66RS0057-01-2024-000746-11
Дело №2-737/2024
Мотивированное решение составлено 22.05.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2024 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Бакиной М.В.,
при секретаре Мукашевой О.М.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа к Порошину Д.В. об обязании заключить на предлагаемых условиях соглашение о выкупе жилого помещения, входящего в аварийный жилой фонд (в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд), встречному иску Порошина Д.В. к Администрации Талицкого городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Истец УЖКХ и Ст Администрации ТГО обратился в суд с иском к ответчику Порошину Д.В. об обязании заключить на предлагаемых условиях соглашение о выкупе жилого помещения, входящего в аварийный жилой фонд (в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд), мотивируя тем, что Порошин Д. В. является собственником жилого помещения № по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации Талицкого городского округа от 10.02.2020 г. № 65 было принято решение об изъятии жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме у их собственников, в том числе, и у ответчика.
Основанием для этого стало признание дома аварийным и подлежащим сносу. Дом был признан аварийным на основании заключения Межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 24.10.2012 № 36-А, а в последующем распоряжения Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от 25.09.2014 № 316 «О признании, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу».
Отношения по переселению граждан из жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу на территории Талицкого городского округа регулируются Порядком переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, либо находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу на территории Талицкого городского округа, утвержденным решением Думы Талицкого городского округа от 27.04.2017 № 34 (далее - Порядок переселения) в новой редакции.
Согласно пункту 5 статьи 1 порядка переселения Структурным подразделением Администрации Талицкого городского округа, уполномоченным на осуществление мероприятий по переселению нанимателей, проживающих в жилых помещениях на условиях договора социального найма, признанных непригодными для проживания, либо находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, на организацию сноса жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и главным распорядителем бюджетных средств на реализацию указанных мероприятий является Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа (далее - Управление ЖКХ), к полномочиям которого относятся: разработка и согласование проекта распоряжения Администрации Талицкого городского округа о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, на основании заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, вынесенное межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда Талицкого городского округа, с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц; формирование, ведение и утверждение адресного перечня жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (далее - адресный перечень); сбор документов и подготовка информации о гражданах, зарегистрированных в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (далее - граждане) с указанием адреса, фамилии, имени, отчества, вида собственности, общей площади освобождаемого или изымаемого жилого помещения, предполагаемой площади предоставления; установление очередности сноса многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и жилых помещений, признанных непригодными для проживания; предоставление нанимателям другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с переселением из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, либо находящемся в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу; организация информирования граждан о порядке и условиях переселения из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, либо находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу; предъявления к собственникам жилых помещений требования о сносе дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в разумный сок, в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку; формирование списков граждан, зарегистрированных в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, либо находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу на территории Талицкого городского округа.
Решением Думы Талицкого городского округа от 29.04.2021 № 25 Порядок переселения дополнен следующими полномочиями Управления: оформление документов, устанавливающих право собственности Талицкого городского округа на сформированный для переселения жилищный фонд; заключение соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, которое определяет возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия жилого помещения; заключение соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения; заключение с собственником договора мены на изымаемое жилое помещение в случае достижения соглашения на предоставление другого жилого помещения; разработка и согласование проекта постановления Администрации Талицкого городского округа об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Талицкому городскому округу (далее - решение об изъятии), в порядке, установленном статьей 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации; обеспечение жилищных прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки, в порядке определенном статьей 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение постановления Администрации Талицкого городского округа от 10.02.2020 г. № 65 Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа (далее - Управление ЖКХ) 15.03.2022 письмом № 423 направило ответчику для подписания проект Соглашения о выкупе жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд (далее - Соглашение).
Согласно отчёту об отслеживании отправления (сформирован сайтом Почты России 29.03.2022) ответчик указанное письмо получил 29.03.2022, однако до настоящего времени соглашение не подписал и не сообщил о мотивах отказа от его подписания.
То есть соглашение между ответчиком и истцом о выкупе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, достигнуто не было.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Ответчик приобрёл вышеуказанное жилое помещение по договору купли- продажи в 2016 году, после признания МКД, в котором оно расположено, аварийным и подлежащим сносу в 2012 году после пожара 04.06.2012, которым оказались повреждены квартиры №№ 1,2,3,4,5,6,7. Факт пожара подтверждается Справкой Отдела надзорной деятельности Талицкого городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области от 07.06.2012 № 35, Техническим заключением Талицкого бюро технической инвентаризации от 14.09.2012.
Согласно главе IV «Выводы», жилой дом по адресу: <адрес> после пожара, на момент обследования 26.07.2012 дом утратил своё функциональное назначение (как жилое), оценка технического состояния - как негодное для проживания. Несущие конструкции жилого дома частью полностью утрачены (крыша, стены второго этажа, перекрытия), частью не обладают минимально необходимым уровнем надёжности и не могут гарантировать последующую эксплуатационную безопасность.
Таким образом, ответчик в 2016 году осознанно приобрёл жилое помещение, которое невозможно использовать по его прямому назначению, но с перспективой получить взамен вновь построенное жилое помещение.
При этом ответчик является собственником ? доли в праве на жилое здание по адресу: <адрес> площадью 215,2 кв.м., что подтверждается Выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 20.12.2023 №.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
В соответствии с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно отчету ООО «Центр экономического содействия», г. Тюмень от 24.02.2022 № 586/22 рыночная стоимость жилого помещения ответчика составляет 687 000 (шестьсот восемьдесят семь тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с вышеизложенным и руководствуясь ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 131 - 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просит обязать Порошина Д.В. заключить Соглашение о выкупе жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд на условиях, предлагаемого Управлением ЖКХ Соглашения:
В соответствии с распоряжением Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа от 25.09.2014 № 316 «О признании жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», постановлением Администрации Талицкого городского округа от 10.02.2020 № 65 «Об изъятии недвижимого имущества», статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 56.9, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации «Собственник» обязуется передать, принадлежащее ему жилое помещение - <адрес> площадью 36,70 кв.м, с кадастровым номером 66:28:2901021:244, расположенная на земельном участке площадью 1998 кв.м, в кадастровым квартале №, в собственность «Талицкого городского округа».
Передаваемое жилое помещение принадлежит «Собственнику» на праве собственности, на основании Договора купли-продажи от 06.05.2016, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.05.2016г. сделана запись регистрации №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 15.02.2022г.
3. В соответствии с Отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке объекта оценки - жилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество, убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, <адрес>» размер оценки за жилое помещение, рассчитанный в соответствии с частью 7 статьи 32Жилищного кодекса Российской Федерации (рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположенмногоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, с убытками и упущенной выгодой), составляет 687 000 (Шестьсот восемьдесят семь тысяч) рублей 00 копеек.
4. В соответствии с частью 8.2. статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» размер выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение составляет 45 000 (Сорок пять тысяч) рублей 00 копеек, что подтверждается Договором купли-продажи от 06.05.2016г.
5. «Талицкий городской округ» выплачивает «Собственнику» в соответствии с частью 8.2. статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, взамен передаваемого жилого помещения денежные средства в размере 1 419 рублей 08 копеек в течении 5 рабочих дней с момента получения выписки ЕГРН о подтверждении регистрации перехода права собственности в соответствии с пунктом 13 настоящего соглашения, оставшуюся стоимость изымаемого жилого помещения 43 580 рублей 92 копейки, в течении 60 дней после первого платежа по следующим реквизитам:
6. «Собственник» согласен с размером выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, которая является существенным условием настоящего соглашения и изменению не подлежит.
7. В отчуждаемом жилом помещении зарегистрирован Порошин Д.В. с 05.02.2020, что подтверждается справкой, выданной ОМВД России по Талицкому району от 03.03.2022 № 3157.
8. «Собственник» жилого помещения обязуется освободить жилое помещение с даты получения оплаты в полном размере, и передать по Акту приема- передачи, составляемому «Сторонами», который является документом, подтверждающим фактическую передачу жилого помещения.
9. «Собственник» гарантирует, что жилое помещение (квартира) никому не продано, не заложено, не является предметом спора, под арестом или запретом не состоит и свободно от любых прав третьих лиц, также ставит в известность «Талицкий городской округ» об отсутствии каких-либо ограничений (обременений) в отношении жилого помещения, не названных в соглашении.
10. «Собственник» обязуется выполнить обязательства по уплате налогов и сборов, расчетам по коммунальным услугам и плате за электроэнергию в отношении отчуждаемого жилого помещения, до момента фактической передачи в соответствии с пунктом 8 данного соглашения.
11.«Стороны» обязуются предоставить документы необходимые для регистрационных действий, за которые самостоятельно несут расходы.
12.«Стороны» пришли к соглашению, что правила статьи 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются к настоящему соглашению. Правовые последствия заключенного настоящего соглашения «Сторонам» известны, регулируются ст. ст. 167, 209, 213, 288, 292, 552, 556, 558 Гражданского кодекса Российской Федерации.
13. «Стороны» обязуются не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания соглашения обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области для регистрации перехода права собственности на жилое помещение, передаваемое «Талицкому городскому округу». В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
14.«Стороны» соглашения заявляют, что они не лишены дееспособности, не страдают заболеваниями, препятствующими понимать существо подписываемого ими соглашения, а также об отсутствии обстоятельств, вынуждающих их совершать данную сделку на крайне невыгодных для себя условиях.
15.«Стороны» несут ответственность за выполнение условий договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Неисполнение или ненадлежащее исполнение соглашения о выкупе жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, сроков исполнения обязательств по соглашению, влекущее за собой возмещение убытков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Возмещение убытков в случае неисполнения обязательств по соглашению не освобождает «Стороны» от исполнения условий соглашения в натуре в соответствии с действующим законодательством.
16. Соглашение составлено в четырех экземплярах и подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
13.05.2024 Порошин Д.В. обратился с встречным иском к Администрации Талицкого городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа об обязании предоставить жилое помещение.
Свои требования истец обосновал тем, что Порошин Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит ответчику на основании Договора купли-продажи на квартиру от 06 мая 2016 года, право зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.05.2016 года сделана запись регистрации №.
Постановлением Администрации Талицкого городского округа Свердловскойобласти от 10.02.2020 года № 65 было принято решение об изъятии жилых помещений в<адрес> у собственников, в связи спризнанием дома аварийным и подлежащим сносу.
В рамках досудебного разрешения спорных вопросов, в адрес ответчика поступилоСоглашение о выкупе жилого помещения, расположенного по адресу: Свердловскаяобласть <адрес>, входящего в аварийныйжилищный фонд, в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд с целью его заключения путем принятия условий (пункт 5 Соглашения): «Талицкий городской округ» выплачивает «Собственнику», взамен передаваемого жилого помещения денежные средства в размере 1419 рублей 08 копеек в течении 5 рабочих дней с момента получения выписки ЕГРН о подтверждении регистрации перехода права собственности в соответствии с пунктом 13 настоящего соглашения, оставшуюся стоимость изымаемого жилого помещения 43 580 рублей 92 копейки, в течении 60 дней после первого платежа.
Данное Соглашение мотивировано тем, что частью 8 статьи 32 Жилищного КодексаРоссийской Федерации определено, что по соглашению с собственником жилогопомещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другоежилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения заизымаемое жилое помещение.
Частью 8.2 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации определено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, при этом положения части 8 статьи 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.
Порошин Д.В. отказался заключить данное Соглашение.
Администрация ТГО СО обратилась к Порошину Д.В. с исковым заявлением «О понуждении заключить Соглашение о выкупе жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд».
С данными требованиями истец не согласен, поскольку они заявлены незаконно и необоснованно.
<адрес> был признан аварийным Распоряжением Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №.
Квартира № в <адрес> принадлежит Порошину Д.В. на основании Договора купли-продажи на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, право зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Постановление об изъятии недвижимого имущества (спорного жилого дома) для муниципальных нужд издано 10.02.2020 года.
Право собственности Порошина Д.В. возникло после признания дома аварийным, но до вступления в законную силу Федерального закона № 473-ФЗ от 27.12.2019 года «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в части переселения граждан из аварийного жилищного Фонда».
<адрес> включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соответственно, согласно части 8 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации Порошин Д.В. имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, в том числе на предоставление равнозначного жилого помещения (площадью 36,7 кв.м, отвечающего санитарным и техническим требованиям).
Порошин Д.В. просит в исковых требованиях Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа Свердловской области «О понуждении заключить Соглашение о выкупе жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд» отказать в полном объеме.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа Свердловской области, Администрацию Талицкого городского округа предоставить Порошину Д.В. взамен <адрес>, равнозначное жилое помещение, площадью не менее 36,7 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Представитель истца-ответчика УЖКХ и Ст Администрации ТГО Ямщикова Е.Н. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, в удовлетворении встречных исковых требований просила отказать.
Ответчик-истец Порошин Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика-истца Порошина Д.В. – Семенова С.А. исковые требования не признала, встречные исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные во встречном исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Талицкого городского округа Рыжкова О.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований Порошина Д.В. отказать по доводам письменного отзыва (л.д.72-75).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи от 06.05.2016 ответчик-истец Порошин Д.В. приобрел за 45000 руб. в собственность квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 36,7 кв.м., с кадастровым №. Право собственности за Порошиным Д.В. на указанное жилое помещение зарегистрировано 24.05.2016 (л.д.23,24-25,26-28).
Согласно справки ОНД ТГО ГУ МЧС России по Свердловской области от 07.06.2012, 04.06.2012 по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого повреждены квартиры № 1,2,3,4,5,6,7 (л.д.42), что также подтверждается техническим заключением Талицкого БТИ от 14.09.2012 (л.д.43-44).
Заключением Межведомственной комиссии от 24.10.2012 № 36-А жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д.33-34).
Распоряжением Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от 25.09.2014 №316 жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Заключение Межведомственной комиссии №-А от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным (л.д.36).
10.02.2020 издано Постановление Администрации ТГО № 65 об изъятии земельного участка, а также жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д.30-31).
Многоквартирный дом <адрес> включен в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 № 208-ПП.
Согласно отчета № 586/22 от 24.02.2022 рыночная стоимость <адрес> составляет 687000руб. (л.д.48-50).
15.03.2022 Управлением ЖКХ и Ст Администрации ТГО направлен Порошину Д.В. проект соглашения об изъятии спорного жилого помещения по адресу: <адрес> путем выкупа за 45000руб.(л.д.37,38,39,40-41).
Ответчик-истец Порошин Д.В. указанное соглашение не подписал, отказался от выкупа жилого помещения и обратился с встречным иском, в котором просит предоставить ему жилое помещение взамен аварийного.
Согласно выписки из ЕГРН Порошин Д.В. также является собственником ? доли жилого здания по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45-47).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Из разъяснений, данных в п. 20 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ) статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 г.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П, от 22 апреля 2014 г. N 12-П и др.).
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у истца возникло 24.05.2016, то есть до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, истец как собственник жилого помещения вправе был рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Доводы ответчиков об отсутствии у истца права претендовать на получение в собственность другого жилого помещения ввиду признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу до возникновения у истца права собственности на жилое помещение суд считает ошибочными.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и истец приобрел данную квартиру до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ, он имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом истец выбрал способ обеспечения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Судом уточнялась правовая позиция Порошина Д.В. относительно способа обеспечения его жилищных прав. Представитель Порошина Д.В. категорически настаивал на том, что Порошин Д.В. желает получить не денежную компенсацию (выкупную стоимость), а другое жилое помещение.
Таким образом, при указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований УЖКХ и Ст Администрации ТГО об обязании заключить соглашение о выкупе жилья на предложенных истцом условиях не имеется.
Разрешая встречные исковые требования Порошина Д.В. о предоставлении жилого помещения суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как указано выше, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В данную программу переселения был включен дом <адрес>.
Однако, в рамках данной программы и за счет выделенного на ее реализацию бюджетного финансирования Порошину Д.В., выразившему волеизъявление на предоставление ему иного жилья, оно предоставлено не было. Соглашение о выкупе жилого помещения между сторонами также не достигнуто.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения прав ответчика (истца по встречному иску) Порошина Д.В. на получение в собственность жилья взамен признанного непригодным для проживания, аварийного и подлежащего сносу жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что Порошину Д.В. должно быть предоставлено в собственность другое жилое помещение, равнозначное по общей площади принадлежащему ему жилому помещению, расположенное в черте того же населенного пункта.
Из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии от 24.10.2012 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, распоряжением УЖКХ и Ст ТГО указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу в 2014. При этом в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», указанный дом включен в 2019.
При таких обстоятельствах, заключение договора купли-продажи от 06.05.2016 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> оформление права собственности на указанную квартиру в 2016, то есть после признания дома аварийным и подлежащим сносу, не свидетельствует о том, что истец злоупотребил своими правами.
Из ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В региональной адресной программе «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 № 208-ПП в качестве её исполнителя указан Талицкий городской округ.
Согласно ст. 21 Устава Талицкого городского округа, утвержденного решением Талицкой районной Думы от 02.06.2005 № 396 (далее - Устав) структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:
Дума городского округа;
глава городского округа;
администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа.
Среди прочего к полномочиям администрации Талицкого городского округа по решению вопросов местного значения относятся:
организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд (подп. 62, 72 п. 1 ст. 31 Устава).
В силу п.п. 1 и 2 ст. 30 Устава администрация Талицкого городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Администрация городского округа обладает правами юридического лица в соответствии с гражданским законодательством, с особенностями, предусмотренными для органов местного самоуправления федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом.
Как следует из Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа, утвержденного решением Думы Талицкого городского округа Свердловской области от 24.11.2016 № 19 (далее - Положение об УЖКХ и Ст) УЖКХ и Ст ТГО обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и Уставом городского округа, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для, осуществления управленческих функций. УЖКХ и Ст ТГО имеет лицевые счета в органах, осуществляющих казначейское исполнение бюджета, самостоятельный баланс, печать с изображением герба Талицкого городского округа и своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки. УЖКХ и Ст для осуществления своих функций наделяется имуществом на праве оперативного управления (п. 3 Положения об УЖКХ и Ст).
УЖКХ и Ст ТГО в соответствии с решением Думы Талицкого городского округа о бюджете на очередной финансовый год и плановый период может исполнять полномочия главного администратора доходов бюджета и главного распорядителя бюджетных средств (п. 6 Положения об УЖКХ и Ст).
Цель деятельности УЖКХ и Ст ТГО - обеспечение необходимых условий для реализации вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов муниципальной собственности на территории Талицкого городского округа (п. 8 Положения об УЖКХ и Ст).
УЖКХ и Ст ТГО принимает участие в формировании бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период в части расходов на реализацию программ развития жилищно-коммунального хозяйства и строительства, улучшения жилищных условий граждан, проживающих на территории городского округа, расходов на исполнение судебных актов, предусматривающих предоставление жилых помещений гражданам (п. 14 Положения об УЖКХ и Ст).
УЖКХ и Ст ТГО принимает участие в реализации мероприятий по переселению (отселению) граждан из аварийных или подлежащих реконструкции многоквартирных домов и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в рамках компетенции Управления в соответствии с муниципальной программой (подп. 9 п. 11 Положения об УЖКХ и Ст).
Поскольку изъятие земельного участка под многоквартирным домом производится в пользу Талицкого городского округа Свердловской области, что связано с компетенцией администрации ТГО, а формирование соответствующих бюджетных средств и реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья относится к ведению УЖКХ и Ст ТГО, - суд полагает возможным иск удовлетворить к обоим ответчикам.
Руководствуясь ст.ст.12,56,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа к Порошину Д.В. об обязании заключить на предлагаемых условиях соглашение о выкупе жилого помещения, входящего в аварийный жилой фонд (в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд), оставить без удовлетворения.
Встречные исковые требования Порошина Д.В. к Администрации Талицкого городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Возложить на Талицкий городской округ Свердловской области, в лице Администрации Талицкого городского округа и Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа Свердловской области, в пределах их компетенции, обязанность предоставить в собственность Порошину Д.В. (паспорт №) взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 36,70 кв.м., другое равнозначное благоустроенное жилое помещение в пределах г.Талица Свердловской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бакина М.В.