№ 12-187/2020
УИД 24RS0027-01-2019-000889-08
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 19 июня 2020 года
Судья Центрального районного суда г. Красноярска Нарожный И.О.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника АО «КЛМ Ко» Хасанова В.О. на постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Семашко А.А. № 581-09-ПСТ/ЛН от 24.09.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО юридического лица – АО «КЛМ Ко» (ОГРН 1022400665099),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Семашко А.А. № 581-09-ПСТ/ЛН от 24.09.2019 года юридическое лицо АО «Красноярская компания по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы» (далее – АО «КЛМ Ко») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник АО «КЛМ Ко» Хасанов В.О. обратился в суд с жалобой, в которой просит заменить назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей – предупреждением, либо снизить размер административного штрафа до 100000 рублей, мотивируя тем, что согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства АО «КЛМ Ко» является средним предприятием, ранее не привлекалось к административной ответственности, невыполнение лесовосстановительных мероприятий не влечет причинения вреда и возникновение угрозы причинения вреда жизнью и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде; определением арбитражного суда Красноярского края в отношении АО «КЛМ Ко» введена процедура наблюдения, что свидетельствует о тяжелом финансовом положении юридического лица. В дополнениях к жалобе, защитник АО «КЛМ Ко» Хасанов В.О. просит отменить постановление, производство по делу прекратить, либо назначить наказание в виде предупреждения, либо снизить размер административного штрафа до 100000 рублей, мотивируя тем, что не представляется возможным выполнить объективную сторону административного правонарушения, так как согласно письму Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 14.05.2019 г. № МЛХ/2-6309 юридическое лицо в 2019 году обязано выполнить лесовосстановительные мероприятия по договору аренды от 08.10.2008 г. № 150-з: создание лесных культур 55 Га, подготовка почвы -37,3 Га, содействие естественному восстановлению леса – 273 Га, заготовка лесных семян (сосна) – 28,6 Га, в то время как в обжалуемом постановлении указано о необходимости производства искусственного лесовосстановления на площади 50,3 Га.
Защитник АО «КЛМ Ко» Хасанов В.О., представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Заслушав участников, изучив представленные материалы, доводы жалобы и отзыва на жалобу, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Лесного кодекса РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В силу ч 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч.8 ст. 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
Согласно ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя: лесное семеноводство; лесовосстановление; уход за лесами; осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
Согласно ст. 62 лесного кодекса РФ лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (ч. 1).
Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (ч.2).
Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.3).
Правила лесовосстановления, состав проекта лесовосстановления, порядок разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений (далее – Правила лесовосстановления_ утверждены Приказом Минприроды России от 25.03.2019 N 188.
В силу п. «а» п. 6 Правил лесовосстановления, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Согласно п. 3 Приложения 2 к Приказу N 188, проект лесовосстановления разрабатывается лицами, на которых в соответствии с Лесным кодексом РФ возложена обязанность по лесовосстановлению, на основании договора аренды лесного участка.
В силу п. 4 Приложения 2 к Приказу N 188, за 30 дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению лица, на которых в соответствии с Лесным кодексом РФ возложена обязанность по лесовосстановлению, направляют проект лесовосстановления в органы государственной власти и органы местного самоуправления, непосредственно на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
Из представленных материалов следует, что между агентством лесной отрасли Красноярского края в лице заместителя руководителя Рухуллаевой О.В. и обществом с ограниченной ответственностью «Кодинский деревообрабатывающий комбинат» в лице генерального директора ЗАО «КЛМ КО» управляющей компании ООО «Кодок» ФИО (далее - ООО «Кодок») заключен договор аренды лесного участка от 08.10.2008 № 150-з (далее - договор аренды), согласно которому агентство лесной отрасли Красноярского края передает ООО «Кодок» лесной участок, общей площадью 25083 га, предназначенный для заготовки древесины, расположенный: Красноярский край, Кежемский район, КГБУ «Кодинское лесничество», Чикогдинское участковое лесничество, в кварталах №№ 173 (выдел 1-5, 7-9, 16, 22-49, 51), 174 (выдел 1-8, 17-30, 32), 175 (выдел 1-9, 11, 13- 16, 18, 19, 24, 25, 27-36, 38), 176 (выдел 1-23, 33-42, 44), 177 (выдел 1-16, 19-23, 37-45, 47, 48), 178 (выдел 1-7, 9-12, 20-34, 36, 37), 179 (выдел 1-5, 13-15, 20-27, 30-34, 36), 180 (выдел 1-5, 8, 12, 13, 15-18, 22-31, 33, 34), 181 (выдел 1-9, 11-16, 18-36), 182, 183, 196-201, 219- 221; Кодинское участковое лесничество в кварталах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0275-2008-08-3327-1.
Договором от 05.08.2011 № б/н уступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка ООО «Кодок» уступает права и обязанности ЗАО «КЛМ Ко». Согласно протокола внеочередного собрания акционеров от 08.05.2015 ЗАО «КЛМ Ко» изменило форму закрытого акционерного общества на акционерное общество с сохранением налоговых реквизитов и правопреемственности.
К вышеуказанному договору аренды лесного участка разработан проект освоения лесов, который прошел государственную экспертизу, получив положительное экспертное заключение № 528, утвержденное агентством лесной отрасли Красноярского края от 09.12.2009 № 3561.
Разделом 5.3 проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка установлены необходимые к выполнению АО «КЛМ Ко» способы и виды лесовосстановительных мероприятий, объемы и сроки их осуществления.
В соответствии с письмом министерства от 25.07.2018 № МЛХ/2-10053 «О корректировке плана» способы и объемы мероприятий по воспроизводству лесов АО «КЛМ Ко» скорректированы.
С учетом корректировки АО «КЛМ Ко» обязано было в 2018 году выполнить следующие лесовосстановительные мероприятия:
- создание лесных культур - 50,3 га;
- подготовка почвы - 42,0 га, в том числе будущего года - 25,0 га;
- содействие естественному возобновлению леса - 231,0 га;
- агротехнический уход за лесными культурами - 0 га;
- дополнение лесных культур - 0 га;
- заготовка лесных семян сосны - 55,0 кг.
Согласно информации, содержащейся в служебной записке заместителя начальника отдела организации лесовосстановления ФИО2 от 25.03.2019 № сл-316 и письму ГБУ «Кодинское лесничество» от 19.09.2019 № 03-07/1113 в 2018 году АО «КЛМ Ко» не предоставило на согласование в лесничество проекты лесовосстановления и не выполнило следующие лесовосстановительные мероприятия:
- содействие естественного возобновления - 173 га;
- подготовка почвы под искусственное лесовосстановление - 37,3 га;
- искусственное лесовосстановление на площади 50,3 га;
- заготовка лесных семян - 28,6 кг.
Таким образом, юридическое лицо АО «КЛМ Ко» не предоставив в соответствии с порядком и сроками в уполномоченный орган проекты лесовосстановления на вышеуказанные виды работ по воспроизводству лесов, и не выполнив указанные лесовосстановительные мероприятия АО «КЛМ Ко» нарушило подпункт «а» пункта 6 Правил лесовосстановления, пункт 4 Приложения 2 к Приказу № 188, и тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.27 КоАП РФ.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении № 581-09-ПСТ/ЛН от 24.09.2019 года указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Вина АО «КЛМ Ко» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, при обстоятельствах, изложенных в постановлении от 24.09.2019 г., подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № 23-08-прт от 15.08.2019 г., в котором изложены обстоятельства совершения АО «КЛМ Ко» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ;
- договором аренды лесных участков от 08.10.2008 № 150-з, согласно подп. «ж» п. 13 которого арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов, за счет собственных средств;
- проектом освоения лесов к вышеуказанному договору аренды лесных участков;
- договором уступки прав аренды лесного участка от 05.08.2011 г., согласно которому по договору аренды лесного участка ООО «Кодок» уступает права и обязанности ЗАО «КЛМ Ко»;
- письмом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 25.07.2018 № МЛХ/2-10053 «О корректировке плана»;
- отчетом 1-ИЛ об использовании лесов арендованного лесного участка;
- сводным актом по воспроизводству лесов для внесения информации в государственный лесной реестр и ее изменения № 5 от 30.12.2018;
- служебной запиской заместителя начальника отдела организации лесовосстановления ФИО2 от 25.03.2019 № сл-316, с приложением;
- справкой начальника отдела организации лесовосстановления министерства лесного хозяйства Красноярского края выполнения лесовосстановительных работ за 2018 год АО «КЛМ Ко»;
- письмом ГБУ «Кодинское лесничество» от 19.09.2019 № 03-07/1113;
- сведениями ЕГРН.
Приведенные выше доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ, в своей совокупности являются достаточными для вывода о виновности АО «КЛМ Ко» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, письмом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 25.07.2018 г. № МЛХ/2-10053, равно как и письмом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 14.05.2019 г. № МЛХ/2-6309 АО «КЛМ Ко» предлагается выполнить в 2018 году и, соответственно, в 2019 году лесовосстановительные мероприятия по созданию лесных культур (искусственному лесовосстановлению) 55 Га, при этом при расчете учитывался суммарный объем за 2018 год и по недовыполеннным мероприятиям в 2017 году. Вместе с тем, Обществу обоснованно вменяется невыполнение мероприятий по искусственному лесовосстановлению в 2018 году в объеме 50, 3 Га, так как согласно письму Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 25.07.2018 г. № МЛХ/2-10053 скорректированный план по выполнению мероприятий по искусственному лесовосстановлению на 2018 год составлял 50.3 Га. 4,7 Га составлял объем недовыполненных мероприятий 2017 года, который учету при вынесении обжалуемого постановления не подлежал. При таких обстоятельствах, доводы жалобы об отмене постановления удовлетворению не подлежат.
Вопреки доводам жалобы, суд не усматривает оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в силу следующего.
Санкцией ст. 8.27 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч.3 ст. 3.4 в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем, правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного надзора (контроля), а по факту непредставления проекта лесовосстановления и невыполнения указанных лесовосстановительных мероприятий АО «КЛМ Ко», в связи с чем, основания для назначения Обществу наказания в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют, поскольку отсутствует необходимая совокупность условий, указанных в ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении АО «КЛМ Ко» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3).
Учитывая вышеперечисленные требования закона и обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, а именно наличие исключительных обстоятельств, выражающихся в том, что совершенное правонарушение не повлекло тяжких последствий, принимаемые Обществом меры по устранению нарушений требований лесного законодательства, принимая во внимание финансовое положение Общества, суд полагает возможным применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП, назначив АО «КЛМ Ко» наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, которое, по мнению суда, является справедливым и соразмерным содеянному.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Семашко А.А. № 581-09-ПСТ/ЛН от 24.09.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО юридического лица – АО «КЛМ Ко», подлежат изменению путем назначения АО «КЛМ Ко» административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Семашко А.А. № 581-09-ПСТ/ЛН от 24.09.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО юридического лица – АО «КЛМ Ко» (ОГРН 1022400665099) – изменить,
- назначить АО «КЛМ Ко» (ОГРН 1022400665099) наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
В остальной части постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Семашко А.А. № 581-09-ПСТ/ЛН от 24.09.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО юридического лица – АО «КЛМ Ко» (ОГРН 1022400665099), - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья И.О. Нарожный