Решение по делу № 33-1299/2024 от 06.03.2024

УИД 58RS0030-01-2023-003925-43

Судья Колмыкова М.В. Дело № 33-1299/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 апреля 2024 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Терехиной Л.В.

и судей Герасимовой А.А., Елтищева К.В.

при помощнике судьи Кругловой Ю.С.

с участием прокурора Ивлиевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Терехиной Л.В. гражданское дело № 2-1994/2023 по иску ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ к Липатовой Елене Михайловне о признании утратившей право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, по апелляционной жалобе Липатовой Е.М. на решение Первомайского районного суда г. Пензы от 7 декабря 2023 г., которым постановлено:

иск ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ к Липатовой Елене Михайловне о признании утратившей право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.

Признать Липатову Елену Михайловну (ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес>, <адрес>) утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Выселить Липатову Елену Михайловну (ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>) из помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Снять Липатову Елену Михайловну (ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес>) с регистрационного учета по указанному адресу.

Обязать Липатову Елену Михайловну (ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес>) сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения в территориальный отдел «Пензенский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс».

Взыскать с Липатовой Елены Михайловны (ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес> <адрес>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 коп.

Проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ обратилось в суд с иском к Липатовой Е.М., указав, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ «Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированной организации Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ» от 29 декабря 2020 г. № 742 «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ является уполномоченной организацией по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями. Деятельность ФГАУ «Росжилкомплекс» на указанной территории осуществляет Территориальный отдел «Пензенский» филиала «Центральный», который является обособленным подразделением ФГАУ «Росжилкомплекс». Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, является собственностью Российской Федерации, в соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 1874 закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс». Указанное жилое помещение было предоставлено Липатову Н.С. на состав семьи 3 человека (в том числе жену Л.М. и сына Липатова А.Н.) для временного проживания в нем на период трудовых отношений на основании ордера с отметкой «служебная» от 9 декабря 1975 г. № 324. В настоящее время в жилом помещении проживает Липатова Е.М. (супруга Липатова А.Н.), Липатов А.Н. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Спорное жилое помещение отнесено к числу служебных на основании приказа заместителя Министра обороны РФ от 17 марта 2020 г. № 268. На момент предоставления жилого помещения Л.Н. не являлся военнослужащим, которого Министерство обороны РФ обязано обеспечить постоянной жилой площадью. Каких-либо доказательств того, что жилая площадь была предоставлена Л.Н. в порядке, предусмотренном ст. 49 ЖК РФ, для постоянного проживания по договору социального найма, что наниматель в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по какому-либо основанию, не представлено. Липатова Е.М. не является военнослужащей либо лицом гражданского персонала Министерства обороны РФ, следовательно, основания для проживания ее в служебном помещении отсутствуют.

С учетом уточнений исковых требований ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ просило признать Липатову Е.М. утратившей право пользования служебным помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселить ее без предоставления другого жилого помещения, обязать Липатову Е.М. сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> по акту приема-передачи, сняться с регистрационного учета по месту жительства, сдать ключи от служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, в адрес территориального отдела «Пензенский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс», взыскать с Липатовой Е.М. государственную пошлину в доход соответствующего бюджета.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 29 августа 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Министерство обороны РФ, Липатов Н.С., Липатова Н.А., Липатов А.Н.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ Малов И.Ю. исковые требования поддержал.

Ответчик Липатова Е.М. иск не признала.

Первомайский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Липатова Е.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, положенные в обоснование своих возражений на иск.

Ответчик Липатова Е.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в период работы Липатова Н.С. в Пензенском высшем артиллерийском инженерном училище ему и членам его семьи: жене Липатовой Н.А. и сыну Липатову А.Н. на основании ордера от 9 декабря 1975 г. № 324 было предоставлено служебное жилое помещение – <адрес>, в <адрес>: <адрес>-5, состоящая из одной комнаты, жилой площадью 18,0 кв.м.

Липатов Н.С. с семьей вселился в указанное жилое помещение.

21 декабря 1991 г. зарегистрирован брак между Липатовым А.Н. и Липатовой (<данные изъяты>) Е.М.

С 4 августа 1992 г. и по настоящее время в квартире по адресу: <адрес>, <адрес> зарегистрирована по месту жительства и проживает Липатова Е.М.

Липатов А.Н. проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Требованием от 16 сентября 2023 г. ФГАУ «Росжилкомплекс» уведомило Липатову Е.М. о необходимости освободить жилое помещение в двухнедельный срок в случае отсутствия у нее правоустанавливающих документов на спорную квартиру.

Данное требование ответчиком не исполнено.

Судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что КЭЧ Пензенского района Приволжского военного округа (в последующем ФГКУ «Пензенская КЭЧ района») Липатову Н.С. был выдан ордер от 9 декабря 1975 г. № 324 на спорное жилое помещение. На момент предоставления квартира находилась в закрытом военном городке Пенза-5.

Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 1514-р военный городок Пенза-5 был исключен из перечня закрытых военных городков.

20 июня 2007 г. в отношении спорной квартиры зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

На основании приказа Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 г. № 1871 «О переподчинении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» ФГКУ «Пензенская КЭЧ района» прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Объекты недвижимого имущества ФГКУ «Пензенская КЭЧ района», включая жилые дома, в том числе спорная квартира, были переданы на баланс ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2012 г. № 422-р тип учреждения был изменен на ФГКУ. В последующем за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ было закреплено право оперативного управления в отношении спорной квартиры.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» к функциям Министерства обороны РФ относится, в том числе, принятие решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Приказом заместителя Министра обороны РФ от 17 марта 2020 г. № 268 «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закрепленное на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, также было включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.

Приказом директора департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 22 июня 2021 г. № 1874 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ данное жилое помещение было передано на праве оперативного управления ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.

Каких-либо решений об исключении квартиры по адресу: <адрес> из числа служебных уполномоченным органом не принималось, также Министерством обороны РФ не принималось решений о ее передаче в муниципальную собственность, после чего уполномоченным органом местного самоуправления могло бы быть принято решение о предоставлении жилого помещения гражданину при соблюдении определенных условий (ч. ч. 3, 4 ст. ст. 57, 63 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, спорные правоотношения возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), поэтому применению подлежат нормы права с учетом действия их во времени.

Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшей на момент предоставления по ордеру жилого помещения, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

В силу ст. 104 ЖК РСФСР в служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

В соответствии с положениями ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

К специализированному жилищному фонду положения п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

На основании ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 99 ЖК РФ жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 данного Кодекса.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В силу положений ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Пунктами 1, 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ «Вопросы Министерства обороны РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

В соответствии с приказами Министерства обороны России от 3 ноября 2010 г. № 1455, 23 декабря 2010 г. № 1888 ФГКУ «Центррегионжилье» являлось специализированной организацией, через которую Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России осуществлял свои функции, в том числе: по организации обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей; контролю за заселением и освобождением жилых помещений.

Согласно п. 7 к основным задачам Департамента жилищного обеспечения относятся, в том числе организация обеспечения жилыми помещениям военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

ФГКУ «Центррегионжилье» было создано как уполномоченный орган по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договору социального найма и служебными жилыми помещениями.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 29 июня 2010 г. № 713 ФГКУ «Центррегионжилье» осуществляло свою деятельность в порядке, определенном Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».

С учетом положения приказа Министра обороны РФ от 6 ноября 2020 г. № 583 «О реорганизации федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений», приказа Министра обороны РФ от 29 декабря 2020 г. № 744 «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации», указаний Министра обороны РФ от 12 марта 2011 г. № 205/2/122, приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 29 декабря 2020 г. № 3141 «Об утверждении изменений в Устав ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, утвержденный приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 29 мая 2020 г. № 976, обязанность по учету жилищного фонда Министерства обороны РФ, контролю за заселением и освобождением жилых помещений, проверке использования по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда возложена на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, исходя из того, что жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, право оперативного управления закреплено за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ и предоставлялось Липатову Н.С. на период трудовых отношений, принимая во внимание, что Липатова Е.М. не является военнослужащим либо лицом гражданского персонала, которого Министерство обороны РФ обязано обеспечить жилой площадью, пришел к выводу о том, что Липатова Е.М. утратила право пользования спорным жилым помещением, обязана его освободить, и передать служебное жилое помещения по акту с передачей ключей в территориальный отдел «Пензенский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс». На письменное требование об освобождении спорного жилого помещения не отреагировала, ввиду чего подлежит выселению из квартиры по адресу: <адрес>.

Поскольку правовым последствием признания утратившими право пользования жилым помещением является снятие с регистрационного учета по месту жительства, суд пришел к выводу о снятии Липатовой Е.М. с регистрационного учета по месту жительства в спорной квартире.

С учетом положений ст. 103 ГПК РФ с Липатовой Е.М. в доход бюджета города Пензы взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции, а также оценкой представленных сторонами доказательств соглашается.

Сам по себе факт проживания Липатовой Е.М. в данной квартире в отсутствие служебных отношений с МО РФ, в отсутствие решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда на условиях служебного найма, в отсутствие претензий у истца по поводу проживания ответчика в квартире, и факт оплаты Липатовой Е.М. коммунальных услуг, несение бремени содержания спорного жилья, не может служить основанием для признания данного помещения утратившим статус служебного и прекращения данного статуса, а также не свидетельствует о возникновении у Липатовой Е.М. права пользования данным служебным жилым помещением на условиях социального найма.

Довод апелляционной жалобы о том, что спорная квартира при предоставлении ее Липатову Н.С. не могла быть отнесена к служебному жилому фонду основан на неверном толковании норм права, регулирующих возникшие правоотношения, направлен на иную оценку установленных по делу обстоятельств, в связи с чем отмену правильного по существу судебного постановления не влечет.

Факт предоставления спорной квартиры Липатову Н.С. в 1975 г. в качестве служебной подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами. Каких-либо сведений об изменении правового режима спорной квартиры в деле не имеется. Указанные обстоятельства свидетельствуют о возникновении между сторонами правоотношений по пользованию служебным жилым помещением.

Ответчик Липатова Е.М. не относится к категории граждан, которая в силу положений ст. 108 ЖК РСФСР и ст. 103 ЖК РФ не подлежит выселению без предоставления других жилых помещений.

Вопреки доводам апелляционной жалобы в материалах дела отсутствуют сведения о том, что спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Пензы от 7 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Липатовой Е.М. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 апреля 2024 г.

33-1299/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ
Прокурор Первомайского района г. Пензы
Ответчики
Липатова Елена Михайловна
Другие
Липатова Надежда Алексеевна
Липатов Николай Степанович
Липатов Андрей Николаевич
Министерство Обороны РФ
УМВД России по г. Пензе
Лысенкова М.А.
Суд
Пензенский областной суд
Судья
Терехина Лилия Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.pnz.sudrf.ru
06.03.2024Передача дела судье
02.04.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2024Передано в экспедицию
09.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее