Судья Гвоздевская А.А. УИД 38RS0023-01-2023-001773-95
Судья-докладчик Васильева И.Л. № 33-4880/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2024 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Герман М.А.,
судей Васильевой И.Л., Коваленко В.В.,
при секретаре Копыловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-17/2024 по исковому заявлению Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах Птуха В.Н., к администрации Тулунского муниципального района о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет
по апелляционному представлению Тулунского межрайонного прокурора - Бузиковой Т.В.,
апелляционной жалобе истца Птуха В.Н.
на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 11 января 2024 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование заявленных требований прокурором указано, что распоряжением администрации Тулунского муниципального района от 15 сентября 2014 г. № 559-рг Птуха В.Н., замещавшей должность муниципальной службы председателя Контрольно-счетной палаты МО «Тулунский район», с 3 сентября 2014 г. установлена пенсия за выслугу лет в размере 10 553,87 руб. Стаж муниципальной службы Птуха В.Н. на момент назначения пенсии составил 47 лет. Сумма должностного оклада и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин на дату увольнения, учитываемые при назначении пенсии за выслугу лет, составляла 9 721,20 руб. Прожиточный минимум, установленный в целом по Иркутской области в расчете на душу населения, за 2 квартал 2014 г. составлял 8 342 руб.
Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 69-рг от 25 марта 2016 г. «О перерасчете размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» Птухе В.Н. с 1 февраля 2016 г. установлена пенсия по выслуге лет в размере 9 814 руб. Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 28-рг от 27 января 2022 г. «Об установлении размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» в связи с изменением величины прожиточного минимума, установленного в целом по Иркутской области, с 1 января 2022 г. Птухе В.Н. установлена пенсия за выслугу лет муниципальной службы в размере 13 413 руб. Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 459-рг от 14 июня 2022 г. «Об установлении размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» в связи с изменением величины прожиточного минимума, установленного в целом по Иркутской области, с 1 июня 2022 г. Птухе В.Н. пенсия за выслугу лет установлена в размере 14 754 руб. Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 26-рг от 18 января 2023 г. «Об установлении размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» в связи с изменением величины прожиточного минимума, установленного в целом по Иркутской области, с 1 января 2023 г. Птухе В.Н пенсия за выслугу лет установлена в размере 15 238 руб.
Решением Думы Тулунского муниципального района от 29 ноября 2022 г. № 375 в Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденное решением Думы Тулунского муниципального района от 29 марта 2016 г. № 224, внесены изменения: установлены новые должностные оклады (увеличены на 85%). Данное решение вступило в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2022 г. Однако перерасчет размера пенсии по выслуге лет Птухе В.Н. не произведен.
В адрес мэра МО «Тулунский район» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, в удовлетворении которого администрацией Тулунского муниципального района отказано.
Размер должностного оклада председателя Контрольно-счетной палаты МО «Тулунский район» определен в решении Думы Тулунского муниципального района от 26 октября 2021 г. № 274 (в редакции от 29 ноября 2022 г. № 378) «Об утверждении положения об оплате труда председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Тулунский район» и составляет 19 456 руб.
В нарушение требований действующего законодательства администрацией МО «Тулунский район» перерасчет пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости в связи с увеличением должностного оклада председателя Контрольно-счетной палаты пенсионеру Птухе В.Н. не произведен.
Прокурор просил суд обязать администрацию Тулунского муниципального района произвести Птухе В.Н. перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением администрации Тулунского муниципального района от 1 сентября 2014 г. № 134-пг «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тулунского района» в связи с принятием 29 ноября 2022 г. Думой Тулунского муниципального района решений № 375 и № 378 о повышении должностных окладов.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 11 января 2024 г. в удовлетворении требований Тулунского межрайонного прокурора отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, указав в обоснование следующее.
Считает ошибочным вывод суда о том, что индексация пенсии за выслугу лет осуществляется только в одном частном случае увеличении окладов при их индексации.
Полагает, что судом не учтены положения абз. 26 п. 16 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г., согласно которого должно быть обеспечено равенство муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии.
В апелляционном представлении Тулунский межрайонный прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление представитель третьего лица просит решение суда оставить без изменения.
До рассмотрения гражданского дела судом апелляционной инстанции в суд поступило заявление и.о. прокурора Тулунской межрайонной прокуратуры Шаныгиной О.С. об отказе от апелляционного представления.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, об отложении дела не просил.
Представитель третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия в порядке ч. 3, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Васильевой И.Л., объяснения истца Птуха В.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения участвующего прокурора Нарижняк О.Н., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327? Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со ст. 326 Гражданского процессуального кодекса РФ отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.
Обсудив заявление и.о. прокурора Тулунской межрайонной прокуратуры Шаныгиной О.С. об отказе от апелляционного представления, судебная коллегия считает возможным принять отказ от апелляционного представления на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 11 января 2024 г. и в соответствии со ст. 326 ГПК РФ прекратить апелляционное производство по апелляционному представлению, поскольку отказ от апелляционного представления поступил до вынесения судом апелляционного определения, носит добровольный характер.
Прекращение производства по апелляционному представлению не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы, если решение суда обжалуется другими лицами, в связи с чем, решение суда подлежит проверке в апелляционном порядке по апелляционной жалобе истца Птуха В.Н.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения и предполагает общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы осуществляется федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными правовыми актами.
Пунктом 2 статьи 53 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Порядок назначения, перерасчета размера, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области, установлен Законом Иркутской области от 29 декабря 2007 г. № 152-оз «О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области».
Частью 5 статьи 4 Закона № 152-оз установлено, что пенсия за выслугу лет индексируется при увеличении (индексации) размера оклада месячного денежного содержания областного гражданского служащего в соответствии с законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, урегулированы Законом Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».
Частью 3 статьи 11 Закона № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» установлен порядок расчета пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, аналогичный порядку расчета размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы, установленный статьей 3 Закона № 152-оз.
Пенсия за выслугу лет подлежит перерасчету при изменении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, изменении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и (или) повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, либо при изменении размера пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также в иных случаях в соответствии с законодательством.
Аналогичный установленному частью 5 статьи 4 Закона № 152-оз, частью 5 статьи 11 Закона № 88-оз установлен порядок индексации пенсии за выслугу лет - при увеличении (индексации) размера должностного оклада и (или) ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона № 88-оз порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет устанавливается муниципальными правовыми актами.
Пунктом 3.1 раздела 3 «Порядка назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тулунского муниципального района» установлено, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится Комитетом по экономике и оформляется распоряжением Администрации Тулунского муниципального района, в случаях:
1) изменения размера страховой части трудовой пенсии по старости, либо трудовой пенсии по инвалидности, либо пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»;
2) изменения величины прожиточного минимума, устанавливаемого в целом по области в расчете на душу населения;
3) в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1.6. раздела 1 Порядка пенсия за выслугу лет индексируется при увеличении (индексации) размера должностного оклада и (или) ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, установленных муниципальными правовыми актами Тулунского муниципального района.
Пунктом 3.3. раздела 3 Порядка установлено, что пенсия за выслугу лет индексируется при увеличении (индексации) размера оклада месячного денежного содержания муниципального служащего в соответствии с решением Думы Тулунского муниципального района о бюджете Тулунского муниципального района на соответствующий финансовый год.
Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в связи с индексацией оклада месячного денежного содержания муниципальных служащих производится один раз в год с 1 января очередного года.
Судом первой инстанции установлено, что истец со 2 сентября 2004 г. является получателем трудовой пенсии по старости.
Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 26-рг от 18 января 2023 г. «Об установлении размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» в связи с изменением величины прожиточного минимума, установленного в целом по Иркутской области, с 1 января 2023 г. Птухе В.Н. пенсия за выслугу лет установлена в размере 15 238 руб.
Решением Думы Тулунского муниципального района от 29 ноября 2022 г. № 375 в Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденное решением Думы Тулунского муниципального района от 29 марта 2016 г. № 224, внесены изменения: установлены новые должностные оклады (увеличены на 85%). Данным решением установлено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2022 г.
Из содержания Решения Думы № 375 следует, что принято решение изменить не только размеры должностных окладов муниципальных служащих в сторону увеличения, но и размеры дополнительных выплат в сторону уменьшения, кроме того, значительно уменьшен норматив формирования расходов на оплату труда и формирование фонда оплаты труда.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что принятое Думой решение от 29 ноября 2022 г., которым установлены новые должностные оклады муниципальным служащим Тулунского муниципального района не является основанием для перерасчета либо индексации пенсии за выслугу лет, гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тулунского муниципального района, поскольку исходя из имеющегося правового регулирования индексация пенсии за выслугу лет осуществляется только в случае увеличения окладов - при их индексации.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и представленных доказательствах.
С доводами апелляционной жалобы судебная коллегия согласиться не может, поскольку суд первой инстанции правильно указал, что правовая природа выплат установленных Решением Думы Тулунского муниципального района от 29 ноября 2022 г. № 375 связана не с обязанностью индексации заработной платы, а с изменением системы оплаты труда муниципальным служащим, суть которой заключалась в том, что основным критерием при определении оплаты труда стал размер должностного оклада, а не дополнительные начисления на должностной оклад.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении принципа равенства муниципальных служащих, судебная коллегия отклоняет, поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим назначается индивидуально, выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе с учетом стажа, размера должностного оклада и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин.
Таким образом, апелляционная жалоба отражает правовую позицию истца, основанную на ином толковании закона, с которой судебная коллегия не может согласиться по вышеизложенным основаниям, не указывает на обстоятельства, которые в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ могут служить основанием для отмены решения, и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять от и.о. прокурора Тулунской межрайонной прокуратуры Шаныгиной О.С. отказ от апелляционного представления на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 11 января 2024 г.
Решение Тулунского городского суда Иркутской области от 11 января 2024 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий М.А. Герман
Судьи И.Л. Васильева
В.В. Коваленко
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июня 2024 г.