УИД 57RS0020-01-2024-000080-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2024 года п. Хотынец
Хотынецкий районный суд Орловской области, в составе:
председательствующего судьи Никишиной Т.Н.,
при секретаре Тишиной Ю.Ю.,
с участием помощника Хотынецкого межрайонного
прокурора Орловской области Горохова А.А.,
истца Булгакова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале районного суда гражданское дело по исковому заявлению Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах Булгакова А.И. к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Орловской области, третьим лицам: Департаменту финансов ----------, Государственному унитарному предприятию ---------- «<данные изъяты>» об обязании выписать рецепт и обеспечить лекарственными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд в интересах Булгакова А.И. с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Орловской области, третьим лицам: Департаменту финансов ----------, Государственному унитарному предприятию ---------- «<данные изъяты>» об обязании выписать рецепт и обеспечить лекарственными средствами.
В обоснование заявленных требований указано, что Хотынецкой межрайонной прокуратурой Орловской области была проведена проверка по обращению по вопросу обеспечения за счет бюджетных денежных средств льготной категории граждан лекарственными препаратами и лечебным питанием.
В ходе проверки было установлено, что Булгаков А.И., N-числа года рождения состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» с диагнозом: <данные изъяты>. Является <данные изъяты>, в связи с чем, включен в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств регионального бюджета.
По рекомендации врача, согласно многочисленным выпискам Булгаков А.И., нуждается в медикаментозной терапии в виде приема лекарственных препаратов: <данные изъяты> 850 мг по 1 таблетке 2 раза в день, <данные изъяты> 10 мг по 1 таблетке утром.
В ходе проверки установлено, что Булгаков А.И. в полном объеме не обеспечен лекарственными препаратами согласно потребности.
Так, за период времени с N-числа по N-числа Булгакову А.И. ежемесячно выписывались вышеуказанные препараты (при отсутствии выписывался аналог <данные изъяты>), однако N-числа Булгакову А.И. на приеме терапевта лекарственный препарат <данные изъяты> выписан по потребности не был.
В связи с чем, N-числа Булгаковым А.И. приобретен лекарственный препарат <данные изъяты>, стоимостью 2717,95 руб.
Таким образом, до настоящего времени Булгаков А.И., N-числа года рождения, являющийся <данные изъяты>, не обеспечен назначенными лекарственными препаратами в полном объеме.
Просит суд взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Булгакова А.И. стоимость материальных затрат на приобретение препарата <данные изъяты> в сумме 2717,95 рублей; обязать БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» выписывать рецепты в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.
В судебном заседании помощник Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области Горохов А.А. исковые требования поддержал.
Истец Булгаков А.И. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» - главный врач Б.Ю.В. в суд не явился, о дате и времени судебного разбирательства, извещен надлежаще, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ГУП ---------- «<данные изъяты>» в суд не явился, о дате и времени судебного разбирательства, извещен надлежаще, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика - Департамента здравоохранения Орловской области, представитель третьего лица - Департамента финансов ---------- в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков и представителей третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 41 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17.07.1999 года № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года № 328 (зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2005 года № 6303) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), который регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
В соответствии с данным Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 1.2).
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь (пункт 2.1).
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (пункт 2.3).
В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (пункт 2.7).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» заболевание «сахарный диабет» включено в перечень социально-значимых заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Данным Перечнем предусмотрено, что лицам, определенных категорий заболеваний, в числе которых «диабет» при амбулаторном лечении лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1, пункту 2 статьи 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 399 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Орловской области, согласно пунктам 5.4, 5.7 которого к полномочиям Департамента здравоохранения Орловской области относятся: организация обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организация льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; разработка и реализация государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Из материалов дела следует, что Булгаков А.И., N-числа года рождения, состоит на диспансерном учете БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» с диагнозом «<данные изъяты>» (л. д. <данные изъяты>).
Согласно сведениям, представленными Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ», Булгаков А.И. является получателем льготных лекарственных препаратов (<данные изъяты>), рецепты выдавались Булгакову А.И. согласно представленному приложению (л.д. <данные изъяты>).
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что Булгаков А.И. имеет право на набор социальных услуг. Рецепты на получение льготных препаратов выдавались Булгакову А.И., начиная с N-числа.
Из информации Департамента здравоохранения Орловской области исх. № от N-числа следует, что в счете выписанных/обслуженных рецептов содержится полная информация об обеспечении пациента в 2023 г. и текущем периоде 2024 г. Все действующие предъявленные в аптечную организацию рецепты обслужены (л.д. <данные изъяты>).
По рекомендациям врача, Булгаков А.И. нуждается в медикаметозной терапии в виде приема лекарственных препаратов: <данные изъяты> 850 мг, по 1 таблетке утром и на ночь, <данные изъяты> 50 мг, 1 таблетка утром, (может быть заменен на <данные изъяты>) (л.д. <данные изъяты>).
В 2023 году лечащим врачом М.А.В. на имя Булгакова А.И. были выписаны рецепты на следующие лекарственные препараты: N-числа на <данные изъяты> 25 мг № 30, <данные изъяты> №50, <данные изъяты> 850 мг № 60; N-числа на <данные изъяты> 10 мг № 30, <данные изъяты> № 50, <данные изъяты> 850 мг № 60; N-числа на <данные изъяты> 10 мг № 30, <данные изъяты> № 50, <данные изъяты> 850 мг № 60; N-числа на <данные изъяты> 10 мг № 30, <данные изъяты> 850 мг № 60; N-числа на <данные изъяты> 10 мг № 30, <данные изъяты> 850 мг № 60; N-числа на <данные изъяты> 10 мг № 30, <данные изъяты> 850 мг № 60; N-числа на <данные изъяты> 10 мг № 30, <данные изъяты> 850 мг №; N-числа на <данные изъяты> 10 мг № 30, <данные изъяты> 850 мг № 60; N-числа на <данные изъяты> мг № 60 (л.д. <данные изъяты>).
Исходя из письменных объяснений Булгакова А.И. от N-числа при обращении Булгакова А.И. N-числа в БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» и в последующем до конца 2023 года рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты>, либо его аналоги: <данные изъяты> лечащим врачом не выписывались в связи с отсутствием его в аптеке (л.д. <данные изъяты>).
Данные обстоятельства подтверждаются также счетом на пациента Булгакова А.И. от N-числа, представленным Департаментом здравоохранения Орловской области (л.д. <данные изъяты>).
Таким образом, судом установлено, что Булгаков А.И. своевременно не был обеспечен в соответствии с имеющейся потребностью лекарственными препаратами, что влечет нарушение права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, а с учетом имеющегося у него заболевания опасно для его жизни и здоровья.
При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не поставлено законом в зависимость от субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
По смыслу приведенных выше норм права Булгаков А.И. должен обеспечиваться вышеуказанными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с имеющейся потребностью, так как приведенные выше нормы действующего законодательства не содержат условия о том, что количество лекарственных препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальных услуг. Иной подход означал бы необоснованное ограничение прав Булгакова А.И. на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
N-числа Булгаковым А.И. в аптечном пункте ООО <данные изъяты> приобретен лекарственный препарат <данные изъяты> (действующее вещество - <данные изъяты>) за счет личных средств в размере 2717,95 рублей, что подтверждается кассовым чеком от N-числа.
При таких обстоятельствах, учитывая потребность истца в приеме рекомендованных ему врачом БУЗ ---------- «<данные изъяты>» лекарственных препаратах, с учетом его обращений в БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» за получением рецептов, суд полагает необходимым иск в части взыскания с Департамента здравоохранения Орловской области стоимости материальных затрат Булгакова А.И. на приобретение препарата дапаглифлозин удовлетворить.
Требование прокурора об обязании БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» выписывать рецепты Булгакову А.И. в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом, суд считает необходимым удовлетворить, поскольку рецепты лечащим врачом выписывались на лекарственные препараты не в полном объеме, который необходим Булгакову А.И. согласно медицинских показаний, а исходя из их наличия в аптечной сети, что не оспаривалось сторонами.
Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы не нарушены, так как в силу статьи 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона, а отсутствие выписанных рецептов не является основанием для не исполнения уполномоченным органом возложенных на него обязанностей по закупке и обеспечению лекарственного препарата.
В соответствии со статьей 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
С учетом специфики заболевания Булгакова А.И., жизненной необходимости истца в назначенных препаратах и медицинских изделиях, отсутствие которых может привести к ухудшению здоровья, имеется реальная необходимость незамедлительного исполнения решения суда в части исковых требований неимущественного характера, что подтверждается материалами гражданского дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах Булгакова А.И. удовлетворить.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Булгакова А.И., N-числа года рождения, стоимость материальных затрат на приобретение препарата <данные изъяты> в сумме 2717 (две тысячи семьсот семнадцать) рублей 95 копеек.
Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Хотынецкая ЦРБ» выписывать рецепты в соответствии с медицинскими показателями, вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.
Обратить решение суда в части исковых требований неимущественного характера к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: