Дело № 12-30/2016
РЕШЕНИЕ
9 июня 2016 года с. Турочак
Судья Турочакского районного суда Республики Алтай Долматова Н.И., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе главы сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ, которым
муниципальное образование «Турочакское сельское поселение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей,
установил:
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой Турочакского района в период со 2 по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка деятельности администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» по соблюдению требований федерального законодательства об оплате и охране труда. В нарушение требований абз. 8 ч. 2 ст. 57, ч. 3 ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовой договор ФИО2, принятого на должность директора бюджетного учреждения «Коммунальщик» ДД.ММ.ГГГГ, не включены условия об обязательном страховании работника, а также, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он не был ознакомлен с положением об обработке персональных данных. Кроме того, в нарушение требований частей 1 и 6 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не известил работника в письменной форме о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах иных сумм, начисленных работнику, о размерах и основаниях произведенных удержаний и об общей денежной сумме, подлежащей выплате. При сроках выплаты заработной платы – 15 числа текущего месяца (аванс) и 30 числа месяца, следующего за расчетным, заработная плата за февраль 2016 года ФИО2 была выплачена только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока, установленного трудовым договором.
В связи с изложенным прокурором Турочакского района Республики Алтай возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение».
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование «Турочакское сельское поселение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, глава сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» ФИО1 просит отменить постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем что, субъект административного правонарушения не установлен, так как, постановление о возбуждении дела од административном правонарушении и постановление по делу вынесены в отношении администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» и муниципальное образование «Турочакское сельское поселение», в то время, как в реестре юридических лиц зарегистрирована сельская администрация муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай». При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были учтены возражения лица, привлекаемого к административной ответственности. Прокурором Турочакского района Республики Алтай руководитель сельской администрации не был извещен о начале проведения проверки, ее предмете, кроме того, акт по результатам проведения проверки не был получен. Положение об обработке персональных данных в сельской администрации разработано и утверждено ДД.ММ.ГГГГ, все работники с ним ознакомлены, в том числе и ФИО2, сроки для ознакомления с порядком обработки персональных данных работников, нормами трудового законодательства не предусмотрены. Выплата заработной платы директору БУ «Коммунальщик» производится бухгалтерией бюджетного учреждения «Коммунальщик», обязанность по соблюдению сроков информирования работника о составных частях заработной платы также лежит на БУ «Коммунальщик», в связи с чем, сельская администрация не является субъектом указанного нарушения. В трудовой договор с директором бюджетного учреждения «Коммунальщик» все условия социального страхования были включены, но в результате технического сбоя при распечатке договора выпали. Реально, все условия социального страхования были выполнены, каких-либо реальных нарушений прав работника, допущено не было. Кроме того, в производстве инспекции труда находилось два материала об административных правонарушениях в отношении сельской администрации Турочакского сельского поселения – по ч. 3 ст. 5.27.1. и ч. 1 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые, на основании ст. 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны были быть объединены в одно производство и наказание назначено по санкции одной из статей, чего не было сделано. Допущенные нарушения влекут признание постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ недопустимым доказательством, иные доказательства вины сельской администрации в материалах дела отсутствуют. Глава сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» полагает, что допущенное нарушение в виде отсутствия указания в трудовом договоре директора бюджетного учреждения «Коммунальщик» ФИО2 пункта об условиях обязательного страхования работника, при реальном соблюдении прав ФИО2 на социальное страхование, исправление нарушения путем заключения дополнительного соглашения, отсутствия каких-либо последствий, является малозначительным правонарушением. Глава сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» просил суд отменить постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу об административном правонарушении прекратить
В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в Республике Алтай, представитель сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. С учетом мнения заместителя прокурора Турочакского района Республики Алтай, судья, полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся, надлежащим образом извещенных лиц.
Заместитель прокурора Турочакского района Республики Алтай Гаева Е.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, пояснив, что принятое должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Заслушав заместителя прокурора Турочакского района Республики Алтай Гаеву Е.П., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу по нижеизложенным основаниям:
Согласно ст. 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с разделом 1 устава бюджетного учреждения «Коммунальщик», утвержденного постановлением главы Турочакского сельского поселение от ДД.ММ.ГГГГ №, бюджетное учреждение «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения создано на основании постановления главы муниципального образования «Турочакское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №. Учреждение является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется полностью или частично за счет средств бюджета Турочакского сельского поселения на основе утверждаемой сметы доходов и расходов. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении сельской администрации «Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай».
В соответствии с п. 4.3. устава бюджетного учреждения «Коммунальщик» учреждение обязано создавать для своих работников безопасные условия труда.
Высшим должностным лицом учреждения является его руководитель (директор), назначаемый и освобождаемый главой сельской администрации Турочакского сельского поселения. Руководитель учреждения: по согласованию с главой сельской администрации Турочакского сельского поселения утверждает структуру учреждения, штатное расписание, что предусмотрено разделом 5 устава бюджетного учреждения «Коммунальщик».
Распоряжением сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ назначен директором бюджетного учреждения «Коммунальщик».
Между сельской администрацией муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор о назначении последнего на должность руководителя бюджетного учреждения «Коммунальщик» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из штатного расписания сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должность руководителя бюджетного учреждения «Коммунальщик» не предусмотрена.
Основные условия оплаты труда работников, занимающих должности руководителей, в том числе директора бюджетного учреждения «Коммунальщик», предусмотрены разделом II Положения об оплате труда работников бюджетного учреждения «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения, утвержденного приказом бюджетного учреждения «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалов дела, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Турочакского сельского поселения ФИО1 подано заявление о согласии на обработку персональных данных, которое главой сельского поселения в этот же день отписано исполнителю.
Положение о защите персональных данных работников сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай», утверждено главой Турочакского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств ознакомления директора бюджетного учреждения «Коммунальщик» с Положением сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» о порядке обработки персональных данных до подписания Трудового договора ДД.ММ.ГГГГ в деле об административном правонарушении, не имеется и сельской администрацией муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай», не оспаривается.
На основании ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу абз. 3 ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
На основании п. 8 ст. 86 Трудового кодекса Российской Федерации работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.
Указанная обязанность юридического лица также установлена п. 2 ч. 1 ст. 18.1. Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
В соответствии с ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).
Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором, что установлено ст. 274 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из анализа вышеизложенного следует, что в силу положений статей 273-281 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель состоит в трудовых отношениях с организацией, которую он возглавляет, на него распространяются положения действующего трудового законодательства с особенностями, установленными главой 43 Трудового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, ФИО2, являясь руководителем бюджетного учреждения «Коммунальщик», в период действия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, состоял в трудовых отношениях с бюджетным учреждением «Коммунальщик», в бухгалтерии учреждения ему начислялась и выплачивалась заработная плата и на которое было обязано производить выплату заработной платы в срок, установленный договором и известить работника в письменной форме о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах иных сумм начисленных работнику о размерах и обоснованиях произведенных удержаний и об общей денежной сумме, подлежащей выплате (части 1 и 6 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации). До подписания трудового договора, ФИО2 должен был быть ознакомлен с Положением бюджетного учреждения «Коммунальщик» о порядке обработки персональных данных, но не с аналогичным Положением сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» (абз. 3 ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ст. 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 2.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вышеизложенных обстоятельствах, судья считает, что сельская администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» не является субъектом нарушений требований абз. 3 ст. 68, частей 1 и 6 ст. 136, Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, из описательно-мотивировочной части постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ указание на нарушение сельской администрацией муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» положений абз. 3 ст. 68, частей 1 и 6 ст. 136, Трудового кодекса Российской Федерации, подлежит исключению.
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, что предусмотрено ч. 1 ст. 5.27. кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положениями ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязательным для включения в трудовой договор является условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Указанное требование закона носит императивный характер, следовательно, отсутствие такого обязательного условия в трудовом договоре хотя бы с одним из работников является нарушением трудового законодательства.
Не включение сельской администрацией муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» в Трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 указанного условия, нашло свое подтверждение при вынесении оспариваемого постановления (было включено дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору) и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что в действиях сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай», содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что субъект административного правонарушения не установлен, так как, постановление о возбуждении дела од административном правонарушении и постановление по делу вынесены в отношении администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» и муниципальное образование «Турочакское сельское поселение», не влечет отмены рассматриваемого постановления, поскольку основной государственный регистрационный номер № юридического лица привлеченного к административной ответственности совпадает с основным государственным регистрационным номером № сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай».
Доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были учтены возражения лица, привлекаемого к административной ответственности, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Ссылка в жалобе на нарушение прокурором Турочакского района Республики Алтай процедуры проверки, не влечет отмены оспариваемого постановления, поскольку факт совершения вмененного правонарушения установлен при рассмотрении дела.
Довод жалобы о том, что находившиеся в производстве государственной инспекции труда два материала об административных правонарушениях в отношении сельской администрации Турочакского сельского поселения – по ч. 3 ст. 5.27.1. и ч. 1 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нарушение требований ст. 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрены отдельно, без объединения в одно производство, суд не принимает во внимание, поскольку указанные правонарушения произведены разными действиями (бездействием).
Рассматривая размер назначенного наказания в виде административно штрафа в сумме 30000 рублей, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приходит к следующему:
Согласно оспариваемого постановления и материалов дела об административном правонарушении, вмененное сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» административное правонарушение совершено юридическим лицом впервые, без наличия отягчающих ответственность обстоятельств. Еще до вынесения постановления, юридическое лицо приняло все меры к устранению выявленных нарушений, о чем представило сообщение и подтверждающие документы в Государственную инспекцию труда, что расценивается судом как смягчающее вину обстоятельство, не повлекшее значительных последствий для охраняемых законом общественных отношений.
Применение к рассматриваемым правоотношениям положений ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим прекращением производства по делу об административном правонарушении, является правом, но не обязанностью суда и суд не находит оснований для их применения.
Таким образом, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд считает необходимым изменить вид назначенного юридическому лицу наказания в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с административного штрафа на предупреждение.
На основании п. 2 с. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление, выносится решение об изменении постановления.
Предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для отмены обжалуемого постановления должностного лица, не имеется.
При вышеуказанных обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению, а жалоба сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай», оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении муниципального образования «Турочакское сельское поселение» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:
- исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание на нарушение сельской администрацией муниципального образования «Турочакское сельское поселение» положений ч. 3 ст. 68, частей 1 и 6 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации;
- признать сельскую администрацию муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части состоявшееся по делу постановление оставить без изменения, жалобу главы сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай», без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в порядке и в сроки установленные статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.И. Долматова