Дело № 33а-6299/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 19 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой С.Г.,
судей Григорьевой Н.М., Рябинина К.В.,
при секретаре Голушко П.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № по апелляционной жалобе административного истца Барановой Ольги Сергеевны на решение Волховского городского суда Ленинградской области 27 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Барановой О.С. к конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения и обязании совершить действие.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., пояснения представителя административного истца Барановой О.С. – Матвеевой А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика совета депутатов - Хованской Е.В., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
установила:
Баранова О.С. обратилась в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (далее по тексту - Конкурсная комиссия) и Совету депутатов муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (далее по тексту - Совет депутатов), указав, что решением Совета депутатов от 24.09.2019 № объявлен конкурс на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области. Баранова О.С. обратилась в Конкурсную комиссию с заявлением о намерении участвовать в конкурсе на замещение должности главы администрации и была признана претендентом на замещение должности главы администрации, что подтверждается уведомлением от 25.10.2019 №. ФИО1 Конкурсной комиссии от 29.10.2019 победителем конкурса с присвоением статуса кандидата на замещение должности главы администрации признана Столярова Ю.В. Решением Совета депутатов от 30.10.2019 № Столярова Ю.В. назначена на должность главы администрации. Административный истец полагает, что решение Конкурсной комиссии от 29.10.2019 и решение Совета депутатов от 30.10.2019 г. № являются незаконными в связи со следующим.
Решение о представлении в Совет депутатов только одного кандидата на замещение должности незаконно, потому что из ч. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ, ч. 6 ст. 37 закона № 131-ФЗ, ч. 3 ст. 17 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ч. 1 ст. 4 Областного закона № 1-оз, ч.ч. 1,2 ст. 16 ФЗ № 25-ФЗ в их совокупности и взаимосвязи следует, что количество кандидатов на должность главы администрации не может быть ограничено. В нарушение указанных требований пунктом 5.8 Положения установлено, что «по итогам конкурса конкурсная комиссия принимает решение о признании одного претендента выигравшим конкурс и получившим статус кандидата на замещение должности главы администрации». На основании п. 5.8 Положения конкурсной комиссией в Совет депутатов для назначения на должность главы администрации был представлен только один кандидат – Столярова Ю.В. Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12.05.2020 № пункт 5.8 Положения признан недействующим по мотивам противоречия вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Таким образом, конкурс на замещение должности главы администрации проведен с нарушением действующего федерального и регионального законодательства, поскольку конкурсные процедуры (а именно представление кандидатов в Совет депутатов) осуществлялись на основании противоречащего закону Положения. Совет депутатов был лишен возможности рассмотреть всех кандидатов на замещение должности, соответствующих квалификационным требованиям, в том числе кандидатуру административного истца. Вышеизложенное свидетельствует о незаконности принятого конкурсной комиссией решения от 29.10.2019 о представлении в Совет депутатов кандидата Столяровой Ю.В. на замещение должности главы администрации. При таких обстоятельствах решение Совета депутатов от 30.10.2019 № 12, основанное на незаконном решении конкурсной комиссии, также является незаконным. Совет депутатов не рассмотрел в предусмотренном законом порядке всех кандидатов на замещение должности, соответствующих квалификационным требованиям, в том числе кандидатуру административного истца.
Руководствуясь вышеуказанным, административный истец просит:
- признать незаконными решение Конкурсной комиссии от 29.10.2019, решение Совета депутатов от 30.10.2019 № «О назначении на должность главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
- в целях устранения нарушения прав и законных интересов Барановой О.С. обязать Совет депутатов прекратить полномочия и расторгнуть контракт с главой администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, принять решение об объявлении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
Определением суда от 30.07.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава администрации Волховского муниципального района Брицун А.В., и председатель конкурсной комиссии Белицкий А.М. (т.1 л.д. 200).
В судебное заседание первой инстанции административный истец Баранова О.С. не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом посредством телефонограммы, ходатайств об отложении дела не заявляла, направила своего представителя Матвееву А.Н., которая заявленные требования поддержала в полном объеме, указав, что Баранова О.С. не оспаривает то, что она была осведомлена о решении Конкурсной комиссии, но она до вынесения Апелляционного определения Второго апелляционного суда не знала, что это решение нарушает её права.
Представители административных ответчиков - председатель Конкурсной комиссии, председатель Совета депутатов муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Белицкий А.М. (участвующий в деле также в качестве заинтересованного лица) и адвокат Хованская Е.В. против удовлетворения административных исковых требований возражали, просили в иске отказать, указав, что Барановой О.С. пропущен трехмесячный срок на обращение в суд, поскольку о результатах конкурса Баранова О.С. узнала в день проведения конкурса – 29.10 2019, в течение трех дней с момента принятия решения о назначении главы администрации, то есть 01.11.2019, Барановой О.С. посредством почтовой связи было направлено уведомление о результатах конкурса, что подтверждается представленными суду документами. Также административные ответчики указали, что имеются основания для отказа в удовлетворении исковых требований по существу, поскольку конкурс был проведен в соответствии с действующими на том момент нормативно-правовыми актами, пункт 5.8 Положения был признан недействующим только с 12.05.2020.
Заинтересованное лицо Столярова Ю.В. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, полагая, что оспариваемые Барановой О.С. решения были приняты в соответствии с действующим законодательством и в пределах компетенции Конкурсной комиссии и Совета депутатов Сясьстройского городского поселения. Волховского муниципального района Ленинградской области, также указала, что результаты конкурса ей и еще двум конкурсантам были объявлены сразу после окончания конкурса.
В судебном заседании была допрошена в качестве свидетеля начальник отдела по развитию бизнеса, агропромышленному комплексу и природным ресурсам Администрации Волховского муниципального района Марьяничева Ю.Е., из показаний которой судом установлено, что она являлась членом Конкурсной комиссии, после проведения с каждым конкурсантом конкурсного отбора, Конкурсная комиссия подсчитала все баллы, всех троих конкурсантов пригласили и объявили им результаты конкурса.
Заинтересованное лицо - глава администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Брицун А.В., извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области 27.08.2020 в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме, в том числе и в связи с пропуском срока (т. 2 л.д. 19-30).
В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить, в связи с нарушением норм материального и процессуального права (т.2 л.д. 40-43).
В судебное заседание апелляционной инстанции административный истец, административный ответчик Конкурсная комиссия и заинтересованное лицо, будучи надлежащим образом уведомленными не явились.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 150, 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив материалы административного дела, проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
В соответствии с нормами ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования (ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Из п. 3 ст. 4 Областного закона Ленинградской области от 11.02.2015 N 1-оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" следует, что по результатам проведенного конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования конкурсная комиссия представляет совету депутатов муниципального образования кандидатов на указанную должность, количество которых определяется муниципальным правовым актом.
Решение о назначении кандидата на должность главы администрации муниципального образования (отклонении кандидатуры, предложенной конкурсной комиссией) принимает совет депутатов муниципального образования (п. 5 ст. 4).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24.09.2019 решением Совета депутатов № был объявлен конкурс на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, дата проведения конкурса – 29.10.2019 (т. 1 л.д. 42-43).
Согласно протоколу № 1 заседания Конкурсной комиссии от 29.10.2019 Конкурсной комиссией (в числе прочего) рассматривались документы по каждому из претендентов; сведения, указанные в документах претендентов, исследовались и оценивались членами Конкурсной комиссии на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к должности главы, по итогам рассмотрения представленных документов был утвержден список претендентов, прошедших предварительную квалификацию и допущенных ко второму этапа конкурса на замещение должности главы администрации. В данный список вошли три претендента: Столярова Ю.В., ФИО9, Баранова О.С. Также Конкурсной комиссией был утвержден перечень обязательных вопросов для претендентов второго этапа конкурса (т. 1 л.д. 139-149)
Согласно протоколу № 2 заседания Конкурсной комиссии от 29.10.2019 членами Конкурсной комиссии были проведены индивидуальные собеседования с каждым из претендентов: Столяровой Ю.В., ФИО9, Барановой О.С. (т. 2 л.д. 99-102)
Из именных оценочных листов и сводного оценочного листа, являющихся приложением к протоколу № заседания Конкурсной комиссии от 29.10.2019 следует, что после подсчета баллов, набранных претендентами по итогам индивидуального собеседования, Конкурсной комиссией было установлено, что претендент Столярова Ю.В. набрала 120 баллов, претендент ФИО9 - 94 балла, претендент Баранова О.С. - 86 баллов (т.2 л.д. 103-118)
Поскольку претендент ФИО12 набрала наибольшее количество баллов, она была признана Конкурсной комиссией выигравшей конкурс и рекомендована Совету депутатов в качестве кандидата для назначения на должность главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, при этом решение принято большинством голосов (5 - «за», 0 – «против», 0 –« воздержались») (т.1 л.д. 102).
Решением Совета Депутатов от 30.10.2019 № на должность Главы администрации по результатам конкурса назначена Столярова Ю.В. (т.1 л.д. 226).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Конкурсная комиссия, в рамках своих полномочий, осуществила отбор кандидатов из всех претендентов, учитывая их профессиональные и деловые качества и представила на рассмотрение представительного органа муниципального образования именно тех кандидатов, уровень знаний и умений которых наиболее соответствуют должности главы администрации муниципального образования, при этом правом на вынесение решений, обязательных для исполнения органами местного самоуправления, не наделена.
Судебная коллегия полагает выводы суда обоснованными и правомерными.
Довод жалобы о том, что при принятии оспариваемого решения совет депутатов был лишен возможности рассмотреть кандидатуры остальных кандидатов (административного истца и ФИО9), судебная коллегия полагает не состоятельным, поскольку согласно п. 5.11 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования «Сясьтройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов № от 24.09.2014 (ред. от 17.10.2019), решение конкурсной комиссии вместе с протоколом заседания конкурсной комиссии с приложениями, предоставляется в Совет депутатов (т.1 л.д. 30).
Довод жалобы о том, что судом неправильно истолкована норма закона о преюдициальности вступившего в законную силу судебного акта, судебная коллегия полагает основанным на неверном толковании норм закона.
Как следует из апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12.05.2020, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признал его не действующим с даты вынесения апелляционного определения.
Таким образом, пункт 5.8 Положения признан недействующим, только с 12.05.2020 и на момент принятия решения советом депутатов был действующим.
Доводы жалобы о необоснованности применения последствий пропуска срока, основанием для отмены оспариваемого судебного акта не является.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 27 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Барановой Ольги Сергеевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
(Судья Назарова Е.А.)