79RS0002-01-2019-007491-37
Дело 2-487/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2020 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Сладковой Е.Г.,
с участием представителя истца Прохоровой А.В.,
ответчика Халус Л.А.,
представителя ответчика Николаевой Л.Н.,
при секретаре Матюшенко С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску Управления здравоохранения правительства <адрес> к Халус Людмиле Александровне о возмещении ущерба, -
У с т а н о в и л:
Управления здравоохранения правительства ЕАО обратилось в суд с иском к Халус Л.А. о возмещении ущерба. Свои требования мотивировало тем, что в управление здравоохранения правительства ЕАО 23.01.2019 обратилась Халус Л.А., врач-терапевт-участковый ОГБУЗ «Областная больница» с заявлением о предоставлении ей единовременной выплаты в размере 300 000 рублей 00 копеек. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Еврейской автономной области от 30.10.2013 № 390-03 «О мерах по привлечению медицинских работников для работы в областных учреждениях здравоохранения и их закреплению» врачам, принятым на работу в областные учреждения здравоохранения, находящиеся в г. Биробиджане, предоставляется меры поддержки - единовременная выплата в размере 300 000 рублей. Постановлением правительства Еврейской автономной области от 22.04.2014 № 203-пп утвержден Порядок предоставления единовременной выплаты врачам, принятым на работу в областные учреждения здравоохранения. Согласно принятому решению, оформленному в виде приказа управления здравоохранения правительства ЕАО от 31.03.2019 №, Халус Л.А. была предоставлена единовременная выплата в размере 300 000 рублей. В соответствии с частью 6 статьи 1 закона Еврейской автономной области от 30.10.2013 № 390-03 «О мерах по привлечению медицинских работников для работы в областных учреждениях здравоохранения и их закреплению» меры поддержки предоставляются при условии включения в трудовой договор, заключенный с врачом, положения о сроке обязательной отработки. Подпунктом «2.1.» пункта 2 дополнительного соглашения от 23.01.2019 № 29 к трудовому договору от 04.12.2018 № 289, заключенному между ОГБУЗ «Областная больница» и Халус Л. А., предусмотрено, что работник, в частности Халус Л.А., обязана отработать у работодателя не менее пяти лет, на основании части 6 статьи 1 закона ЕАО от 30.10.2013 № 390-03 «О мерах по привлечению медицинских работников для работы в областных учреждениях здравоохранения и их закреплению». Работник обязан в течении одного месяца со дня увольнения вернуть денежные средства, полученные в качестве единовременной выплат, в областной бюджет, на основании п.8 Порядка предоставления единовременной выплаты врачам, принятым на работу в областные учреждения здравоохранения, утвержденного постановлением правительства ЕАО. На основании платежного поручения от 30.05.2019 за № управлением здравоохранения правительства ЕАО Халус Л.А. предоставлена единовременная выплата в размере 300 000 рублей в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет указанный в заявлении Халус Л.А. от 23.01.2019. Халус Л.А. отработала в ОГБУЗ «Областная больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом ОГБУЗ «Областная больница» от 03.09.2019 за №-лс с Халус Л.А. расторгнут 12.09.2019 трудовой договор по инициативе работника. В связи с тем, что Халус Л.А. не отработала срок, указанный в трудовом договоре она обязана вернуть в областной бюджет всю сумму полученной единовременной выплаты на основании части 7 статьи 1 Закона ЕАО от 30.10.2013 № 390-03 «О мерах по привлечению медицинских работников для работы в областных учреждениях здравоохранения и их закреплению». В связи с чем, Халус Л.А. управлением здравоохранения правительства ЕАО 27.09.2019 за исх. № было направлено уведомление о необходимости возврата средств и банковские реквизиты для перечисления. До настоящего времени Халус Л.А. не возвратила в бюджет ЕАО денежные средства. Таким образом, Халус Л.А., не возвратившая сумму, нарушила условия получения единовременной выплаты. При указанных обстоятельствах сумма в размере 300 000 рублей подлежит взысканию с Халус Л.А. в пользу управления здравоохранения правительства ЕАО. Просит суд взыскать с Халус Людмилы Александровны в пользу управления здравоохранения правительства ЕАО 300 000 рублей 00 копеек.
Представитель истца Прохорова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования и доводы иска поддержала.
Ответчик Халус Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что при трудоустройстве в поликлинику ей было разъяснено, что у нее имеется право на получение единовременного пособия. Она была трудоустроена в данную поликлинику, но условия труда ее не устраивали. Впоследствии она была приглашена на работу в ОГБУЗ «Онкологический диспансер» на должность терапевта. Она знала, что ей необходимо было отработать 4 года, но думала, что она из одного учреждения перешла в другое. Она была уверена, что возвращать данную сумму ей не придется.
Представитель ответчика Николаева Л.Н. в судебном заседании исковые требование не признала, суду пояснила, что закон предусматривает возможность врача не возвращать выплаченную ему единовременную выплату при переходе из одного областного учреждения здравоохранения в другое. Ответчик на основании приглашения ОГБУЗ «Онкологический диспансер» устроилась врачом-терапевтом с 13.09.2019 и в заключенном ею трудовом договоре имеется подпункт м пункта 10, предусматривающий обязанность ответчика в соответствии с законом ЕАО от 30.10.2013 № 390-ОЗ отработать 4 года и 4 месяца, а в случае досрочного увольнения возвратить сумму полученной единовременной выплаты.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона ЕАО от 30.10.2013 № 390-ОЗ «О мерах по привлечению медицинских работников для работы в областных учреждениях здравоохранения и их закреплению» врачам, принятым на работу в областные учреждения здравоохранения, находящиеся в г. Биробиджане, имеющие первую квалификационную категорию предоставляется мера поддержки в виде единовременной выплаты в размере 300 000 рублей.
Частью 6 статьи 1 данного закона предусмотрено, что меры поддержки предоставляются при условии включения в трудовой договор, заключенный с врачом, положения о сроке обязательной отработки: для всех врачей, перечисленных в настоящей статье, поступивших на работу в областные учреждения здравоохранения, за исключением молодых специалистов, поступивших на работу в областные учреждения здравоохранения, находящиеся в сельской местности, - не менее пяти лет; для иных лиц - не менее трех лет.
Лица, не отработавшие срок, указанный в части 6 настоящей статьи, при расторжении трудового договора обязаны вернуть всю сумму полученной единовременной выплаты, за исключением случая, установленного частью 8 настоящей статьи (часть 7 статьи 1 Закона ЕАО от 30.10.2013 № 390-ОЗ).
Частью 8 статьи 1 Закона ЕАО от 30.10.2013 № 390-ОЗ предусмотрено, что в случае приглашения на работу областным учреждением здравоохранения врача, отработавшего не менее двух третей срока, указанного в части 6 настоящей статьи, в другом областном учреждении здравоохранения, по решению органа исполнительной власти области, уполномоченного правительством области, врач вправе не возвращать выплаченную единовременную выплату при расторжении трудового договора при условии включения в заключаемый трудовой договор обязательства отработать срок, равный или превышающий срок, который не отработан по прежнему трудовому договору.
В судебном заседании установлено, что Халус Л.А. на основании трудового договора от 04.12.2018 принята на работу врачом-терапевтом участковый в ОГБУЗ «Областная больница» с 11.12.2018 (приказ о приеме на работу от 04.12.2018 №).
23.01.2019 между ОГБУЗ «Областная больница» и Халус Л.А. было заключено соглашение об изменении трудового договора, согласно которого пункт 2 раздела 2 трудового договора № от 04.12.2018 изложен в новой редакции.
Согласно пункт 2 раздела 11 трудового договора № от 04.12.2018 ( с изменениями от 23.01.2019), работник обязан отработать у работодателя не мене пяти лет на основании п. 6 ч. 1 ст. 1 закона ЕАО от 30.10.2013 № 390-ОЗ «О мерах по привлечению медицинских работников для работы в областных медицинских учреждениях здравоохранения и их закреплению». Работник обязан в течение одного месяца со дня увольнения вернуть денежные средства, полученные в качестве единовременной выплаты, в областной бюджет, на основании п. 8 Порядка представления единовременной выплаты врачам, принятым на работу в областные учреждения здравоохранения, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 22.04.2014 № 203-пп.
23.01.2019 Халус Л.А. обратилась в Управление здравоохранения правительства ЕАО с заявлением о предоставлении единовременной выплаты на основании Закона ЕАО от 30.10.2013 № 390-ОЗ, как медработнику, привлеченному для работы в областном учреждении здравоохранения.
На основании приказа Управления здравоохранения правительства ЕАО от 31.01.2019 №, Хамус Л.А. произведена единовременная компенсационная выплата в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 30.05.2019 №.
12.09.2019 трудовой договор с Халус Л.А. расторгнут на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию), о чем свидетельствует приказ от 03.09.2019 №.
27.09.2019 истец направил в адрес ответчицы уведомление о возврате единовременной выплаты в связи с невыполнением части 6 статьи 1 закона ЕАО от 30.10.2013 №-ОЗ.
В судебном заседании установлено, что 03.09.2019 главный врач ОГБУЗ «Онкологический диспансер» направила Халус Л.А. приглашение на работу в должности врача- терапевта, в последующем- врача – онколога, после прохождения профессиональной переподготовки по специальности «Онкология».
13.09.2019 между ответчицей и ОГБУЗ «Онкологический диспансер» заключен трудовой договор, в соответствии с которым Халус Л.А. принята на должность врача-терапевта на 1 ставку.
В указанном трудовом договоре (подпункт «м» раздела 10) указано, что работник обязан в соответствии с законом ЕАО от 30.10.2013 № 390-ОЗ должен отработать в учреждении не менее 04 года 04 месяца, в случае увольнения по собственному желанию или за виновные действия до истечения срока, установленного вышеуказанным законом, обязуется вернуть всю сумму полученной единовременной выплаты путем перечисления ее в областной бюджет.
На основании приказа от 09.01.2020 ответчик Халус Л.А. переведена на новое место работы – поликлиническое отделение ОГБУЗ «Онкологический диспансер» на должность врача-онколога на 1 ставку.
В этот же день с ответчиком было подписано дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором имеется условия о том, что работник соответствии с законом ЕАО от 30.10.2013 № 390-ОЗ должен отработать в учреждении не менее 04 года 04 месяця, в случае увольнения по собственному желанию или за виновные действия до истечения срока, установленного вышеуказанным законом, обязуется вернуть всю сумму полученной единовременной выплаты путем перечисления ее в областной бюджет.
29.01.2020 Халус Л.А. обратилась в управление здравоохранения правительства ЕАО с заявлением, в котором просила не взыскивать с нее (сохранить) единовременную выплату, указав, что 13.09.2019 она устроилась по трудовому договору в ОГБУЗ «Онкологический диспансер», в котором предусмотрен пункт о том, что она обязана отработать не менее пяти лет.
Письмом от 11.02.2020 Халус Л.А. отказано в сохранении за ней единовременной выплаты в размере 300 000 рублей, поскольку отработанный срок составляет 9 месяцев.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" поставлены задачи и определены меры в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни.
В частности, подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 на Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
В рамках реализации подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 15 апреля 2013 г. N 614-р, которым утвержден комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года, в числе которых предусмотрены мероприятия по разработке и утверждению руководителями высших исполнительных органов государственной власти Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также разработку дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из направлений государственной политики в сфере здравоохранения является обеспечение системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, работающих в сельской местности, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медицинских работников. Названная цель реализуется, в том числе путем предоставления медицинским работникам различных мер социальной поддержки, определяемых как законодательными актами Российской Федерации, так и законодательными актами субъектов Российской Федерации. В частности, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации – Еврейской автономной области - предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты врачам, прибывшим на работу в областные медицинские организации.
Одним из условий предоставления названных выплат в Еврейской автономной области является включение в трудовой договор, заключенный с врачом, положения о сроке обязательной отработки в областной медицинской организации не менее 3 лет с момента заключения трудового договора. Предусмотрены последствия невыполнения врачом этого условия, а именно обязанность возвратить уполномоченному органу, в данном случае в бюджет Еврейской автономной области, полученные социальные выплаты (единовременную денежную выплату), за исключением случаев приглашения на работу областным учреждением здравоохранения врача, отработавшего не менее двух третей срока, указанного в части 6 настоящей статьи, в другом областном учреждении здравоохранения, по решению органа исполнительной власти области, уполномоченного правительством области, врач вправе не возвращать выплаченную единовременную выплату при расторжении трудового договора при условии включения в заключаемый трудовой договор обязательства отработать срок, равный или превышающий срок, который не отработан по прежнему трудовому договору.
Суд принимая во внимание целевое назначение единовременного пособия на обустройство - стимулировать медицинских работников к заключению трудовых договоров по наиболее востребованным специальностям с государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения ЕАО, а также то обстоятельство, что Халус Л.А. уволилась из одного государственного учреждения здравоохранения ЕАО и была принята на такую же должность (врача- терапевта) в другое государственное учреждение здравоохранения ЕАО, где работает по настоящее время, приходит к выводу об исполнении ответчика предусмотренного Порядком предоставления единовременной выплаты врачам, принятым на работу в областные учреждения здравоохранения, необходимого для получения такой выплаты.
Также, суд учитывая, что ответчица Халус Л.А. 12.09.2019 уволенная с ОГБУЗ «Областная больница», 13.09.2019 заключила трудовой договор с ОГБУЗ «Онкологических диспансер», и принята на должность врача, в дополнительном соглашении к трудовому договору приняла на себя обязательство отработать в указанном учреждении, а именно в учреждении здравоохранения Еврейской автономной области, не менее 4 лет и 4 месяца, и с учётом целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, на обеспечение системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, работающих в сельской местности, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медицинских работников путем предоставления им различных социальных выплат, само по себе досрочное расторжение трудового договора, в том числе по инициативе медицинского работника - получателя социальных выплат в форме единовременной денежной выплаты, без учета конкретных обстоятельств, не может служить безусловным основанием для истребования у него этих выплат.
С учетом вышеизложенного, исходя из приведенных норм закона, а также учитывая, что ответчик отработала в ОГБУЗ «Областная больница» менее двух третей срока (с 11.12.2018 по 12.09.2019) и в настоящее время (с 13.09.2019) ответчик вновь осуществляет трудовую деятельность в учреждение здравоохранения Еврейской автономной области, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворении исковых требования о взыскания с ответчицы Халус Л.А. единовременной выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд, -
Р е ш и л:
Исковые требования Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области к Халус Людмиле Александровне о возмещении ущерба, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд ЕАО со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Сладкова Е.Г.