Решение по делу № 2-7072/2011 от 12.08.2011

Дело № 2-7072/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Куриленко Р.В.,

при секретаре Михайловой И.В., с участием:

помощника прокурора – Борисова В.Г.,

представителя ответчика – Попова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкар

06 сентября 2011 года гражданское дело по заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов в районе одиночных гаражных боксов с правой стороны относительно автомобильной дороги ведущей от автодороги ...

В обоснование иска указано, что в нарушение санитарно-эпидемиологических норм на указанном участке местности находится несанкционированная свалка бытового и строительного мусора, что приводит к загрязнению и ухудшению состояния окружающей среды, нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор, настаивал на заявленных требованиях.

Представитель администрации с иском не согласился, указал, что прокуратурой во время проведения проверки не установлена причина образования отходов, также согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления» необходимо установить собственника сырья, который и должен нести ответственность за организацию сбора и вывоза данных отходов.

Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, привлеченное в качестве третьего лица, представило заявление, в котором считая доводы прокурора обоснованными и законными, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

ГУ РК «Территориальный фонд по природным ресурсам и охране окружающей среды Республики Коми», привлеченное в качестве третьего лица явку представителя в суд не обеспечило.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

** ** ** при комиссионном санитарно-эпидемиологическом обследовании территории г. Сыктывкар, установлено, что в районе одиночных гаражных боксов с правой стороны относительно автомобильной дороги ведущей от автодороги ... имеется несанкционированная свалка бытового и строительного мусора.

Данное обстоятельство отражено в акте обследования подписанном участниками комиссии, материалами фотосъемки и ситуационным планом.

Из представленных ФГУ «...» сведений следует, что информация о правообладателях земельного участка на коротом расположена несанкционированная свалка, отсутствует.

Указанное подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон) определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно ст. 21 Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона).

В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 126 введены в действие с 30.06.2003 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. СанПиН 3.5.2.1376-03».

В силу п. 3.4. Правил не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.

На основании Федерального закона и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 с 15.06.2003 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003.

В соответствии с п. 4.2. Правил полигоны твердых бытовых отходов, а также нестационарные склады для временного хранения отходов размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно п. 1.2 СанПин 42-128-4680-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 12).

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в т.ч. организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В ст. 13 Земельного кодекса РФ указано, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Сопоставив фактические обстоятельства дела и приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что администрация муниципалитета не выполняет возложенные на нее обязанности о санитарно-эпидемиологическом благополучии и охране окружающей среды.

Довод представителя ответчика, что прокуратурой не определена причина образования отходов и лица, их разместившие, является несостоятельным, так как установлено, что результатом формирования несанкционированной свалки явилось бездействие муниципального образования, выразившееся в игнорировании требований закона о надлежащем исполнении функции по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

При таких обстоятельствах, требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в указанный прокурором который по убеждению суда является разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов в районе одиночных гаражных боксов с правой стороны относительно автомобильной дороги ведущей от автодороги ...

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Сыктывкарский городской суд со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий

2-7072/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
06.09.2011
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее