Судья Черникова О.В. дело № 33- 797/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИв составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Александрийской Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 04 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Гоглевой Татьяны Олеговны на решение Княжпогостского районного суда от 14 ноября 2012 года, которым
в удовлетворении иска Гоглевой Татьяны Олеговны к Администрации муниципального района «Княжпогостский» о признании незаконным решения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма по категории – «дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», об обязании поставить на данный учет - отказано.
Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., объяснения Гоглевой Т.О., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гоглева Т.О. обратилась в суд с иском к администрации МР «Княжпогостский» о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма по категории – «дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и об обязании поставить на данный учет.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена администрация сельского поселения «Ветью».
Истец в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что от социальных работников, тех учебных учреждений, в которых она обучалась, ей было известно, что она состоит на учете на получение жилья. О том, состоит учете на получение жилья и где, не интересовалась. По вопросу постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения в устной форме обращалась в администрацию г. Сыктывкара, но ей было отказано, указав, что у неё нет прописки в городе Сыктывкаре, в иные учреждения по данному вопросу не обращалась. В собственности имела квартиру, которая была приобретена в <Дата обезличена> на заемные средства, в связи с невозможностью исполнять обязательства, вынуждена была продать квартиру в <Дата обезличена>. Проживает на съемном жилье.
Представитель ответчика Шепеленко Е.М. с иском не согласилась, пояснила, что администрация района с <Дата обезличена> наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; истица с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, обратилась по истечении 23 летнего возраста, то есть она пропустила срок обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя в связи с отсутствием переправы через реку Вымь, также указав, что Гоглева Т.О. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, с заявлением о постановке в очередь на получение жилого помещения не обращалась.
Суд в порядке, установленном в статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, при имеющихся доказательствах в деле.
Суд вынес указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Гоглева Т.О. не согласна с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.
В соответствии со ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела жалобу в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом первой инстанции установлено, что Гоглева Т.О., 16.01.1981 года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, а именно: мать истца - Гоглева Р.О. на основании решения Княжпогостского районного народного суда Коми АССР от <Дата обезличена> лишена родительских прав в отношении детей Гоглевой Т.О. и Гоглева С.О., которые были переданы органам опеки и попечительства и получили статус детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации п. Ветью от <Дата обезличена> <Номер обезличен> за Гоглевой Т.О. сохранено право на внеочередное получение жилой площади до возвращения из детского учреждения.
В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Гоглева Т.О. воспитывалась в ГОУ «Детский дом-интернат № 1 им. А.А. Католикова».
В период с <Дата обезличена>. по <Дата обезличена>. Гоглева Т.О. обучалась в профессиональном училище <Номер обезличен> г. Сыктывкара.
В период с <Дата обезличена>. по <Дата обезличена>. Гоглева Т.О. обучалась в Сыктывкарском педагогическом колледже <Номер обезличен>.
В период с <Дата обезличена>. по <Дата обезличена>. Гоглева Т.О. имела в собственности двухкомнатную квартиру в г. Сыктывкаре, которую приобрела с использованием кредитных средств.
<Дата обезличена>. Гоглева Т.О. обратилась в администрацию МР «Княжпогостский» с заявлением по вопросу предоставления жилья на условиях договора социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
<Дата обезличена>. администрация МР «Княжпогостский» приняла решение об отказе Гоглевой Т.О. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, в связи с тем, что истец в администрации МР «Княжпогостский» в очереди на получение жилья как ребенок-сирота, до достижения возраста 23 лет не состояла, на момент обращения по вопросу предоставления жилья достигла возраста 31 год.
Также судом установлено, и не оспаривалось истцом то обстоятельство, что до достижения возраста 23 лет она за постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась.
Как следует из преамбулы Федерального Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе, и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.
Следовательно, суд правильно указал, что статус лица, оставшегося без попечения родителей, истец, достигший 31 года, утратил и положения Федерального Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него не распространяются.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает, что исковые требования Гоглевой Т.О. обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
Доводы жалобы о том, что истец не знала о ее праве на обеспечение жильем во внеочередном порядке как ребенка, оставшегося без попечения родителей, не свидетельствуют незаконности оспариваемого решения, так как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и обеспечение во внеочередном порядке жилыми помещениями, носят заявительный характер.
В решении суда содержится изложение тех мотивов, которыми руководствовался суд при постановлении решения и оценка доказательств, представленных суду, сомневаться в правильности которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными, они не основаны на бесспорных доказательствах, установленных фактических обстоятельствах по делу и на требованиях действующего законодательства.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 14 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гоглевой Т.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судья: