РЕШЕНИЕ Дело №а-288/2020
Именем Российской Федерации
19 июня 2020 года <адрес>
Урус-Мартановский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи - Джабраилова И.Э.,
при секретаре – ФИО1,
с участием: старшего помощника прокурора <адрес> ЧР - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР ФИО3 в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Административному ответчику администрации Урус-Мартановского муниципального района ЧР об обязании администрацию Урус-Мартановского муниципального района ЧР произвести государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для размещения места погребения (кладбища), расположенного в <адрес>-Чу по <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> ЧР ФИО3, в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Административному ответчику администрации Урус-Мартановского муниципального района ЧР об обязании администрацию Урус-Мартановского муниципального района ЧР произвести государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для размещения места погребения (кладбища), расположенного в <адрес>-Чу по <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу, обосновывая свои требования следующим.
<адрес> в соответствии с заданием прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ №, обусловленным исполнением п. 2.5 решения коллегии прокуратуры Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы прокуратуры Чеченской Республики в 2019 году и задачах по укреплению законности и правопорядка на первое полугодие 2020 года», проведена проверка в администрации Урус-Мартановского муниципального района (далее – Администрация), в которой выявлены нарушения земельного законодательства при предоставлении и использовании земельных участков для размещения мест захоронения, а также о государственной регистрации недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) решение о создании мест погребения принимается органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности государственные, муниципальные.
Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) определено, что решение вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения, отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что имущество, предназначенные для решения вопросов местного значения может находиться в муниципальной собственности.
На основании ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Частью 6 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131 ГК РФ.
Установлено, что на территории района расположено и используется 26 земельных участков (9 из них на территории <адрес>), предназначенных для размещения мест погребения, в отношении 1 из которых (<адрес>-Чу, <адрес>) Администрацией работы по учету и государственной регистрации права муниципальной собственности, не проведены, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.
Отсутствие границы земельного участка, на котором расположено кладбище, приведет к обезличиванию территории данного кладбища, препятствуя осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения. Просит обязать администрацию Урус-Мартановского муниципального района ЧР произвести государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для размещения места погребения (кладбища), расположенного в <адрес>-Чу по <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ЧР - ФИО2 административный иск поддержал, сославшись на доводы изложенные, в административном исковом заявлении и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела.
С учетом мнения представителя административного истца суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, выслушав административного истца, изучив представленные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов РФ.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
На основании ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным и дополнительным сведениям, в частности, относятся кадастровый номер, описание местоположении границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенное использование.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
На территории Урус-Мартановского муниципального района ЧР расположены 26 кладбища из которых 20 кладбищ прошли государственную регистрацию.
Данное обстоятельство подтверждается информационным письмом на имя прокурора <адрес> ЧР и.о. главы администрации Урус-Мартановского муниципального района ЧР ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, из вышеназванных норм законов следует, что администрация Урус-Мартановского муниципального района ЧР, обязана была в силу требований закона земельные участки, на которых расположены кладбища поставить на кадастровый учет и оформить их.
К вышеуказанным земельным участкам, на которых расположены места погребения и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
Оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что не проведение межевания занятого под кладбище земельного участка, неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, отсутствию его на кадастровом учете, а при осуществлении захоронений умерших может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель, вследствие чего возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
При таких обстоятельствах требования прокурора <адрес> ЧР подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по данному гражданскому делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес> ЧР ФИО3 в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Административному ответчику администрации Урус-Мартановского муниципального района ЧР об обязании администрацию Урус-Мартановского муниципального района ЧР произвести государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для размещения места погребения (кладбища), расположенного в <адрес>-Чу по <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу - удовлетворить.
Обязать администрацию Урус-Мартановского муниципального района ЧР произвести государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для размещения места погребения (кладбища), расположенного в <адрес>-Чу по <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда ЧР через Урус-Мартановский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия верна: судья И.Э. Джабраилов
Решение вступило в законную силу:___________________
Судья: