Судья: Абидов М.Г. Дело № 33-258/2021
дело № 13-60/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2021 года г. Нальчик
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего Шомахова Р.Х., при секретаре Узденовой Ф.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Публичного акционерного общества Коммерческий банк «Еврокоммерц» в лице Конкурсного управляющего - Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» на определение Зольского районного суда КБР от 16 июля 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Судебный пристав-исполнитель Зольского РОСП УФССП России по КБР ФИО4 обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № Зольского судебного района КБР по делу № 2-4752017, вступившему в законную силу 9 декабря 2017 года, предмет исполнения - задолженность по кредитным платежам, в размере 209 882 рублей 11 копеек, в отношении должника ФИО1, в связи с его смертью.
Требования были мотивированы тем, что в ходе совершения исполнительных действий установлено, что согласно ответу на запрос «отдела ЗАГС» Администрации Зольского района КБР от 14 ноября 2019 года № 3377, в отделе ЗАГС имеется запись акта № от ДД.ММ.ГГГГ о смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судьи Зольского районного суда КБР от 16 июля 2020 года постановлено: заявление судебного пристава-исполнителя Зольского РОСП УФССП России по КБР ФИО4 о прекращении исполнительного производства в отношении должника - ФИО1 удовлетворить.
Исполнительное производство № КИП, возбужденное на основании исполнительного документа № 2-475/2017 от 9 декабря 2017, выданного мировым судьей судебного участка № Зольского судебного района КБР по делу № 2-475/2017, вступившему в законную силу 9 декабря 2017 года, предмет исполнения - задолженность по кредитным платежам, в размере 209 882 рублей 11 копеек, в отношении должника ФИО1 прекратить, в связи со смертью должника.
ПАО КБ «Еврокоммерц» в лице Конкурсного управляющего - Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» подало частную жалобу, в которой просило его отменить, и разрешить вопрос по существу, отказав судебному приставу-исполнителю Зольского РОСП УФССП России по КБР в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
В частной жалобе повторяются обстоятельства, изложенные в обжалуемом определении, и дополнительно указывается, что
согласно заявлению о прекращении ИП, судебным приставом-исполнителем Зольского РОСП УФССП России по КБР, в суд не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что у должника ФИО1 отсутствуют наследники, фактически юридически принявшие наследство, также не представлены доказательства, устанавливающие имущественное положения наследодателя, не установлен состав лиц, проживавших в жилом помещении на день смерти должника и фактически принявших наследство к другие факты, которые могут свидетельствовать о фактическом принятии наследства. Данные обстоятельства не указаны и в заявлении о прекращении исполнительного производства.
Обязательство, возникшее у ФИО1, носит имущественный характер, не связано неразрывно с личностью должника и не требует его личного участия, кредитор может принять исполнение от любого лица.
Поскольку в пользу ПАО КБ "Еврокоммерц" с ФИО1 взыскана кредитная задолженность, данное обязательство смертью должника в силу п. 1 ст. 418 ГК РФ не прекращается.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 9 сентября 2020 года определение Зольского районного суда КБР от 16 июля 2020 года оставлено без изменения, а частная жалоба ПАО КБ «Еврокоммерц» в лице Конкурсного управляющего - Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» без удовлетворения.
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 года определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 сентября 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Рассмотрев частную жалобу по правилам ч. 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив представленные материалы и доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, исполнительное производство №-ИП, возбужденно на основании исполнительного документа №2-475/2017 от 9 декабря 2017, выданного мировым судьей судебного участка № Зольского судебного района КБР по делу № 2-4752017, вступившему в законную силу 9 декабря 2017 года, предмет исполнения - задолженность по кредитным платежам, в размере 209 882 рублей 11 копеек, в отношении должника ФИО1.
В отделе ЗАГС имеется запись акта № от ДД.ММ.ГГГГ о смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму нотариуса ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело не открывалось, с заявлением о принятии наследства никто не обращался.
Нотариус ФИО6 в своем письме № от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ открыто наследственное дело. Наследниками по закону являются ФИО7 и ФИО8 Свидетельство о праве на наследство по закону не выдано.
В обжалуемом определении приводится положения п.1 ст.1175 Гражданского кодекса Российской Федерации и указывается, что как следует из ответов на запросы судебного пристава - исполнителя, у умершего ФИО1 нет наследственного имущества, кроме того, свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
Однако, выводы суда первой инстанции об отсутствии у умершего ФИО1 наследственного имущества материалами дела и исполнительного производства не подтверждаются.
На такие обстоятельства судебный пристав – исполнитель в своем заявлении не ссылался.
Из заявления судебного пристава – исполнителя следует, что заявитель считает достаточным основанием для прекращения исполнительного производства смерть должника и отсутствие наследников, принявших наследство.
Однако, как правильно отмечается в частной жалобе, в силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Поскольку в пользу ПАО КБ "Еврокоммерц" с ФИО1 взыскана задолженность, данное обязательство смертью должника в силу п. 1 ст. 418 Гражданского кодекса Российской Федерации не прекращается.
Получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
В силу п.3 ст. 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации до принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу.
При указанных обстоятельствах, определение суда подлежит отмене, с отказом в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Зольского районного суда КБР от 16 июля 2020 года отменить.
В удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ФИО4 о прекращении исполнительного производства №-ИП в отношении должника ФИО1, в связи с его смертью, отказать.
Председательствующий Р.Х. Шомахов