Судья Зайков С.Н. |
№21-352/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
29 октября 2020 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу администрации муниципального образования «Суоярвский район» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от
15 июня 2020 г. и решение судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 17 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 15 июня 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Суоярвского районного суда РК от 17 сентября 2020 г., администрация муниципального образования «Суоярвский район» была подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе на принятые по настоящему делу акты субъектов административной юрисдикции глава органа местного самоуправления фио1 просит их отменить, мотивируя свои доводы недоказанностью наличия в конкретной сложившейся ситуации события и состава инкриминируемого правонарушения и истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Заслушав представителя административного органа фио2, возражавшую по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Согласно ст.7, ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.1 ст.9 Лесного кодекса РФ).
Особенности перевода земель лесного фонда в земли других категорий определены в ст.11 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Исходя из п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В п.2 ст.15 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что по принадлежности места погребения могут быть государственными и муниципальными.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.
Исследование материалов дела показало, что согласно п.17 ст.7 Устава муниципального образования «Суоярский район» Республики Карелия к вопросам местного значения данного муниципального образования отнесены содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
При проведении 16 апреля 2020 г. уполномоченными должностными лицами ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» патрулирования территории лесного фонда с целью выявления нарушений требований лесного законодательства в пределах 121 квартала лесного участка Вешкельского участкового лесничества, расположенного в границах Вешкельского сельского поселения (кадастровый №), был выявлен факт самовольного его использования под захоронение (кладбище), в выделе 20 общей площадью 0,19 га (целевое назначение лесов - эксплуатационные леса, ОЗУ - участки леса вокруг населенных пунктов 1 км).
В связи с установлением обстоятельств бездействия администрации муниципального образования «Суоярвский район» по принятию должных мер к установлению границ действующего места захоронения, повлекшего самовольное использование лесного участка с этой целью без специального разрешения, 20 мая 2020 г. уполномоченным должностным лицом ГКУ
РК «Суоярвское центральное лесничество» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения данного дела постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 15 июня 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Суоярвского районного суда РК от 17 сентября 2020 г., орган местного самоуправления привлечен к административной ответственности.
Между тем субъектами административной юрисдикции не были учтены имеющие значение для правильного разрешения настоящего дела следующие обстоятельства.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч.1 ст.1.6 КоАП РФ).
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При этом согласно ст.26.1 КоАП РФ виновность конкретного лица в совершении противоправного деяния является обстоятельством, подлежащим обязательному выяснению по делу.
Установление всех юридически значимых обстоятельств по делу в силу требований КоАП РФ лежит на административном органе, а не на лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.9 КоАП РФ, представляет собой активные действия лица, направленные на установление им доминирующего положения на лесном участке, субъективная его сторона характеризуется умыслом.
Оценка виновности в совершении инкриминируемого органу местного самоуправления деяния предполагает выяснение в соответствии со ст.ст.2.1 и 26.1 КоАП РФ обстоятельств причастности к самовольному установлению фактического господства над лесным участком путем осуществления активных действий по захоронению на его территории при отсутствии специального разрешения на это, между тем указанные обстоятельства в фабулу обвинения не вошли и в ходе производства по делу не установлены.
Исследование материалов дела показало, что расположенный в границах Вешкельского сельского поселения спорный участок лесного фонда используется для захоронения умерших до возникновения привлекаемого лица как субъекта гражданских прав и обязанностей.
С учетом специфики компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и возложения на них на законодательном уровне обязанности по содержанию мест захоронения в настоящее время администрацией муниципального образования «Суоярвский район» принимаются меры к документальному оформлению прав на данный лесной участок.
Так, в рамках выполнения работ по внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования по Вешкельскому сельскому поселению путем проведения электронного аукциона подготовлены новые редакции генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования, в которых планируется отразить размещение объекта местного значения специального назначения (кладбища) и предусмотреть возможность перевода земель лесного фонда в иные категории.
Поскольку описанное в составленных по данному делу процессуальных документах событие правонарушения является не более чем предположением, что является недостаточным для утвердительного и достоверного вывода об установлении факта самовольного использования объекта лесного фонда без специального разрешения, и органом местного самоуправления, которым не ведется деятельность по погребению, принимаются все зависящие от него меры для надлежащего оформления прав на лесной участок с размещенными на нем местами захоронения, вину последнего в совершении вменяемого деяния нельзя считать доказанной в предусмотренном КоАП РФ порядке.
Учитывая, что установленные по делу обстоятельства не должны базироваться на предположениях о возможности возникновения состава инкриминируемого лицу административного правонарушения, постановление должностного лица и решение судьи законными признать нельзя.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к административной ответственности лица толкуются в пользу этого лица.
Исходя из изложенного, вопрос о вине администрации муниципального образования «Суоярвский район» не может быть рассмотрен вне указанных обстоятельств, и в соответствии с принципом презумпции невиновности все сомнения должны толковаться в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление и решение по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене данных актов и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как отсутствие состава административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
Таким образом, постановление должностного лица и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.9 КоАП РФ.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от
15 июня 2020 г. и решение судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 17 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Суоярвский район» отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья Н.А.Колбасова |