Дело № 12- 471/2016
РЕШЕНИЕ
г.Пермь Пермского края 27.04.2016 года
Судья Свердловского районного суда г.Перми Анищенко Т.В.,
при секретаре Кривощековой К.Н.,
с участием представителя заявителя Конева А.В.,
представителя административного органа Харитонова Д.С., Власовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Аласания К. П. – Конева А. В. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя начальника Пермской таможни по правоохранительной деятельности ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя начальника Пермской таможни по правоохранительной деятельности Аласания К.П. как должностное лицо- генеральный директор -ОРГАНИЗАЦИЯ1- признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 9000 рублей.
Из постановления должностного лица следует, что ДД.ММ.ГГГГ на Пальниковский таможенный пост Пермской таможни (<адрес>) декларантом -ОРГАНИЗАЦИЯ1- подана декларация на товары № с целью помещения товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. Товары ввозятся в рамках внешнеэкономического контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. Декларация подана на 13 товаров, в том числе: <данные изъяты>
Декларация на товар № подана в таможенный орган законным представителем -ОРГАНИЗАЦИЯ1- - генеральным директором Аласания К.П., действующим на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, документа, удостоверяющего личность - вид на жительство серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза и о требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (№).
Товар №, задекларированный по ДТ № в соответствии с установленным перечнем, должен при подаче декларации на товары № сопровождаться декларацией соответствия. Данный документ при подаче декларации на товары, отсутствовал.
На момент подачи декларации на товары законным представителем -ОРГАНИЗАЦИЯ1- генеральным директором Аласания К.П. ДД.ММ.ГГГГ в таможенный орган документ, подтверждающий соответствие декларируемой продукции требованиям технического регламента, -ОРГАНИЗАЦИЯ1- не предоставлен, сведения о нем в ДТ № не заявлены.
Декларация соответствия на товар № предоставлена после даты подачи ДТ (№ от ДД.ММ.ГГГГ) и представлена декларантом в таможенный орган спустя значительный промежуток времени после декларирования товаров - ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках производства по делу об АП № в отношении -ОРГАНИЗАЦИЯ1- ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос в -ОРГАНИЗАЦИЯ2- № о необходимости предоставления документов, подтверждающих соответствие Техническим регламентам, на декларированные товары № и №.
В соответствии с поступившим ответом -ОРГАНИЗАЦИЯ2- от ДД.ММ.ГГГГ № (входящий по реестру таможни от ДД.ММ.ГГГГ) продукция: <данные изъяты> подпадает под действие технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012г. № 59, и для нее требуется представление документов о подтверждении соответствия требованиям данного регламента (декларации о соответствии).
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям” (ТР №).
Таким образом, товар №, задекларированный по Декларации на товар № в соответствии с установленным перечнем должен при подаче декларации на товары сопровождаться декларацией соответствия.
Исходя из Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») такое обязательство должно быть представлено вместе с подачей декларации на товар, поскольку в графе 44 декларации указываются сведения о документах, на основании которых она заполнена, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31. Сведения о каждом документе указываются с новой строки с проставлением его кода в соответствии с классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, и через знак разделителя "/" - признака, подтверждающего представление либо непредставление документа при подаче декларации.
Цифра «3» - документ представлен (будет представлен) после выпуска товаров. В данном случае, если законодательством государств - членов Союза предусмотрена возможность представления отдельных документов после выпуска товаров, после проставления признака через пробел производится запись об обязательстве декларанта представить недостающие документы с указанием даты. Например: «№ ОБЯЗУЮСЬ ПРЕДСТАВИТЬ ДО ДД.ММ.ГГГГ».
На момент подачи декларации на товары № - ДД.ММ.ГГГГ в
таможенный орган документ, подтверждающий соответствие декларируемой продукции требованиям технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР №) не был предоставлен, что свидетельствует о несоблюдении запретов и ограничений, а именно - мер технического регулирования.
Правонарушение совершено генеральным директором Аласания К.П. при руководстве деятельностью -ОРГАНИЗАЦИЯ1- Статус должностного лица подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, документа, удостоверяющего личность - вид на жительство серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ.
Вина Аласания К.П. как должностного лица - генерального директора -ОРГАНИЗАЦИЯ1- состоит в том, что он имел правовую и реальную возможность обратиться в уполномоченный орган по сертификации за получением разрешительного документа - декларации соответствия и предоставить его таможенному органу при таможенном декларировании, однако не предприняло соответствующих мер для соблюдения таможенного законодательства
ДД.ММ.ГГГГ Аласания К.П. получил копию постановления.
ДД.ММ.ГГГГ жалоба Аласания К.П. поступила в Свердловский районный суд г. Перми.
В жалобе заявитель просит отменить постановление, производство по делу прекратить. Заявитель указал, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, послуживший основанием к рассмотрению данного дела, составлен неуполномоченным лицом. Так согласно п. 12 ст. 28.3 КоАП РФ, должностные лица Таможенного органа, не вправе составлять протока об административном нарушении по ч. 1 ст. 16.3. КоАП РФ. Однако, в нарушение указанных правовых норм протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом, неправомочным на его составление, а именно - уполномоченным по ОВД О АР Пермской Таможни Харитоновым Д.С. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, были составлен ДД.ММ.ГГГГ., то есть по истечению более 10 месяцев, что противоречит ст. 28.5. КоАП РФ. В деянии Аласания К.П. отсутствует состав вменённого административного правонарушения. Оспариваемым постановлением в вину должностному лицу - генеральному директору -ОРГАНИЗАЦИЯ1- Аласания К.П. вменяется «...несоблюдение установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ». Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования было вынесено ДД.ММ.ГГГГ., а постановление о назначении административного наказания по делу об административных правонарушениях № вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, указывает, что правонарушение устранено менее чем за сутки, что подтверждается направлением заявления на условный выпуск ИСХ. № от ДД.ММ.ГГГГ и отметкой таможенного органа на поданной декларации. Считает, что стоимость задекларированного товара, которая составляет -СУММА2-, несоразмерно назначенному наказанию в виде 9000 рублей. Более того, должностным лицо - генеральным директором -ОРГАНИЗАЦИЯ1- Аласания К.П., понесены необоснованные финансовые затраты, в сумме -СУММА1- предоставление сертификата соответствия по товару № согласно выставленному требованию таможенного органа. Согласно, полученного ответа -ОРГАНИЗАЦИЯ2- сертификации требуется только товар №, тогда как Требование Таможенного органа, было выставлено по двум товарам № и №. Таким образом, состав вменного правонарушения в деянии должностного лица - генерального директора -ОРГАНИЗАЦИЯ1- Аласания К.П. отсутствует, оспариваемое постановление подлежит отмене либо прекращению по основаниям малозначительности.
В судебное заседание Аласания К.П. не явился, извещен в порядке, предусмотренном ст.25.15 КоАП РФ.
Защитник Конев А.В. в суде на доводах жалобы настаивал.
Представителя административного органа Харитонов Д.С. в судебном заседании в удовлетворении жалобы просил отказать. Пояснил, что на момент подачи декларации документы отсутствовали. В жалобе заявитель ссылается, на то, что протокол составлен неуполномоченным лицом. Однако данный вывод не верный. Уполномоченным является должностное лицо таможенного органа. Дело рассмотрено в установленный законом срок. У заявителя были все возможности для получения разрешительного документа. Штраф был установлен менее минимального размера.
Представителя административного органа Власова Л.А. в судебном заседании в удовлетворении жалобы просила отказать по доводам изложенным в отзыве на жалобу.
Изучив материалы административного дела, заслушав лиц участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Из содержания примечаний к указанной статье следует, что под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных организациях.
Согласно статье 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Статьей 181 ТК ТС установлено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, включая документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии со ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных "операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом;
5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;
6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом
В соответствии с п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документов, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров Таможенного союза. При предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, товары подлежат условному выпуску в соответствии со статьей 200 ТК ТС и сохраняют статус иностранных товаров.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 59 от 20 июля 2012 года утвержден перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям” (ТР ТС 030/2012).
В соответствии со ст. 219 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» № 311-Ф3 в случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок. Такие товары запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме. Исходя из Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») такое обязательство должно быть представлено вместе с подачей ДТ, поскольку в графе 44 ДТ указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ. Сведения о каждом документе указываются с новой строки с проставлением его кода в соответствии с классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, и через знак разделителя "/" - признака, подтверждающего представление либо непредставление документа при подаче декларации на товар.
Исследованными доказательствами – протоколом об административном правонарушении № (л.д.15-22), постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-12), декларацией на товары, протоколом опроса от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением Всероссийского научно-исследовательского института сертификации № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что генеральным директором -ОРГАНИЗАЦИЯ1-- Аласания К.П. действующим на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, как должностным лицом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП России, выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза; и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
По результатам проведенного анализа имеющихся в материалах дела доказательств, установив, что при таможенном декларировании товара по декларации на товары № для его последующего выпуска в обращение -ОРГАНИЗАЦИЯ1- - не были представлены документы, подтверждающие соответствие ввозимой товар <данные изъяты>. обязательным требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки", должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что действия генерального директора -ОРГАНИЗАЦИЯ1- - Аласания К.П. были верно квалифицированы по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание назначено должностному лицу в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, послуживший основанием к рассмотрению данного дела, составлен неуполномоченным лицом, не принимаются судом, так как не основаны на законе.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Из указанных положений следует, что к лицам, наделенным правом составлять протоколы об административных правонарушениях, относятся не только должностные лица, указанные в ч. 2 ст. 23.8 КоАП РФ, рассматривающие дела об административных правонарушениях, перечисленные в п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, но и иные должностные лица таможенных органов. Согласно Перечню должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание (Приложение к приказу Федеральной таможенной службы от 02 декабря 2014 г. N 2344) к таким должностным лицам относятся также и уполномоченные по ОВД.
Довод жалобы о том, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, были составлен ДД.ММ.ГГГГ., то есть по истечению более 10 месяцев, не влекут отмену постановления.
Доводы жалобы о том, что правонарушение устранено менее чем за сутки, что подтверждается направление заявления на условный выпуск товара, а также о несоразмерности назначенного наказания тяжести правонарушения, также не влекут отмены постановления, так как правонарушение не может быть признано малозначительным как посягающее на установленный порядок общественных отношений в сфере таможенного законодательства, на права и законные интересы участников внешнеторговой деятельности.
Иные доводы в жалобе направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств и не свидетельствуют о невиновности Аласания К.П. в совершении инкриминируемого ему правонарушения.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм КоАП РФ, повлиявших на исход дела, которые влекут отмену оспариваемого постановления, не допущено.
Административное наказание Аласания К.П. назначено ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, в размере 9000 рублей. Оснований для снижения наказания не имеется.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя начальника Пермской таможни по правоохранительной деятельности ФИО1 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя начальника Пермской таможни по правоохранительной деятельности ФИО1 в отношении Аласания К. П. оставить без изменения, жалобу представителя Аласания К. П. – Конева А. В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в срок 10 дней со дня получения его копии в Пермский краевой суд.
Судья Т.В. Анищенко