№2-3807/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2017 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Цехановича М.К.,
при секретаре Лукиной О.В.,
с участием прокурора Мироновой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Промстройматериалы» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с требованиями об обязании ответчика совершить определенные действия. Как указывает истец, в рамках проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой с привлечением специалистов Министерства по природопользованию и экологии РК, Управления Росприроднадзора по РК установлено, что ответчиком в нарушение норм действующего законодательства на месторождениях «Самбала-1» и «Самбала-2» не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, не составлены паспорта на отходы I-IV класса опасности. Кроме того, не выполняются, профессиональное обучение руководителем, а также ответственных лиц. На основании изложенного, ссылаясь на положения ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», прокурор просит суд обязать ООО «Промстройматериалы» в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности, по результатам которой разработать в установленном законом порядке паспорта на отходы I - IV класса опасности и направить копии паспортов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, подтвердив факт получения копий паспортов указанным государственным органом; Обязать ООО «Промстройматериалы» в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести подготовку руководителя и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, а также допущенных к работе с отходами I – IV классов опасности в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвердив прохождение обучения документами о квалификации, выданными по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Ответчик и третьи лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК своих представителей в суд не направили, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства по природопользованию и экологии РК Петухова А.А., действующая на основании доверенности, иск полагала подлежащим удовлетворению, указала на наличие в действиях ответчика нарушений норм ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Принимая во внимание положения ст.ст. 167, 233-235 ГПК РФ, отсутствие уважительных причин неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие, суд приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам, с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие.
Заслушав пояснения прокурора, представителя третьего лица и исследовав письменные материалы, суд считает, что исковые требования, являясь обоснованными, подлежат удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Промстройматериалы» предоставлено право пользования недрами на основании лицензий ПТЗ 01247 ТР и ПТЗ 01248 ТР для геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала на месторождениях «Самбала-1» и «Самбала-2», расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> и являющиеся частью земельного участка с кадастровым номером № с целью строительства и содержания автодорог, производства строительных изделий сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой с привлечением специалистов Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, Управления Росприроднадзора по Республике Карелия произведена проверка, в ходе которой осуществлен натурный осмотр территории месторождений «Самбала-1» и «Самбала-2», которым установлено, что на месторождениях не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, не составлены паспорта на отходы I-IV класса опасности; не выполняются, профессиональное обучение руководителем, а также ответственных лиц.
В соответствии с требованиями ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы.
Помимо указанного выше, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами.
Понятие экотоксичности содержится в положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от ДД.ММ.ГГГГ, которая ратифицирована Россией.
Согласно положениям указанной Конвенции экотоксичными веществами являются вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и/или оказывать токсическое воздействие на биотические системы.
Таким образом, негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду презюмируется.
Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов.
При этом в соответствии с ч.2 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 1 указанного Федерального закона документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащим сведения об их составе, является паспорт отхода. Требование о необходимости составления паспортов на отходы I - IV класса опасности закреплено в ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В соответствии с п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I -IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту — Правила), паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Согласно п.7 Правил копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
В соответствии со ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно ч.1 ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Между тем, в нарушение изложенных выше норм права ООО «Промстройматериалы» не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, не составлены паспорта на отходы I-IV класса опасности, кроме того не представлены сведения о прохождении руководителем предприятия, а также, ответственными лицами соответствующего профессионального обучения.
Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, стороной ответчика в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, устанавливающей указанную обязанность на стороны, суду не представлено.
В силу п.2 ст.195 ГПК РФ судебное решение основывается только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, т.е. представлены сторонами. При этом, разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ним принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч.1 ст.118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, а также исходя из представленных сторонами доказательств, суд полагает требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Промстройматериалы» законными и обоснованными в силу чего подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 103, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Промстройматериалы» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Промстройматериалы» в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности, по результатам которой разработать в установленном законом порядке паспорта на отходы I - IV класса опасности и направить копии паспортов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, подтвердив факт получения копий паспортов указанным государственным органом; в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести подготовку руководителя и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, а также допущенных к работе с отходами I – IV классов опасности в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвердив прохождение обучения документами о квалификации, выданными по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Промстройматериалы» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд принявший заочное решение заявление о его отмене в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.
Судья М.К. Цеханович
Мотивированное решение изготовлено 07.08.2017