Дело № 2-5966/2023
УИД: 11RS0001-01-2023-005341-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 08 сентября 2023 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Коданевой Я.В.
при секретаре Стеблиной Е.П.
с участием истца – Цывуниной ФИО26,
представителя истца – Агалаковой ФИО23, действующей на основании доверенности,
представителей ответчика – Петрова ФИО24, Панина ФИО25, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании по делу по исковому заявлению Цывуниной ФИО27 к ФКУ ГУОДОП ФСИН России о взыскании денежной компенсации за дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день; денежной компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся при увольнении; взыскании ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за шифровальную работу; взыскании ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу, замещающему должность юридической специальности; взыскании компенсации морального вреда, расходов по отправке документов,
УСТАНОВИЛ:
Цывунина О.Н. обратилась в Сыктывкарский городской суд РК с иском к ФКУ ГУОДОП ФСИН России и с учетом уточнений просила о взыскании денежной компенсации за дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день за ** ** ** в размере 36 820,22 руб.; денежной компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся при увольнении в размере- 3 958,17 руб.; взыскании ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за шифровальную работу в размере 260 032 руб. за период ** ** **; взыскании ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу, замещающему должность юридической специальности размере 260 032 руб. за период ** ** **; взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., расходов по отправке документов – 183, 90 руб..
В обоснование требований указала, что состояла с ответчиком в трудовых отношениях, однако за оспариваемый период ей не производилась доплата за <данные изъяты>, а также как лицу, замещающему должность юридической специальности, занимающемуся юридической экспертизой документов. Кроме того, вопреки требованиям закона не произведена выплата компенсации за дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день за ** ** **. Денежные средства при увольнении выплачены с нарушением сроков, предусмотренных ТК РФ. Действиями ответчика ей причинен моральный вред. В связи с обращением в суд понесла расходы по оправке документов.
В судебном заседании истец и ее представитель на заявленных требованиях настаивали с учетом последних уточнений, по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях.
Представители ответчика в судебном заседании с иском не согласились по доводам, приведенным в отзыве на иск и дополнительных пояснениях к нему.
Выслушав пояснения стороны истца, стороны ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства прокуратуры г. Сыктывкара № №... по обращению Цывуниной О.Н., суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 12, ст.35, ст.39, ст.56, ч. 1 ст. 68, ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности и диспозитивности гражданского процесса только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Лицо, обращающееся в суд, самостоятельно избирает способ защиты нарушенного права, определяет конкретное материально-правовое требование, наделено правом изменить его предмет (содержание требований) и основание (доказательства, содержащие в себе сведения о наличии определенного рода обстоятельств), уточнить ранее заявленные исковые требования. Вследствие этого суд согласно ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и в отношении того ответчика, который указан истцом, исходя из заявленных им предмета и основания иска. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу части 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон. Эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Установлено, что с ** ** ** истец проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Приказом и.о. начальника ФКУ ГУОДОП ФСИН России Алиева Ф.Ф. №...-лс от ** ** ** истец назначена на должность <данные изъяты> Управления по Республике Коми ФКУ ГУОДОП ФСИН России.
** ** ** между ФКУ ГУОДОП ФСИН России и <данные изъяты> Цывуниной (ФИО28) О.Н. заключен контракт о службе в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации №... на неопределенный срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Федерального закона № 197-ФЗ сотрудник имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в УИС по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.
** ** ** Цывунина (ФИО14) направила в адрес начальника ФКУ ГУОДОП ФСИН России ФИО15 рапорт о расторжении с ней контракта и увольнении со службы в УИС по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона № 197-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) ** ** **.
Приказом Главного управления «Л» ФСИН России от 25.10.2022 № 148-лс «О расторжении контракта и увольнении ФИО14» Цывунина ФИО29) О.Н. уволена со службы в УИС, контракт с ней расторгнут.
Приказом Управления «Л» по Республике Коми ФКУ ГУ О ДОП ФСИН России от 25.10.22 № 10-лс «Об увольнении со службы в уголовно - исполнительной системе Российской Федерации Гориновой О.Н.» определена дата увольнения истца – ** ** **.
Также ** ** ** истцом подан рапорт о выплате денежной компенсации за все неиспользованные отпуска за ** ** **
Вместе с тем компенсация за дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день за ** ** ** Цывуниной О.Н. выплачена не была.
Однако, истец полагает, что имеет право на получение данной компенсации в соответствии с пунктами 59,60,61,63,64 раздела XIX Приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», ч. 1 ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 68 Федерального закона № 197-ФЗ обеспечение сотрудников денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст.55 Федерального закона № 197-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени (часть 1).
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях - 36 часов в неделю. Для сотрудников устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2).
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 60 настоящего Федерального закона (часть 5).
Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6).
Согласно частям 1, 2 статьи 56 Федерального закона Федерального закона № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.
В силу ч. 5 ст.1 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», уполномоченный руководитель - руководитель (начальник) учреждения или органа уголовно-исполнительной системы (за исключением руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы), заместитель руководителя (начальника) учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, наделенные в установленном порядке руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно Правил внутреннего служебного распорядка ФКУ ГУОДОП ФСИН России от ** ** ** режим служебного времени для сотрудников Управления, относящихся к категории женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлен с 08-30 до 17-00, пятница с 8-30 до 15-30; перерыв на обед с 12-00 до 13-00.
Правилами внутреннего служебного распорядка ФКУ ГУОДОП ФСИН России от ** ** ** установлен аналогичный режим служебного времени для сотрудников Управления, относящихся к категории женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, Цывуниной О.Н. была установлена 36-часовая рабочая неделя с нормированным рабочим днем.
Приказом ФСИН России от 24.11.2021 № 1076 «Об утверждении перечня должностей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации может устанавливаться ненормированный служебный день» утвержден Перечень должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации может устанавливаться ненормированный служебный день (приказ зарегистрирован в Минюсте 15.12.2021 № 66344).
С учетом данного приказа, ** ** ** Главным управлением издан приказ №...-лс «Об утверждении списка сотрудников филиалов Главного управления «Л» ФСИН России, которым установлен ненормированный служебный день в <данные изъяты>». Данным приказом истцу установлен ненормированный служебный день в ** ** **.
С ** ** ** отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядок оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, который действовал до ** ** **.
** ** ** Приказом ФСИН России № 701 утвержден новый порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает безусловную выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Приказ ФСИН от 27.05.2013 № 269 признан утратившим силу.
В соответствии с п. 3 Порядка от 16.08.2021 № 701 основанием для выплаты денежного довольствия является соответствующий приказ руководителя (начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Порядком. В приказе указываются специальное звание (при наличии), фамилия, имя, отчество (при наличии), замещаемая должность, должностной оклад, нормативные правовые акты и документы, послужившие основанием для установления дополнительных выплат, дата начала выплат (дата, определенная приказом, а если дата не определена - с даты его регистрации), наименование и размеры.
Согласно пункту 5 данного Порядка сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Пунктом 11 Порядка № 701 предусмотрено, что сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки; сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки.
Денежная компенсация выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника в соответствии с приказом, в котором указываются количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника, и размер часовой ставки (одинарный, двойной) (п. 12 Порядка).
Вместе с тем, как следует из пунктов 3,4,5 Порядка привлечения сотрудников уголовно - исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, утвержденного приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации» обязательными критериями привлечения сотрудников УИС к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени являются: издание приказа руководителя (начальника) учреждения о привлечении сотрудника УИС к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время; в случае обострения оперативной обстановки в учреждениях и органах УИС и на прилегающих к ним территориях доведение в устной форме прямым руководителем (начальником) до сотрудника УИС о привлечении последнего к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время.
В соответствии с п.5 Порядка привлечения сотрудников уголовно - исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени учет продолжительности выполнения сотрудниками УИС служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в учреждениях (филиалах учреждений) и органах уголовно-исполнительной системы ведется в табелях учета использования рабочего времени.
Как следует из представленных суду документов, в том числе табелей учета рабочего времени, за оспариваемый период работы Цывунина О.Н. к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не привлекалась, приказов в отношении нее ответчиком не издавалось.
Учитывая, что в 2021 Цывуниной О.Н. уполномоченным руководителем ФКУ ГУОДОП ФСИН России ненормированный рабочий день не устанавливался, оснований для выплаты денежной компенсации за ненормированный рабочий день не имеется.
Ссылки стороны истца на журналы приема/сдачи на охрану режимных помещений, спец.хранилищ, сейфов и ключей является необоснованной, так как согласно табелю учета рабочего времени у истца отсутствуют сведения о работе свыше нормальной продолжительности рабочего времени. При этом, сами по себе сведения, содержащиеся в журналах прохода-выхода из режимных помещений, вопреки доводам стороны истца, об исполнение Цывуниной О.Н. служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, не свидетельствуют, поскольку работник мог по своей инициативе задержаться после работы (либо придти ранее), однако данное обстоятельство в системе приведенного правового регулирования не может быть признано фактом привлечения истца работодателем к сверхурочной работе.
Вместе с тем, Цывунина О.Н. поясняла, что к кому-либо по поводу возложенного на нее объема обязанностей не обращалась, вопрос о том, что возложенный на нее объем работы не может быть исполнен в пределах нормальной продолжительности рабочего времени перед работодателем не ставила, с рапортами об оплате за ненормированный рабочий день к работодателю не обращалась.
Само по себе включение истца в соответствующий список лиц, которым установлен ненормированный служебный день на ** ** ** не свидетельствует.
Кроме того, суд полагает, что в силу приведенных положений ч. 5 ст.55 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ установление ненормированного служебного дня для сотрудников, не замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава является правом, а не обязанностью работодателя.
Таким образом, поскольку истцом в обоснование своих доводов не предоставлено, а судом не добыто доказательств, что в период службы в ** ** ** она постоянно привлекалась к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе и к работе в условиях ненормированного рабочего времени, оснований для удовлетворения требований Цывуниной О.Н. о взыскании денежной компенсации за дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день за ** ** ** не имеется.
Разрешая требования истца о взыскании ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу, как лицу замещающему должность юридической специальности за период с ** ** ** по ** ** **, суд приходит к следующему.
В обоснование данных доводов истец сослалась на то, что в период работы у ответчика, на нее как на лицо имеющей высшее юридическое образование были возложены функции по проверке, законности, оформлению всех подготовленных распорядительных документов в филиале (приказов, распоряжений и т. д.). Сотрудниками филиала по своим направлениям деятельности, а истцом по делопроизводству, по работе со сведениями, составляющими государственную тайну, разрабатывались проекты приказов, распоряжений. Затем указанные документы предъявлялись Цывуниной О.Н. для осуществления проверки в части их правомерности, правильного оформления, грамотности, актуальности.
В соответствии с Приказом ФСИН России № 701 от 16.08.2021 указанная надбавка устанавливается и выплачивается сотрудникам, в основные служебные обязанности которых входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя (п. 39 Порядка).
Согласно пунктам 1.5. и 1.6. Административного регламента исполнения государственных функций по правовому обеспечению деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от 18.08.2005 № 7186, ФСИН России в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России, а также организует проверку их исполнения.
Правом издания индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности обладают директор ФСИН России, руководители территориальных органов и учреждений УИС либо лица, их замещающие.
В соответствии с п. 1.5 Административного регламента индивидуальным правовым актом признается правовой акт, не содержащий норм права, представляющий собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающее возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права.
На основании п. 35 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 463 учреждение или орган УИС в соответствии с уставом, положением о нем в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения.
Перечень видов приказов, издаваемых в учреждениях, определен ст. 37 Инструкции по делопроизводству, а именно приказы: по основной деятельности (приказы по направлениям деятельности структурных подразделений, об утверждении решений коллегии территориального органа ФСИН России, по организационно-штатным вопросам, организации и проведению стрельб и др.); по личному составу (о назначении на должность, об отпуске, отзыве из отпуска, зачислении в распоряжение, командировании, увольнении, присвоении специальных званий, поощрениях, командировках, взысканиях и др.); приказы по подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений; приказы по осужденным (о назначении на должности, закреплении рабочих мест и др.).
Распоряжения издаются в целях оперативного управления и, как правило, имеют ограниченный срок действия и касаются конкретных лиц.
Из вышеуказанных норм следует, что основными условиями для выплаты оспариваемой истцом надбавки является одновременное соблюдение следующих условий: наличие высшего юридического образования, проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста, данные функции должны входить в основные обязанности сотрудника на постоянной основе, замещение сотрудником должностей, предусмотренных статьей 39 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников.
Как следует из анализа представленных должностных обязанностей истца, основными служебными обязанностями Цывуниной (Гориновой) О.Н. являлось ведение секретного и общего делопроизводства, регистрация и учет секретных и несекретных документов, осуществление функций по защите сведений, составляющих государственную тайну, ведение допускной работы по вопросам оформления и переоформления и прекращения допуска сотрудников Филиала к сведениям, составляющим государственную тайну, а также контроль срока их действия, обеспечение контроля по доступу должностных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну; подготовка, редактирование и согласование проектов приказов (распоряжений).
Функции по проведению правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовке и редактированию проектов правовых актов и их визированию в качестве юриста или исполнителя, истцу вменены не были.
Таким образом, согласно должностной инструкции истца в служебной деятельности Цывунина О.Н. как сотрудник службы, осуществляющей функции режимно-секретного подразделения, в пределах своей компетенции осуществляла разработку приказов (распоряжений) связанных с организацией работы по защите государственной тайны, а также обеспечивала редактирование и согласование проектов приказов (распоряжений) Управления по Республике Коми ФКУ ГУОДОП ФСИН России, в части касающейся соблюдения требований, установленных Инструкцией по делопроизводству в учреждениях и органах УИС, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 463, предъявляемых к обязательным реквизитам приказов (распоряжений), их расположением и оформлением. Правовую экспертизу указанных документов и визирование их в качестве юриста истец не осуществляла.
С учетом изложенного, правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу, как лицу замещающему должность юридической специальности не имеется.
Само по себе наличие высшего юридического образования о праве истца на получение оспариваемой доплаты не свидетельствует, поскольку не приводит к совокупности условий, требующихся для получения надбавки.
Показаниями допрошенного по ходатайству истца свидетеля ФИО16 вышеприведенные выводы не опровергнуты. Так в частности свидетель пояснила, что будучи кадровиком и замещая истца по должности делопроизводителя в период с 2013 по 2018, она следила за актуальностью, правильностью содержания и оформления издаваемых приказов, согласовывала из как кадровик и делопроизводитель. При этом указала, что с юридической точки зрения оценку документам не давала, проверяла только техническое оформление документа, грамотность, а также иногда в случае сомнений проверяла нормы, приведенные в документе на их актуальность.
Вместе с тем, суд учитывает, что согласно пояснений свидетеля ФИО16 она замещала истца с выполнением трудовых обязанностей ФИО17 только в период с ** ** ** по ** ** **, в последующий, оспариваемый в иске период (** ** **) свидетель истца не замещала, с должностными обязанностями Цывуниной О.Н. знакома не была.
Цывуниной О.Н. в рамках данного спора также заявлены требования о взыскании ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за шифровальную работу за период ** ** **.
По мнению суда, данные требования так же не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии п. 1 постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 № 1639 «О социальной защите работников шифровальной службы Российской Федерации», п. 27. Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденного приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701 замещающим штатные должности сотрудников шифровальных подразделений либо осуществляющим работу с шифрами устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за шифровальную работу, устанавливается в зависимости от общего стажа шифровальной работы в следующих размерах: в сетях шифровальной связи 1 класса: до 3 лет - 15 процентов, от 3 до 6 лет - 20 процентов, от 6 лет и выше - 30 процентов; в сетях шифровальной связи 2 класса: до 3 лет - 5 процентов, от 3 до 6 лет - 10 процентов, от 6 лет и выше - 20 процентов.
В соответствии с п. 12 раздела III «Порядок и условия выплаты ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу в шифровальных подразделениях» Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, федеральным, государственным, гражданским служащим Федеральной службы исполнения наказаний, работникам уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от ** ** ** №..., выплата ежемесячной процентной надбавки за шифровальную работу производится сотрудникам, замещающим должности шифровальной службы и занятым на работе с шифрами, выплата указанной надбавки за шифровальную работу производится сверх установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации других надбавок и доплат сотрудникам учреждений, органов УИС, назначенным на штатные должности работников шифровальных подразделений.
Таким образом, указанная надбавка устанавливается и выплачивается сотрудникам при соблюдении следующих условий: являющимся штатными работниками шифровальной службы, прошедшим специальное обучение, допущенным к работе с шифрами; сотруднику начисляется надбавка в зависимости от его общего стажа работы в сетях шифровальной связи 1 класса или 2 класса.
При этом следует учесть, что согласно ГОСТ 34.12-2018, ГОСТ Р ИСО 7498-2-99, шифр - криптографический метод, используемый для обеспечения конфиденциальности данных, включающий алгоритм зашифрования и алгоритм расшифрования, т.е совокупность условных правил, документов, технических устройств, знаков, читаемых с помощью ключа, с помощью которых производится зашифрование открытого текста.
Шифртелеграмма - служебный документ, имеющий гриф секретности или пометку «Для служебного пользования», направляемый, должностным лицом адресату шифрорганом по каналам шифрованной связи.
Для осуществления работы с шифрами учреждение должно иметь лицензию на выполнение работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств.
Так, в соответствии со ст. 27 Закона № 5485-1 «О государственной тайне» допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ: со сведениями соответствующей степени секретности.
Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 333.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании лицензирование по выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств осуществляет Федеральная служба безопасности, а именно Центр по лицензированию сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (...).
Из представленных материалов следует, что Управление по Республике Коми ФКУ ГУОДОП ФСИН России не осуществляет работу с шифрами и не наделено нравом осуществлять такую работу, не имеет лицензии на осуществление работы с шифрами, не имеет в своей структуре шифровального подразделения и не обладает техническими, средствами по шифрованию информации.
Правом (полномочиями) осуществлять деятельность по шифрованию документов наделены соответствующие шифрорганы в системе УИС, осуществляющие данную деятельность на основании лицензии, выданной соответствующим органом аттестации на проведение работ но выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информация, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств.
Работу по шифрованию служебных документов Управления по Республике Коми ФКУ ГУОДОП ФСИН России осуществляет УФСИН России по Республике Коми.
В оспариваемый период Цывунина О.Н. не являлась штатным сотрудником шифровального подразделения, не проходила специальное обучение (подготовку), не осуществляла работу с шифрами; не имела стаж шифровальной работы в сетях шифровальной связи 1 класса или 2 класса.
Согласно должностным обязанностям на Цывунину (ФИО30) О.Н. возложены функции <данные изъяты>
Из приведенных должностных обязанностей истца следует, что Цывунина О.Н. выполняла функции и обязанности в пределах своих должностных полномочий, в свою очередь практической работой с шифрами, непосредственно шифрованием документов истец не занималась, а лишь производила их оформление, выдачу должностным лицам для работы и прием обратно, их учет и хранение, что не оспорено истцом и при рассмотрении дела по существу.
За выполнение вышеуказанных должностных обязанностей Цывуниной О.Н. как сотруднику, на которого возложены функции <данные изъяты>, осуществлялась выплата ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны.
Описанная истцом при подаче иска и в судебном заседании работа по получению/ передаче шифртелеграмм, паролированию либо распаролированию шифртелеграмм, работой с шифрами по нормам приведенного правового регулирования не является, следовательно не дает истцу право на получение соответствующей надбавки к заработной плате.
Данная позиция суда подтверждена как приведенными нормами материального права, так и представленными в материала дела стороной ответчика документами, и допрошенными в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО18 (<данные изъяты>) и ФИО19 (<данные изъяты>) и допустимыми доказательствами со стороны самого истца не опровергнута.
Как следует из пояснений Цывуниной О.Н. производимые ею действия по паролированию либо распаролированию, сводились к применению (вводу) определенного пароля от заархивированной папки, в которой содержится указанный зашифрованный документ.
Вместе тем анализ положений ГОСТ 34.12-2018, ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 указывает на то, что понятия «шифрование», «зашифрование», «расшифрование» и «дешифрование» не тождественны понятию «пароль» и действиям по его применению либо снятию.
Шифрование (зашифрование) и расшифровка (дешифровка) документов (информации, текста) осуществляется сотрудниками шифрорганов территориальных подразделений ФСИН России на основании лицензии на выполнение работ на выполнение работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, выданной ФСБ России; специально оборудованном, аттестованном помещении; на специальном оборудовании с использованием специального программного обеспечения; с помощью криптографических методов защиты информации.
Шифртекст невозможно прочитать без его расшифровки, даже при наличии пароля от заархивированной папки, в которой содержится указанный зашифрованный документ.
Сначала сотрудник шифроргана в специально оборудованном, аттестованном помещении на специальном оборудовании с помощью специального программного обеспечения расшифровывает (дешифровает) документ, потом передает его исполнителю (ответственному сотруднику за его получение), и только последний, имея пароль, получает доступ к уже расшифрованному (дешифрованному) документу.
Установление пароля на документ: не является шифрованием. Пароль на документ может установить любой человек в целях ограничения доступа круга лиц к нему.документа; не требует специального оборудования и специального программного обеспечения; не использует криптографические методы защиты информации; не требует лицензии ФСБ России.
Установление пароля на зашифрованный документ требуется для того, чтобы сотрудник шифроргана, который расшифрует указанный документ не смог его открыть и прочитать. Такой документ сможет открыть только тот сотрудник, которому известен пароль, при этом действия по снятию пароля с документа не являются «расшифрованием» (дешифрованием).
Таким образом, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований Цывуниной О.Н. о взыскании ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за шифровальную работу не имеется.
При этом доводы стороны истца о том, что Цывунина О.Н.привлекалась к дисциплинарной ответственности за ненадлежащую работу с шифртелеграммами, суд находит не состоятельными.
Так, в частности установлено, что по результатам инспекторской проверки Филиала, проводимой Главным управлением в период с ** ** **, приказом Управления по Республике Коми от ** ** ** №... за нарушение истцом служебной дисциплины, выразившиеся в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей по делопроизводству, в части обращения с шифртелеграммами истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Таким образом, данное взыскание наложено на Цывунину О.Н. за ненадлежащее выполнение работы по делопроизводству с шифртелеграммами, а не осуществление работы с шифрами.
Не состоятельны, по мнению суда, и требования Цывуниной О.Н. о взыскании денежной компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся при увольнении.
В соответствии с абз. 1 ст.140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Согласно п. 64 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников, утвержденного приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701 при увольнении выплата всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, производится в день увольнения.
Во исполнение требований статьи 140 ТК РФ и Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников работодатель перечислил истцу все причитающиеся ей денежные средства ** ** ** о чем свидетельствует заявка на кассовый приход №... от ** ** ** и скриншот экрана компьютера, подтверждающий отправку заявок на кассовый расход на выплаты в пользу истца ** ** **, посредствам системы удаленного финансового документооборота (СУФД) в Межрегиональное оперативное управление Федерального казначейства.
Оформление заявки на кассовый расход ранее ** ** ** не могло быть оформлено работодателем ранее, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 87 Федерального закона № 197-ФЗ до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в УИС сотрудник вправе в любое время в письменной форме отозвать свой рапорт об увольнении, что могла сделать и Цывунина О.Н..
Перечисление денежных средств сотрудникам УИС осуществляются через территориальные органы Федерального казначейства в соответствии с Порядком казначейского обслуживания, утвержденного приказом Казначейства России от ** ** ** №...
В соответствии с пунктом 74 Порядка казначейского обслуживания при казначейском обслуживании исполнения федерального бюджета, операций со средствами получателей средств федерального бюджета, поступающими во временное распоряжение, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Распоряжения о совершении казначейского платежа в валюте Российской Федерации подлежат исполнению в срок не позднее второго рабочего дня, следующего за днем их представления в территориальный орган Федерального казначейства.
Денежные средства поступили Цывуниной О.Н. ** ** **, что подтверждается платежными поручениями №№....
Учитывая изложенное, суд полагает, что ответчиком соблюден срок перечисления истцу всех сумм, причитающихся сотруднику в день увольнения.
Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Принимая во внимание, что нарушений трудовых прав истца ответчиком в процессе рассмотрения дела не установлено, требования Цывуниной О.Н. о взыскании морального вреда удовлетворению не подлежат, как не подлежат удовлетворению и производные требования о взыскании судебных расходов по отправке документов.
В иске следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования Цывуниной ФИО31 к ФКУ ГУОДОП ФСИН России о взыскании денежной компенсации за дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день за ** ** ** денежной компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся при увольнении; взыскании ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за шифровальную работу; взыскании ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу, замещающему должность юридической специальности; взыскании компенсации морального вреда, расходов по отправке документов, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья - Коданева Я.В.