Дело № 2-38/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 16 февраля 2021 года
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Самсоновой Е.Б., при секретаре Казаковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дьячковой М.Г. к Дьячкову С.Г. о признании завещания недействительным, признании права собственности на наследственное имущество
УСТАНОВИЛ:
Дьячкова М.Г. обратилась в суд с иском к Дьячкову С.Г. в котором просила признать недействительным завещание на имя Дьячкова С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, признать за ним право собственности на 1/3 квартиры по адресу: ФИО12, <адрес>, которая входит в состав наследства, открывшегося после смерти <данные изъяты>
Представитель истца адвокат Кобцев А.А., действующий на основании ордера и доверенности в судебное заседание явился, иск поддержал.
Ответчик Дьячков С.Г. и его представитель адвокат Сверчкова О.Н. действующая на основании ордера и доверенности в судебное заседание явились, просили иск отклонить.
Третьи лица нотариусы Борисенкова Л.Г. и нотариус Наутова Ю.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или если суд признает причины их неявки неуважительными, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему:
Из материалов дела усматривается, суду представлено наследственное дело № после умершего ДД.ММ.ГГГГ наследодателя <данные изъяты>, представлено свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68), с заявлением о принятии наследства обратилась Дьячкова М.Г., дочь умершего, являющаяся наследником первой очереди (л.д. 69), в подтверждении родства с наследодателем представлено свидетельство о рождении Дьясковой М.Г. (л.д. 73); также с с заявлением о принятии наследства обратился Дьячков С.Г. – сын наследодателя, суду представлено свидетельство о рождении Дьячкова С.Г. (л.д. 72), представил завещание от ДД.ММ.ГГГГ о том, что <данные изъяты> завещает Дьячкову С.Г. 2/3 доли квартиры по адресу: ФИО12, <адрес> (л.д. 71). В состав наследственного имущества наследодателя умершего <данные изъяты> входит 2/3 квартиры по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 78 с оборотом).
Таким образом, истцом и ответчиком, являющимися наследниками первой очереди, в то же время Дьячков С.Г. является наследником по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.06.2020 по делу назначена посмертная судебная психиатрическая экспертиза, производство которой поручено экспертам СПб ГКУЗ «Городская психиатрическая больница № 6».
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ №.2094.1 комиссия экспертов пришла к выводу, что на момент составления завещания <данные изъяты> не мог понимать значение своих действий и руководить ими. (л.д. 135-143).
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным Кодексом.
В силу ст. 1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.
Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
Согласно п. 1 ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению; завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 1124 ГК РФ завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом.
Согласно положениям ст. 1125 ГК РФ нотариально удостоверенное завещание должно быть написано завещателем или записано с его слов нотариусом. При написании или записи завещания могут быть использованы технические средства (электронно-вычислительная машина, пишущая машинка и другие).
Завещание должно быть собственноручно подписано завещателем.
В соответствии с п. 1 ст. 1131 ГК РФ при нарушении положений названного Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
Поскольку завещание является сделкой, к нему применимы общие нормы права о действительности либо недействительности сделок.
В соответствии со ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
В соответствии со ст. ст. 1111, 1152, 1153, 1154 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом. Для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
В соответствии с абз. 3 п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" во всех случаях, когда по обстоятельствам дела необходимо выяснить психическое состояние лица в момент совершения им определенного действия, должна быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства.
В силу ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда не обязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 названного Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
С учетом приведенных норм процессуального права заключение экспертизы не является для суда обязательным, но не может оцениваться им произвольно.
Юридически значимым обстоятельством дела о признании недействительной сделки по мотиву совершения ее гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ), является наличие или отсутствие у гражданина психического расстройства и степень расстройства.
Для правильного разрешения такого спора необходимо обладать специальными знаниями в области психиатрии, для чего судом в силу ч. 1 ст. 79 ГПК РФ назначается судебно-психиатрическая экспертиза. Специальными знаниями для оценки психического и физического здоровья подэкспертного лица суд не обладает.
Экспертное заключение СПб ГКУЗ "Городская психиатрическая больница N 6" отвечает требованиям положений статей 55, 59 - 60, 86 ГПК РФ, а потому принимается судом в качестве относимого и допустимого доказательства по делу. Оценивая указанное экспертное заключение, суд первой инстанции правомерно принял его за основу при решении вопроса, мог ли <данные изъяты> в спорный период осознавать значение своих действий и руководить ими, поскольку заключение выполнено квалифицированными экспертами, профессиональная подготовка и квалификация которых не вызывают сомнений, ответы экспертов на поставленные вопросы понятны, непротиворечивы, следуют из проведенного исследования, подтверждены фактическими данными, не содержат внутренних противоречий, экспертами учтены все доказательства, представленные сторонами, материалы гражданского дела, медицинская документация, в связи с чем не доверять данному заключению у суда оснований нет.
Каких-либо заслуживающих внимания доводов о недостатках проведенного исследования, свидетельствующих о его неправильности либо необоснованности, ответчиком не приведено, довод о том, что наследодатель в спорный период занимал руководящие должности, отражен в экспертном заключении от 06.10.2020 № суд не нашел оснований для назначения повторной либо дополнительной экспертизы.
Суд учитывает, что экспертами сделан категоричный вывод о том, что при подписании завещания ДД.ММ.ГГГГ в пользу Дьячкова С.Г. наследодатель. не мог понимать значение своих действий и руководить ими.
При таких обстоятельствах, на основании о анализа представленных доказательств в их совокупности, что на момент составления завещания от 08.07.2003 в пользу Дьячкова С.Г. - Дьячков Г.С. не мог понимать значение своих действий и руководить ими, в связи с чем имеются основания для признания вышеуказанного завещания недействительным по основаниям ст. 177 ГК РФ.
Из наследственного дела № усматривается, что подавшие заявления о принятии наследства Дьячкова М.Г. и Дьячков С.Г. являются детьми наследодателя <данные изъяты> т.е. находятся в одной степени родства с <данные изъяты>
Т.о. у суда нет оснований для определения права собственности на наследственное имущество за Дьячковой М.Г.., она в соответствие с положениями законодательства о наследстве вправе получить свидетельство о праве на наследство у нотариуса, который ведет наследственное дело после умершего <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным завещание на имя Дьячкова С.Г. удостоверенное нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга Борисенковой ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части в исковых требованиях отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья Самсонова Е.Б.
В окончательной форме решение изготовлено 01 марта 2021 года