Решение по делу № 2а-932/2020 от 15.01.2020

34RS0002-01-2020-000333-51

Дело №2а-932/2020

      Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2020 года                                                                                      г.Волгоград

Дзержинский районный суд города Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Серухиной А.В.

При секретаре Куроян М.А.

С участием представителя административного истца ФИО8, представителя административного ответчика администрации <адрес> Волгограда ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к администрации <адрес> Волгограда об оспаривании уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, возложении обязанностей по устранению допущенных нарушений,

                                                        У С Т А Н О В И Л

ФИО2 обратилась в суд с настоящим административным иском, в обоснование которого указано, что на основании договора аренды земельного участка -В от 18.06.2019г. она является правообладателем земельного участка площадью 575 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и <адрес>. В целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) 01.07.2019г. направила уведомление о планируемом строительстве ИЖС.

03.07.2019г. администрацией <адрес> Волгограда было выдано уведомление /СС о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительства объекта ИЖС параметров объектов ИЖС.

После окончания строительства в администрацию было направлено уведомление от 15.07.2019г. об окончании строительства объекта ИЖС. Однако уведомлением /пн от 19.07.2019г. ей было сообщено о несоответствии построенного объекта ИЖС, обязательным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, жилым домам постановлением Правительства РФ от 28.01.20106г. № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», Сводом правил СП 55.13330 2016 «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные».

Указанное уведомление было оспорено административным истцом в судебном порядке, решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-5396/2019, вступившим в законную в силу ДД.ММ.ГГГГ, уведомление /пн от 19.07.2019г. было признано незаконным, на администрацию района была возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ об окончании строительства объекта ИЖС.

12.12.2019г. администрацией <адрес> Волгограда было выдано уведомление /пн о несоответствии построенного объекта ИЖС, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и <адрес>.

Указанное решение администрации <адрес> Волгограда, оформленное в виде оспариваемого уведомления, административный истец считает незаконным, поскольку оно не содержит оснований для отказа, перечисленных в ч.20 ст.55 ГрК РФ, кроме того административный ответчик указал о несоответствии объекта ИЖС обязательным требованиям, предъявляемым к жилым домам, а именно: п.39 ст.1 ГрК РФ, ч.2 ст.156, ч.2 ст.16 ЖК РФ. Оспариваемое уведомление создает препятствия к реализации её прав на регистрацию права собственности на построенный объект ИЖС, а также по изменению правоотношений в рамках договора аренды земельного участка от 18.06.2019г. Отмечает, что указанным доводам администрации <адрес> Волгограда дана оценка в рамках рассмотрения административного дела а-5396/2019, вместе с тем, принятие административным ответчиком оспариваемого решения свидетельствует о злоупотреблении правом с его стороны, который использует свои полномочия вопреки законной цели и интересам административного истца

По указанным основаниям, просила признать незаконным уведомление от 12.12.2019г. /пн о несоответствии требованиям законодательства о градостроительной деятельности построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и <адрес>. В порядке восстановления нарушенных прав, обязать администрацию <адрес> Волгограда направить уведомление о соответствии требованиям законодательства о градостроительной деятельности построенного объекта индивидуального жилищного строительства указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и <адрес>.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО8, действующая на основании доверенности, административный иск поддержала и просила удовлетворить. Пояснила, что характеристики ИЖС, указанные в уведомлении о планируемом строительстве (площадь застройки, этажность) соответствовали сведениям, отраженным в уведомлении об окончании строительства, что было подтверждено изготовленным после окончания строительства техническим планом, декларацией об объекте недвижимости. Построенный объект ИЖС обладает признаками индивидуального жилого дома, имеет фундамент, стяжку, стены, крышу, окна, двери, в связи с чем оснований для отказа в выдаче уведомления о соответствии построенного объекта требованиям градостроительного законодательства у администрации не имелось.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> Волгограда ФИО4, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении административного иска, указывая на то, что оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно, поскольку согласно приложенных к уведомлению об окончании строительства документов и посредством проведенного визуального осмотра объекта было установлено, что он не обладает признаками индивидуального жилого дома.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу пункта 5.1 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1, пунктом 5 части 19, частью 20 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих территориях поселений.

В соответствии с частью 20 статьи 55 ГрК РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

По настоящему делу судом установлено.

На основании договора аренде земельного участка -В от 18.06.2019г., заключенного с Комитетом по управлению государственным имуществом <адрес>, ФИО2 для индивидуального жилищного строительства предоставлен в аренду сроком на 20 лет земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 575 кв.м. с кадастровым номером 34:34:030118:245, расположенный по адресу: <адрес> и <адрес>, в границах, указанных в кадастре недвижимости.

В целях осуществления строительства на принадлежащем ей земельном участке, 01.07.2019г. ФИО2 подала в администрацию <адрес> Волгограда уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, в котором указала сведения об объекте ИЖС (количестве этажей – 1, высотности – 3 м., сведения об отступах от границ земельного участка, площади застройки – 48,0 кв.м.), с приложением схемы размещения объекта на земельном участке.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было получено уведомление /сс о соответствии указанных в уведомлении параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым .

15.07.2019г. в администрацию <адрес> Волгограда от ФИО2 поступило уведомление об окончании строительства объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030118:245, расположенный по адресу: <адрес> и <адрес>. К указанному уведомлению был приложен технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленный кадастровым инженером ФИО5 с приложением декларации об объекте недвижимости.

Согласно декларации об объекте недвижимости и технического плана здания следует, что на земельном участке с кадастровым , располагается одноэтажный жилой дом, общей площадью 40,2 кв.м, что соответствует параметрам, заявленным в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленного специалистам администрации <адрес> Волгограда, следует, что на вышеуказанном земельном участке размещен объект незавершенного строительства не соответствующий требованиям, которым должен отвечать жилой дом, поскольку комиссией не установлено наличием конструктивных элементов жилого дома, а именно перегородок, полов, отопления, водопровода и т.д.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ /пп администрация <адрес> Волгограда сообщила ФИО2 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в обоснование которого указано, что на земельном участке возведенный объект капитального строительства не соответствует обязательным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, жилым домам постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», СП Сводом правил СП 55.13330 2016 «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные».

Данные решение приведено в строке 1 Уведомления, где согласно типовой формы (приложение ), утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ \пр, должны содержаться сведения о несоответствии параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанным в пункте 1 части 19 статьи 55 ГрК РФ предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом.

Не согласившись с указанным решением административного ответчика, ФИО2 обжаловала уведомление от ДД.ММ.ГГГГ /пп в судебном порядке.

Решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-5396/2019, вступившим в законную в силу ДД.ММ.ГГГГ, уведомление /пн от 19.07.2019г. было признано незаконным, на администрацию Дзержинского районного суда <адрес> была возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ об окончании строительства объекта ИЖС.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ /пп администрация <адрес> Волгограда сообщила ФИО2 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в обоснование которого указано, что на земельном участке возведенный объект капитального строительства не соответствует обязательным требованиям, предъявляемым к жилым домам, а именно, п.39 ст.1 градостроительного кодекса РФ, ч.2 ст.15, ч.1 ст.16 Жилищного кодекса РФ.

         Рассматривая законность принятого решения, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Таким образом, обязанность доказывания законности и обоснованности принятого в форме уведомления решения от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности лежит на органе местного самоуправления, принявшем такое решение.

В соответствии с п.п.5,5.1,7 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ, пп. 20 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе: разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений,

В соответствии с положениями пунктом 2.1.6 Положения об администрации <адрес> Волгограда, утвержденного решением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ , администрация <адрес> Волгограда в сфере градостроительной деятельности осуществляет полномочия органа местного самоуправления по направлению уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территории

В соответствии с п.5 ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 03.08.2018г. №340-ФЗ) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Анализ данных норм указывает, что оспариваемое в части Уведомление о несоответствии вынесено надлежащим лицом и в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий.

Как видно из Уведомления о несоответствии основанием для принятия такого решения администрацией <адрес> Волгограда явилось отсутствие в возведенном объекте капитального строительства признаков жилого дома (жилых комнат и помещений вспомогательного характера).

Согласно положений, закрепленных в ст.15 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч.2). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.3).

В силу норм, закрепленных в ч.1 ст.16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2 ст.16 ЖК РФ).

Аналогичное понятие жилого дома закреплено в п.5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. .

Понятие индивидуального жилого дома также содержалось и в ч.3 ст.48 и ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 04.08.2018г.), согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Федеральным законом от 03.08.2018г. №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 04.08.2018г., в указанные статьи Градостроительного кодекса РФ были внесены изменения, а ст.1 дополнена п.39, предусматривающим, что объект индивидуального жилищного строительства – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.4.3. Свода правил СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2011», утверждённых приказом Минрегионразвития РФ от 27.12.2010г. и введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ, дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, туалет, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения - помещение теплогенераторной. В доме должны быть предусмотрены отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение.

Таким образом, все вышепоименованные нормы права, как действовавшие на момент обращения ФИО2 с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, так и после вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018г. №340-ФЗ, квалифицирующим признаком жилого дома в качестве характерного свойства, по которому объект недвижимости приобретает статус именно жилого дома, является прежде всего наличие в нем комнат(ы). Кроме этого законодатель предусмотрел в нем и наличие помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно ч.3 ст.16 Федерального закона от 03.08.2018г. №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и направление уведомления в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.

Часть 4 ст.16 вышеуказанного Закона предусматривает, что случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, а также в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ст.8 указанного Закона, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно ст.24 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч.1).

В силу требования ч.2 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ в техническом плане указываются: 1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (ч.11 ст.24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно положений ч.14 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ, технический план здания, сооружения может содержать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета всех помещений и машино-мест в здании, сооружении. В случае, если в соответствии с проектной документацией в здании, сооружении расположены помещения вспомогательного использования, соответствующая информация включается в технический план помещения. При этом технический план здания, сооружения в обязательном порядке содержит планы всех этажей здания, сооружения, а при отсутствии у них этажности планы здания, сооружения.

В соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015г. «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (зарегистрирован в Минюсте России 02.03.2016г. ) технический план здания (многоквартирного дома) в обязательном порядке также содержит полученные в том числе по результатам кадастровых работ сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета всех расположенных в таком здании (многоквартирном доме) помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также помещений вспомогательного использования), включая сведения о местоположении в здании и площади таких помещений, а также машино-мест (п.2).

Технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ. К текстовой части относятся, в том числе, следующие разделы: 7) характеристики помещений, машино-мест в здании, сооружении (п.3).

Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что техническим планом предусмотрено наличие сведений о всех помещениях, входящих в состав жилого дома с указанием их местонахождения в здании, площади, назначения.

Из поступившего в администрацию <адрес> Волгограда технического плана от 23.10.2018г. следует, что при его подготовке использованы: выписка из ЕГРН на земельный участок, декларация, выданная ФИО2, уведомление о планируемом строительстве; план объекта недвижимости, составленный кадастровым инженером ФИО5. Из характеристик объекта недвижимости, поименованных в техническом плане, указаны следующие: вид объекта недвижимости – здание, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости, номер кадастрового квартала, в пределах которого расположен объект недвижимости, адрес объекта недвижимости - РФ <адрес> и <адрес>, назначение объекта недвижимости – жилое, количество этажей - 1, материал наружных стен здания – кирпич, год завершения строительства – 2019 год, площадь объекта недвижимости – 40.2 кв.м.

Из плана объекта недвижимости видно, что объект капитального строительства состоит из одного помещения: площадью 40,2 кв.м.. В условных обозначениях назначение помещения указано как «помещение», информация о его назначении, целевом использовании отсутствует.

Из декларации об объекте недвижимости от 08.07.2019г., представленной застройщиком ФИО2, в разделе 1 указаны следующие данные: вид объекта недвижимости – здание, назначение – жилое, год завершения строительства- 2019, материал наружных стен – кирпич.

Сравнительный анализ технического плана и разрешения, выданного на строительство, с учетом вышеприведенных норм права, определяющих понятия «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом», указывает на то, что возведенный административным истцом объект капитального строительства не содержит квалифицирующих признаков индивидуального жилого дома, поскольку не имеет в своем составе жилых комнат. Кроме этого, отсутствуют обустроенные помещения вспомогательного назначения, предназначенные для приготовления пищи (кухня), принятия водно-гигиенических процедур (ванная), коридор.

Факт отсутствия в здании жилых комнат и иных помещений вспомогательного назначения подтвердила представитель истца.

Также, Дзержинским районным судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение по делу , которым отказано в удовлетворении исковых требований администрации <адрес> Волгограда к ФИО2 о сносе самовольной постройки – здания общей площадью 40,2 к.в.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030118:245, по адресу: <адрес> и <адрес>.

В целях определения соответствия возведенного строения градостроительным нормам в рамках дела были проведены судебные пожарная экспертиза, подготовлено санитарно-эпидемиологическое заключение, получено заключение строительного эксперта.

Согласно выводам, изложенным в Экспертном заключении по пожарной безопасности объекта, выполненном ООО «Эксперт», возведенный объект имеет необходимые отступы для обеспечения пожарной безопасности владельцев построек на соседних земельных участках. Земельный участок расположен в зоне обслуживания ближайшего пожарно-спасательного подразделения на расстоянии 2,4 км.

Согласно акту обследования, составленному лабораторией Федеральной службы по надзору с сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федерального бюджетное учреждение здравоохранения «Центр Гигиены и эпидемиологии в <адрес>», на земельном участке по адресу: <адрес>, и ул. <адрес>ю 575 кв.м возведен объект капительного строительства из газосиликатных блоков площадью застройки 40,2 кв.м, высотой 3 м. Фундамент ленточный на сваях. Пол внутри помещений бетонный, стены – без внутренней отделки, кровля металлическая, работы по оборудованию потолка не завершены. Внутри объекта капитального строительства перегородки отсутствуют (свободная планировка), определить функциональное назначение помещения не представляется возможным. По представленным документам (технический паспорт) назначение помещений не указано. Прилегающая к жилому дому территория не ограждена, содержится неудовлетворительно (имеется строительный мусор). На момент обследования отопление отсутствует, нагревательные приборы не оборудованы. Водоснабжение (горячее и холодное): централизованное холодное, сантехнические приборы не установлены. Представлен документ: договор о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения д–19 от ДД.ММ.ГГГГ. Канализация централизованная, сантехнические приборы не установлены (на территории объекта имеется канализационный колодец). Представлены условия подключения объекта капитального строительства к централизованной системе водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ. Точка подключения: в существующий канализационный колодец муниципального канализационного коллектора ДУ 200 мм у жилого дома по <адрес>. Объект капитального строительства имеет два окна, одно из которых глухое, отсутствуют форточки, фрамуги, естественная вентиляция нарушена (п.4.7 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Освещение естественное через два окна в наружных ограждающих конструкциях здания. За территорией участка имеется электрический столб с прибором учета, от которого выполнен ввод в дом. На момент обследования искусственное освещение не оборудовано. На момент обследования внутри объекта капитального строительства перегородки отсутствуют (свободная планировка), функциональное назначение помещений не определено. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, отсутствуют.

Согласно санитарно-эпидемиологической судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030118:245, по адресу: <адрес> и <адрес> не соответствует требованиям санитарной и эпидемиологической безопасности.

Согласно выводов судебной строительной экспертизы, изложенных в заключении Эксперта, выполненном ФБУ Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ - объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030118:245, по адресу: <адрес> и <адрес> не обладает признаками индивидуального жилого дома, поскольку не имеет жилых комнат, помещений вспомогательного использования (передняя, кухня, санузел), не выполняются функции электроснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, что не соответствует обязательным требованиям, предъявляемым к параметрам объектов индивидуального жилищного строительства., предусмотренных п.39 ст.1 ГрК РФ, ч.2 ст. 15 и ч.2 ст.16 ЖК РФ, п.6, 14, 21 ч.2 ст.2 Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Указанное подтверждается и актом осмотра объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, составленном комиссией по вопросам соответствия (несоответствия) построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности администрации <адрес> Волгограда.

Факт отсутствия подключения объекта к электроснабжению, канализации, отоплению, газоснабжению, подтверждается и информацией, содержащейся письмах: ПАО Волгоградские межрайонные электрические сети от ДД.ММ.ГГГГ , об отсутствии разрешительной и проектной документации на сети, расположенные по <адрес> и <адрес>, земельный участок с кадастровым номером 34:34:030118:245; ООО «Концессии водоснабжения» от ДД.ММ.ГГГГ № КВ/11617-исх. О том, что проектная документация на водоснабжение и водоотведение жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030118:245 не согласовывалась; АО «Волгоградгоргаз» от ДД.ММ.ГГГГ № СА-20/10107 о том, что заявление о газификации объекта капитального строительства по <адрес> и <адрес>, земельный участок с кадастровым номером 34:34:030118:245 отсутствует; ПАО «Волгоградоблэлектро» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по указанному адресу электрические сети, принадлежащие ПАО «Волгограоблэлектро» отсутствуют.

Таким образом, собранными по делу доказательствами подтверждается, что в возведенном административным истцом строении отсутствует ванная или душевая, совмещенный санузел - вспомогательные помещения, наличие которых является обязательным для жилого дома, и без чего помещение не может быть признано пригодным для постоянного проживания граждан.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что возведенное ФИО2 на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030118:245 строение не является объектом индивидуального жилищного строительства.

Допустимые доказательства того, что спорное строение является объектом индивидуального жилищного строительства в материалах дела также отсутствуют. Представленное истцом заключение специалиста АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» Нижне-Волжский филиал ФИО6, содержащее вывод о том, что спорное здание в соответствии с нормами СП 30-102-99 и СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» является объектом индивидуального жилого строительства, не может быть принято во внимание, поскольку какое-либо обоснование данного вывода в совокупности с иными признаками объектов индивидуального жилищного строительства, кроме наличия в спорном объекте фундамента, стен, перекрытий, полов, оконных и дверных заполнений, в заключении отсутствует. Выводы данного заключения вызывают сомнение с учетом недостоверности сделанного специалистом вывода о том, что спорное строение является одноквартирным жилым домом. Кроме того наличие в здании фундамента, стен, перекрытий, полов, оконных и дверных заполнений также характерны и для других объектов капитального строительства.

Доводы представителя истца ФИО8 о том, что действующее законодательство допускает строительство одноквартирного жилого дома, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку под жилым одноквартирным домом согласно пункту 3.5 СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» понимается дом жилой одноквартирный отдельно стоящий из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающий в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании, а в силу пункта 4.5 СП 55.13330.2016 дом должен включать жилые комнаты - одну или несколько (общую комнату или гостиную, спальню), а также вспомогательные помещения: переднюю, кухню [в том числе кухню-столовую и (или) кухню-нишу], ванные комнаты и (или) душевые, туалет (уборную) или совмещенный санузел.

Таким образом, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что ответчик при анализе представленной документации и выставления Уведомления о несоответствии вышел за рамки требований п.4 ст.16 Федерального закона от 03.08.2018г. №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» судом не установлено.

         Порядок выдачи уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предусмотрен постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "выдача уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности".

В пункте 2.11. указано, что уведомление о несоответствии объекта направляется заявителю только в случае, если:

- параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в абзаце четвертом пункта 3.3 раздела 3 настоящего административного регламента предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

- внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения.

- вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве.

- размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

         Таким образом, ответчик правомерно пришел к выводу о том, что объект, построенный административным истцом, не обладает признаками индивидуального жилого дома, в связи с чем оснований для признания Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности незаконным не имеется.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации <адрес> Волгограда о признании незаконным уведомления 12.12.2019г. /пн о несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, возложении обязанностей по устранению допущенных нарушений -отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

          Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

         Судья                                                                   А.В. Серухина

2а-932/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ветохина Елена Евгеньевна
Ответчики
Администрация Дзержинского района г. Волгограда
Другие
Администрации Волгограда
Распутина Галина Юрьевна
Суд
Дзержинский районный суд г. Волгоград
Судья
Серухина Анна Викторовна
Дело на странице суда
dser.vol.sudrf.ru
15.01.2020Регистрация административного искового заявления
15.01.2020Передача материалов судье
16.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2020Судебное заседание
14.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
29.09.2020Производство по делу возобновлено
29.09.2020Судебное заседание
08.10.2020Судебное заседание
09.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее