Решение по делу № 2-811/2019 от 20.09.2019

Дело № 2-811/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Курчатов Курской области              08 ноября 2019 года

Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Халиной М.Л.,        

с участием ст.помощника Курчатовского межрайонного прокурора Клюевой Л.Б.,         представителя ответчика - МБОУ «СОШ №6» г. Курчатова Курской области в лице и.о. директора Ковалевой Л.Ф.,

представителя ответчика – Комитета образования г. Курчатова Курской области Сахаровой М.В.,

при секретаре Полхове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курчатовского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова Курской области, администрации г. Курчатова Курской области, Комитету образования г. Курчатова Курской области об обязании обеспечить охраной объекты (территории) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова Курской области сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны,

УСТАНОВИЛ:

Курчатовский межрайонный прокурор Курской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №6» города Курчатова Курской области (далее - МБОУ «СОШ №6»), Администрации г.Курчатова Курской области, Комитету образования г. Курчатова о возложении обязанности обеспечить образовательное учреждение охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование иска, что Курчатовской межрайонной прокуратурой 19.09.2019г. проведена проверка МБОУ «СОШ №6» требований законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья учащихся, обеспечение антитеррористической защищенности, по результатам которой в деятельности образовательной организации выявлены существенные нарушения в названной сфере, а именно - необеспечение охраны МБОУ «СОШ №6» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

    В судебном заседании помощник Курчатовского межрайонного прокурора исковое заявление (с учетом уточнения) поддержал по изложенным в нем основаниям и просил его удовлетворить.

    Представитель ответчика – МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова Курской области в судебном заседании исковые требования (с учетом уточнения) не признала, пояснив, что вопросы финансирования относятся к ведению Комитета образования Курской области.

Представитель ответчика - Администрации г.Курчатова Курской области в судебном заседании исковые требования (с учетом уточнения) признал, пояснив, что в текущем финансовом году администрация г.Курчатова Курской области не располагает денежными средствами на обеспечение охраны МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова Курской области сотрудниками специализированной охраны, но гарантирует учесть эти расходы при формировании бюджета на следующий финансовый год.

Представитель соответчика - Комитета образования Курской области, привлеченного к участию в деле определением Курчатовского городского суда Курской области от 08.10.2019г., в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что вопрос финансирования относится к ведению Управления финансов г.Курчатова Курской области.

Представитель третьего лица – Управления финансов г.Курчатова Курской области, привлеченного к участию в деле определением Курчатовского городского суда Курской области от 16.10.2019г., в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. ст.38 и 41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства и каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

Согласно ч.ч.3, 6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений.

Согласно п.6 ст.3 Федерального закона -Ф3 «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с ч.3.1 ст.5 Федерального закона -Ф3«О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона -Ф3«О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности различных категорий объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017г. утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

В силу п.п. 17, 18, 19, 22 Требований антитеррористическая защищенность объектов образования обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на: воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявление потенциальных нарушителей установленных пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях). Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации, обеспечения и неукоснительного соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; их охраны путем привлечения сотрудников охранных организаций.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ФИО2» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В силу п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017г. утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.

Согласно п.18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В соответствии с п.п. «а» п.23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются, в том числе мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что частная охранная деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о лицензировании, лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.                    Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон ), а также перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг установлен Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011г. «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее - Положение о лицензировании).

В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В судебном заседании установлено, что 19.09.2019г. Курчатовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова Курской области требований законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья учащихся, обеспечение антитеррористической защищенности.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова Курской области, расположенном по адресу: Курская область, г.Курчатов, ул. Набережная, д. 9А обучается 904 учащихся и работает 90 сотрудников школы. Охрана МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова Курской области сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечена. Договор с соответствующей организацией на охрану МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова Курской области не заключен. Фактически у входа в МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова Курской области дежурят сотрудники школы - сторожа, которые ведут журнал посещения. Указанные обстоятельства подтверждены соответствующим актом проверки исполнения федерального законодательства от 19.09.2019г. и не оспариваются объяснением и.о. директора образовательного учреждения от 19.09.2019г.

На основании п.п. «б» п. 12 Требований с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения здание МБОУ «СОШ №6» относятся к объектам (территории) второй категории опасности, что также подтверждается паспортом безопасности МБОУ «СОШ №6», утвержденным директором МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова Курской области 29.12.2017г., со сроком действия до 28.12.2022г.

Согласно Устава МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова Курской области и Выписки из ЕГРЮЛ учредителем и собственником МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова Курской области является муниципальное образование «Город Курчатов». От имени муниципального образовании функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет образования г. Курчатова (п.1.11).

Учреждение является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Курчатов» (п.1.11). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении имуществом. (п.1.8).

В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиками, что обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов в образовательной организации сторожами не соответствует требованиям лицензионного законодательства, поскольку образовательная организация и ее сотрудники не имеют лицензии на осуществление охранной деятельности.

Таким образом, охрана образовательного учреждения не соответствует предъявляемым требованиям.

Необеспечение охраны МБОУ «СОШ » сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, их родителей, работников организации, то есть неопределенного круга лиц, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.

На момент вынесения настоящего решения необходимое финансирование не предусмотрено, но факт отсутствия финансирования для обеспечения охраны образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не является основанием для освобождения ответчика МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова Курской области от выполнения возложенных обязанностей в данной части.

В соответствии с п.п.2.5 п.2 Положения «О комитете образования Курской области», утвержденного постановлением Администрации г.Курчатова № 1596 от 02.11.2016г. задачей комитета образования является организация работы по финансово-экономическому и материально-техническому обеспечению сферы образования на территории г.Курчатова Курской области.

С учетом изложенного требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В тоже время, поскольку главным распорядителем денежных средств, направляемых на функционирование образовательных учреждений, является Комитет образования г.Курчатова Курской области, то обязанность по обеспечению охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова Курской области, расположенном по адресу: Курская область, г.Курчатов, ул. Набережная, д.9А, помимо самого МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова Курской области, следует возложить на комитет образования г.Курчатова Курской области.

Определяя срок, в течение которого указанные требования должны быть выполнены, суд принимает во внимание, что на эти цели, требуется дополнительное финансирование, а поэтому приходит к выводу об установлении срока исполнения требования в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:


Исковые требования Курчатовского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова Курской области, администрации г. Курчатова Курской области, Комитету образования г. Курчатова Курской области об обязании обеспечить охраной объекты (территории) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова Курской области сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны - удовлетворить.


Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» города Курчатова Курской области и Комитет образования г.Курчатова Курской области обеспечить охраной объекты (территории) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова Курской области сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Исполнение решения суда обеспечить в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суда Курчатовскому межрайонному прокурору и суду в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Халина М.Л.

2-811/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Курчатовский межрайонный прокурор
Клюева Людмила Борисовна
Ответчики
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6"
Комитет образования г.Курчатова
Администрация г.Курчатова
Другие
Кимлик Людмила Францевна
Управление финансов г.Курчатова
Ковалева Людмила Федоровна
Гридина Елена Алексеевна
Сахаровой Марина Владимировна
Суд
Курчатовский городской суд Курской области
Судья
Халина Марина Леонидовна
Дело на странице суда
kurchatovsky.krs.sudrf.ru
20.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2019Передача материалов судье
24.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2019Судебное заседание
04.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
14.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.02.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.02.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
10.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее