Дело № 2а-512/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Суханова И.Н.
при секретаре Захаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кетово Кетовского района Курганской области 9 апреля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Бородина Олега Феофановича к Администрации Старопросветского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Бородин О.Ф. обратился в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском к Администрации Старопросветского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании незаконным постановления Старопросветского сельского совета Кетовского района Курганской области от 07.11.2014 № 38 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован на счете некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области». В обоснование иска указано, что истцу были предъявлены исковые требования Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт с 01.12.2014 по 31.08.2015. На имя истца не было направлено ни одной квитанции об уплате указанных взносов, все квитанции приходили на имя его умершей матери. Дом, принадлежащий истцу, включен в список многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту на основании Постановления Администрации Старопросветского сельсовета № 38 от 07.11.2014, с чем истец не согласен, так как его дом находится в сельской местности, где отсутствуют и не предусмотрены инженерные коммуникации. А значит некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» не в состоянии выполнить услуги по ремонту, заявленные в ФЗ № 271, что нарушает права истца. «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» является фондом, а согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, следовательно, оплата взносов Региональному оператору КР (который является фондом) носит исключительно добровольный характер. Просит признать незаконным постановление Администрации Старопросветского сельсовета № 38 от 07.11.2014.
Административный истец Бородин О.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что в его доме невозможно выполнить капитальный ремонт, предусмотренный ФЗ № 271, поскольку в доме отсутствуют инженерные коммуникации, в связи с чем денежные средства за капитальный ремонт его дома не должны с него взиматься.
Представитель административного ответчика Администрации Старопросветского сельского совета Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в целях реализации постановления Правительства Курганской области от 24.02.2014 № 79 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курганской области», постановления Правительства Курганской области от 12.11.2013 № 579 «О порядке утверждении краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области» и на основании ст. 166-174 Жилищного кодекса РФ, а также Закона Курганской области от 30.10.2013 № 63 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области», Постановлением Администрации Старопросветского сельсовета от 07.11.2014 № 38 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов собственники помещений, в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован на счете некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирный домов Курганской области», утвержден перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в который вошел спорный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>. Обязанность по уплате расходов на капитальный ремонт установлена частью 1, 3 статьи 158 ЖК РФ, на основании которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Часть 1 статьи 169 ЖК РФ прямо обязывает собственников уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением тех, которые указаны в п.1 ч.2 ст. 168 ЖК РФ. В исковых требованиях Бородина О.Ф. просили отказать, также применить срок исковой давности, рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в удовлетворении требований отказать, так как обжалуемое постановление Администрации сельсовета, в силу Закона Курганской области от 30.10.2013 № 63 «Об организации проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области» и статьи 170 Жилищного Кодекса Российской Федерации является обоснованным и законным.
Суд определил провести судебное разбирательство в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Заслушав административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
Установлено, что Бородин О.Ф. является собственником квартиры в многоквартирном доме, площадью 51,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН).
Постановлением Администрации Старопросветского сельского совета Кетовского района Курганской области от 07.11.2014 № 38 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован на счете некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» утвержден перечень многоквартирных домов собственники помещений, в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, на счете Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» сформирован фонд капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, в том числе в отношении спорного жилого дома.
С указанным постановлением Бородин О.Ф. не согласился, в связи с чем обратился в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
На основании ч. ч. 1, 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Право собственников помещений в многоквартирном доме на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счет их взносов, закреплено в разделе IX Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).
Региональная программа капитального ремонта утверждена Постановлением Правительства Курганской области от 24.02.2014 № 79 опубликована 07.03.2014.
В силу ст. 7 Закона Курганской области от 30.10.2013 № 63 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области» (принят Постановлением Курганской областной Думы от 29.10.2013 № 518) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования, утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Поскольку собственниками жилых помещений по адресу: <адрес> не был реализован способ формирования фонда капитального строительства на специальном счете в установленные законом сроки, Администрацией Старопросветского сельсовета Кетовского района Курганской области в рамках реализации ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ в пределах полномочий было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, который производит в данном случае выставление собственникам жилых помещений по платежных документов по уплате взносов на капитальный ремонт, обязанность по уплате которых возникает у собственников в силу закона.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что платежи на капитальный ремонт являются накопительными, они вносятся собственниками помещений в многоквартирном доме в счет выполнения в будущем работ по капитальному ремонту дома. Указанные денежные средства имеют строго целевой характер использования.
Действующим законодательством не предусмотрено, что взимание платы по статье «капитальный ремонт» запрещено законом. Более того, в силу п. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации это является обязанностью всех собственников помещений с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Доводы истца о том, что спорный дом не может быть включен в список многоквартирных домов, подлежащий капитальному ремонту, так как он находится в сельской местности, где отсутствуют и не предусмотрены инженерные коммуникации, что «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» является фондом, а согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, следовательно, оплата взносов региональному оператору (который является фондом) носит исключительно добровольный характер, основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах исковые требования Бородина О.Ф. суд оставляет без удовлетворения.
Возражая против иска, ответчик также заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из пояснений Бородина О.Ф. следует, что о нарушении своих прав он узнал с момента взыскания с него задолженности по взносам на капитальный ремонт в принудительном порядке в декабре 2017 года. С исковым заявлением истец обратился 19.02.2018, в связи с чем срок исковой давности истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бородина Олега Феофановича к Администрации Старопросветского сельского совета Кетовского района Курганской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 09.04.2018.
Судья И.Н. Суханов