лом и отходы стальные.
В соответствии с п. 218 - п. 219 СанПиН <Дата обезличена>-21 условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Тара для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов должна иметь маркировку, характеризующую находящиеся в ней отходы.
Накопление промышленных отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах; III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Накопление отходов I - II классов опасности должно осуществляться в закрытых складах раздельно.
Отходы «Лом и отходы стальные несортированные» относятся к V классу опасности, а отходы «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» - к III классу опасности.
Суд первой инстанции, установив приведенные обстоятельства, пришел к выводу о том, что ответчиком в нарушение санитарных норм и правил не обеспечено раздельное хранение отходов, отнесенных к разным классам опасности, а также не соблюдены требования СанПиН <Дата обезличена>-21 к местам накопления отходов производства «Лом и отходы стальные несортированные», в связи с чем признал требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Между тем, судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что ни Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», ни СанПиН <Дата обезличена>-21 не устанавливают требований о раздельном накоплении отходов III и V классов опасности, следовательно, накопление указанных видов отходов на одной площадке допускается.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что отходы «Лом и отходы стальные несортированные» и отходы «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» с учетом их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности не могут храниться на одной площадке.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен> на ОАО «РЖД» возложена обязанность по оборудованию открытой площадки для накопления, образующихся в Воркутинской дистанции пути отходов производства – «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» в соответствии с правилами и нормами СанПиН <Дата обезличена>-21.
Как следует из материалов исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, возбужденного ОСП по <Адрес обезличен> УФССП России по <Адрес обезличен> на основании исполнительного документы, выданного Воркутинским городским судом Республики Коми от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен>, требования исполнительного документа о возложении на ОАО «РЖД» обязанности по оборудованию открытой площадки для накопления, образующихся в Воркутинской дистанции пути отходов производства – «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» в соответствии с правилами и нормами СанПиН <Дата обезличена>-21 выполнены в полном объеме, в связи с чем исполнительное производство окончено <Дата обезличена>.
Из информации, предоставленной Воркутинским городским отделом по охране окружающей среды, следует, что на <Дата обезличена> на территории Воркутинской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» организовано одно место для накопления отработанных шпал и металлического лома на площадке длиной приблизительно 20 метров, шириной 5-6 метров.
При этом на остальной территории Воркутинской дистанции пути зафиксированы скопления отходов - металлического лома, расположенного навалом, покрытого слоем снега. Систематичность и организованность в накоплении металлического лома отсутствуют.
Таким образом материалами дела подтверждается, что на территории Воркутинской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» организовано надлежащим образом оборудованное место для хранения отходов производства – «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной», на которой допустимо также хранение отходов «Лом и отходы стальные несортированные».
Требований об оборудовании отдельного места для хранения отходов «Лом и отходы стальные несортированные» действующее законодательство не содержит.
В виду изложенного оснований для возложения на ОАО «РЖД» обязанности оборудовать отдельную площадку для размещения отходов «Лом и отходы стальные несортированные» на территории Воркутинской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» у суда не имелось.
Судебной коллегией отклоняются доводы о том, что в настоящее время ОАО «РЖД» допускается хранение металлического лома на территории Воркутинской дистанции пути вне территории специально оборудованной площадки, поскольку указанное обстоятельство не относится к существу рассматриваемого искового требования и фактически свидетельствует о несоблюдении ответчиком условий хранения отходов на уже имеющейся площадке.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое судебное решение надлежит отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Воркутинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ОАО «РЖД» обязанности оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в Воркутинской дистанции пути отходов «Лом и отходы стальные несортированные» в соответствии с пунктами 220, 221 санитарных правил и норм СанПиН <Дата обезличена>-21.
Руководствуясь ст.328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменить.
Вынести по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований Воркутинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в Воркутинской дистанции пути – структурном подразделении Северной дирекции инфраструктуры – структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры – филиале ОАО «РЖД» отходов «Лом и отходы стальные несортированные», в соответствии с пунктами 220, 221 санитарных правил и норм СанПиН <Дата обезличена>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> – отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение составлено <Дата обезличена>.